Слайд 3
Ум малышей свободен от стереотипов и
шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного
окружающего мира. Нестандартность мировосприятия позволяет детям обладать очаровательной непосредственностью и чистотой, восхитительной изобретательностью, умением удивляться и замечать то, чего порой не могут увидеть серьёзные взрослые. Не зря говорят, что устами младенца глаголит истина.
Поэтому в своей работе я использую одну из самых востребованных методик - адаптированный для дошкольников вариант технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), нацеленный на раскрытие творческого потенциала детей, что очень важно.
Слайд 4
Для формирования навыков творческой поисково- исследовательской
деятельности детей дошкольного возраста посредством триз технологии я разработала
программу «Умники и умницы».
Это программа коллективных занятий и игр с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности.
Слайд 5
Основные задачи программы
всестороннее развитие личности ребенка, его дарований
и творческих способностей, развитие любознательности как основы познавательной активности
будущего школьника;
формирование познавательного интереса и способности детей к творчеству через введение их в мир проблемных ситуаций и изобретательских задач, упражняя в решении их, используя элементы ТРИЗ;
развивитие навыков системного, поискового, изобретательского мышления через рассматривание событий, предметов, явлений, веществ в их развитии, изменении, применении;
развивитие творческого воображения через специальные игры, упражнения, тренинги, операторы, приемы фантазирования;
воспитание культуры общения и навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми через коллективную творческую деятельность;
поддержание уверенности детей в своих силах и способностях, создавать условия для их актуализации
Слайд 6
Методы ТРИЗ
Мозговой штурм
Метод каталога
Метод фокальных объектов
Системный анализ
Метод морфологического
анализа
Метод золотой рыбки
Моделирование маленькими человечками
Метод аналогий
Типовое фантазирование
Слайд 7
Метод мозгового штурма
Мозговой штурм — из
большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются
наиболее перспективные с практической точки зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации (как спасти Снегурочку, как рисовать без кисточки, как перенести воду в решете и т. д.).
Слайд 8
Нет кисточек? Не беда!
Зато есть ладошки и ватные
палочки!
Слайд 9
На асфальте можно рисовать мелом, а на песке?...Пальцем!...или
Палочкой!!!
Слайд 10
Темы мозгового штурма для детей.
Примеры.
Как обогревать людей на
улицах в лютый мороз?
Как не ссориться с мамой?
Как спасти
птиц в суровую зимнюю бескормицу?
Чем можно рисовать на асфальте?
Придумайте насекомое с необычными свойствами.
Как сделать разноцветную льдинку?
Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?
Как исполнить мелодию без музыкальных инструментов?
Как рассказать сказку без слов?
Где найти лето зимой?
Слайд 11
Метод каталога
Метод каталога позволяет в
большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был прозаическим. Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальце в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой. Выбранные методом "тыка" слова связываются в историю, сказку. Воспитатель может преобразовывать одни части речи в другие. Занятие проводится в быстром темпе, используются разные эмоциональные реакции на каждое новое словосочетание.
Слайд 12
Главное - грамотно составить вопросы
и расположить их в нужной последовательности.
При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:
наличие положительного и отрицательного героев;
зло, причинённое отрицательным героем;
борьба положительного героя со злом;
присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.
Последовательность вопросов может быть следующей:
О ком сочиняем сказку?
Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?
С кем он дружил?
Кто им мешал? Каким образом?
Как добрый герой боролся со злом?
Чем всё закончилось?
Слайд 13
МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
Является логическим продолжением
метода каталога. Метод способствует преодолению инертности мышления, развитию фантазии,
поскольку перед детьми ставится задача по переносу свойств одного объекта на другой, что, безусловно, ломает стереотипы восприятия. Для игр используются предметные карточки, дети называют характерные признаки этих предметов, затем переносят их на другие предметы.
Слайд 14
Фокальный объект,
например цветок
Предложите детям поочередно представить, как
выглядит цветок жидкий, прокисший, фруктовый, вкусный, парчовый и т.д.
Слайд 15
Выбирается фокальный объект -
на нём фокусируется мысль.
Признаки случайных объектов
по- очередно присоединяются к фокальному объекту и записываются.
ВСЕ полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций.
Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения.
Жидкий цветок
Фруктовый цветок
Слайд 16
Пример: Игра «Изобретатели» (средняя группа)
предлагает малышам сконструировать предметы мебели, технические приспособления, необычные
здания, придумать несуществующее фантастическое животное.
Например, «Зайкаобезьян» — родился в семье зайца и обезьяны, живёт в лесу, быстро бегает, ловко лазает по деревьям, перепрыгивая с ветки на ветку, любит сладкие фрукты и сочные овощи.
