Слайд 2
СОDЕРЖАНИЕ
Текст
Галерея
Тест
Об авторе
ВЫХОD
Слайд 3
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Биография
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452
года в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции.
Сын флорентийского нотариуса и крестьянки, ученик Вероккио в области живописи, быстро опередивший своего учителя, Леонардо да Винчи жил и работал сначала в купеческой Флоренции, затем при дворах различных князей, всюду предлагая грандиозные планы и нигде не находя настоящего понимания. Усталый и разочарованный, Леонардо да Винчи в январе 1516 принял приглашение короля Франциска I переехать во Францию и здесь прожил последние четыре года своей жизни в замке Клу (в Турени), завершая начатые работы.
Слайд 4
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Биография
Искусство
Интересные факты
Изобретения
Слайд 5
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Леонардо не имел фамилии в современном смысле;
«да Винчи» означает просто (родом) из городка Винчи». Полное
его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
Слайд 6
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Искусство
Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя
и как писатель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической
практики: «Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в путь без руля и компаса… практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории».
Требуя от художника углубленного изучения изображаемых предметов, Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе.
Слайд 7
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Итогом стал своеобразный интимный дневник, подобного которому
нет во всей мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы
сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела и т. п.; все это пересыпано разнообразными изречениями, философскими рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии.
Признавая единственным критерием истины — опыт, противопоставляя метод наблюдения и индукции отвлеченному умозрению, Леонардо да Винчи не только на словах, а на деле наносит смертельный удар средневековой схоластике с её пристрастием к абстрактным логическим
Слайд 8
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
формулам и дедукции. Для Леонардо да Винчи
хорошо говорить — значит правильно думать, то есть мыслить
независимо, как древние, не признававшие никаких авторитетов. Так Леонардо да Винчи приходит к отрицанию не только схоластики, этого отзвука феодально-средневековой культуры, но и гуманизма, продукта ещё неокрепшей буржуазной мысли, застывшей в суеверном преклонении перед авторитетом древних. Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за 100 лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки, являясь одним из предшественников материалистов XVI—XVII веков.
Слайд 9
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Интересные факты
*Леонардо, по всей видимости, не
оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть
однозначно приписан. Учёные усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512—1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани.
*Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана
Слайд 10
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно
как музыкант, а не как художник или изобретатель.
*Леонардо
первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».
*Леонардо был амбидекстром — в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками.
*Был вегетарианцем. Ему принадлежат слова «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Еще в раннем возрасте я отказался от мяса».
Слайд 11
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Изобретения
Величайший ученый своего времени, Леонардо да Винчи
обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания.
Но как удивился бы гений, узнай он, что многочисленные его изобретения используются даже 555 лет спустя после его рождения. Как ни странно, лишь одно изобретение да Винчи получило признание при его жизни