Слайд 17
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ (СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР)
Метод помогает сформировать
целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит
видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта.
Слайд 18
СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР
Самый распространенный вариант – девятиэкранка, но
он
доступен в большей мере детям старшего дошкольного
возраста.
Для детей младшего возраста используются «урезанные»
варианты: горизонтальная и вертикальная трехэкранка,
пятиэкранка.
.
Слайд 19
Системный оператор (девятиэкранка)
Слайд 20
Системный оператор
Пример:
Река
Исток
Море
Планета Земля
Берега, дно, вода
Слайд 22
Например: Система "Лягушонок”, Подсистема (часть системы)
– лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система,
в которую входит рассматриваемая система) – водоем.
Вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, "Для чего они нужны?”, "Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).
икра
головастик
лягушка
Слайд 24
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
комбинаторный метод, суть которого предполагает
рождение нового оригинального творческого решения или образа путём системного
перебора всех теоретически возможных вариантов решения или характеристик объекта.
Морфологическая таблица состоит из двух осей координат — горизонтальной (объект) и вертикальной (признаки).
Морфологический ящик включает большее количество осевых линий, например, объектов может быть несколько (ребёнок, подросток, старик), расширяется перечень характеристик (одежда, способ передвижения, внешний вид, характер).
Слайд 25
Знакомство с морфологической таблицей следует
начинать с простой одномерной таблицы – «Волшебной дорожки».
Слайд 26
Морфологическая таблица состоит из двух осей координат —
горизонтальной (цветок) и вертикальной (цвет, форма, количество, форма)
Слайд 27
Морфологическая таблица
«Расскажи об овоще, фрукте»
Слайд 29
Составление сказки «Красная Шапочка
по мнемотаблице
Метод учит разграничивать мир реальный
и фантастический, видеть взаимопроникновение и переплетение двух этих миров. Анализ сказки с точки зрения разделения реальных и фантастических событий:
старик забросил невод и вытащил рыбку — реальная ситуация;
поймал говорящую Золотую Рыбку — нереально, поскольку аквариумные рыбки в море не живут.
«Смело берите «невозможные» идеи, ломающие наши представления о мире, меняйте их, сталкивайте между собой, развивайте, а затем смотрите — вписывается ли полученное в общую картину мироздания.
И если не вписывается, начинайте сначала. И потом еще и еще, пока не увидите: да, так может быть!»
Г.С.Альтшуллер
Слайд 31
Метод золотой рыбки снимает слои реальности и выявляет
ту центральную идею, которая легла в основу необъяснимого фантастического
процесса, явления, события.
Слайд 32
Метод необычайно интересен, но использовать его с детьми
младше 6-7 лет не рекомендуется. Особенно осторожно нужно подходить
к выбору предлагаемых для решения ситуаций. Использование метода не по назначению, например, для «препарирования» сказок, может привести к искажению воспитательного подтекста, лишить сказку смыслового содержания.
Слайд 33
Моделирование маленькими человечками
моделирование процессов, происходящих в природном и
рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное)
Слайд 34
ММЧ развивает понимание сути природных явлений,
состава вещества. Сказочные персонажи в разных веществах ведут себя
по-разному, например, в твёрдых телах они неразлучны, неподвижны и крепко прижимаются друг к другу, в жидких — находятся рядом друг с другом, но не так близко, наконец, в газообразных — очень шаловливые и постоянно двигаются. Следовательно, путём экспериментирования дети приходят к выводу о том, что когда вода превращается в лёд, человечки меняют свой характер и поведение.
С помощью таких "человечков” дети составляют модели "Борща”, "Океана”, "Извержение вулкана” и т.д.
карамель
дым
Слайд 35
Синектика (метод аналогий)
Личностная аналогия
(эмпатия)
Прямая аналогия
Фантастическая аналогия
Слайд 36
Типовые приемы фантазирования (ТПФ)
Для лучшего понимания
детьми фантастических преобразований названия приемов дают в виде имен
Волшебников. Например: Пришел Волшебник Увеличения (или Уменьшения) и изменил размер объекта, его цвет. («Ты попал в Царство Деда Мороза», «Дед Тепла – каким ты его представляешь?») в занятии «Зимушка – хрустальная»; «Зеленый шар на столе, портрет нашей Земли». - Что было бы, если бы не было воды на планете Земля? Как улучшить жизнь на Земле? «Дни и сутки» - Что было бы, если бы весь год была ночь? Такие занятия проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.
Слайд 37
Приемы фантазирования
Изменение размера (уменьшение,увеличение)- Репка, Дюймовочка, Карлик Нос,
Маленький Мук, Страна Лилипутов
Изменение строения (дробление, объединение)- Лошарик,
Тяни-Толкай, скатерть-самобранка
Изменение подвижности (оживление, окаменение)- Печка и вёдра у Емели, каменный цветок
Специальное (С) и универсальное (У) волшебство- С – сапоги-скороходы, ковёр- самолет. У – волшебная палочка, золотая рыбка
Преобразование свойств времени- Сказка о потерянном времени. Маленький принц, Карлсон (возраст не меняется)
Прием «Наоборот»- К. И. Чуковский «Путаница» - всё происходит наоборот
Слайд 38
Сочиняем сказки…
Коллаж из сказок . Придумывание новой сказки
на основе уже известных детям сказок.
Знакомые герои в
новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
Сказки, по-новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.
Слайд 39
СТАРАЯ СКАЗКА « РЕПКА» НА НОВЫЙ ЛАД
Слайд 40
Игра «Хорошо- плохо»
учит выделять в предметах и
объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Слайд 41
ДАНЕТКА
Скорее игра, чем метод, данетка учит
точно и понятно формулировать вопросы, выделять наиболее значимые признаки,
систематизировать предметы по общим характеристикам.
Правила: дети отгадывают объект с помощью наводящих вопросов, которые сами же и формулируют, отвечать можно только «да» или «нет». Первоначально ставятся вопросы общего характера (это человек, животное, механизм, растение и т. д.), затем более направленные и уточняющие.
Слайд 42
Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых
вопросов:
спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве,
или
на классифицирование объекта по его признакам
Необходима предварительная подготовка для уточнения знаний о предметах: какие относятся к живой природе (дышат, двигаются, питаются, размножаются), какие к неживой природе (часть природы, но не обладают всеми свойствами живых), какие к рукотворному миру (изобретенные
людьми).
Слайд 43
Графический алгоритм сужения поля
поиска загаданного объекта
Слайд 44
Дидактические игры на классификацию
Слайд 47
Предметно-пространственная развивающая среда по технологии ТРИЗ
Грамотно
оформленный, доступный и безопасный уголок ТРИЗ является прекрасным подспорьем
для стимулирования любознательности, индивидуальной познавательной активности, самостоятельности дошкольников.
Слайд 48
«Центр науки и природы»
Для развития поисково - познавательной
деятельности и знакомства со свойствами материалов в центре имеется
уголок опытнической деятельности, в котором находятся образцы (ткани, металла,
пластмассы, дерева, бумаги, стекла).
Слайд 49
в котором для расширения кругозора о мире предметов
находятся разные энциклопедии познавательного содержания; иллюстрированный материал по обобщающим
темам, для формирования представлений детей о предметах рукотворного мира, об истории вещей, о различных материалах
«Центр науки и природы»
Слайд 51
Коллекции предметных
и сюжетных картинок
Дошкольники учатся анализировать,
исследовать,
сравнивать, обобщать, обосновывать собственную точку
зрения, систематизировать свои
знания,
учитывать причинно-следственные отношения.
Слайд 52
Создание мини - музеев
помогает дошкольникам воспринимать и оценивать
реальное и воображаемое,
сюжеты старины и современности.
Слайд 53
По итогам работы я сделала следующие выводы:
Детям на
занятия стало очень интересно. Для них это своего рода
игра, кто больше заметит объектов на картинке, кто больше назовет красивых слов. Легко стало привести в систему любые знания используя «Волшебные дорожки», «Волшебные экраны», легко обобщать и квалифицировать.
Результатом многих занятий был выход на продуктивную деятельность (это одна из особенностей тризовских занятий). Детям это особенно нравилось. «Рисовать» можно и словами и красками.
Дети стали раскрепощеннее, на занятиях внимательнее. Потому что появился интерес. Они не боялись высказывать свое мнение, потому что принимались все идеи, все высказывания.
Стараясь высказывать свои мысли, соображения, дети приобретали отличный словарный запас и хороший грамматический строй речи.
ТРИЗ и речь не могут существовать друг без друга.
Слайд 54
«Духовная жизнь ребёнка полноценна тогда,
когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии
и творчества. Без этого он – засушенный цветок».
В.А. Сухомлинский
Слайд 55
Развитие человека – это и основная
цель, и
необходимое условие прогресса.
Будущее России, наши успехи зависят от
качества образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов…
мотивации к инновационному мышлению и поведению граждан … будет зависеть будущее России.
В.В. Путин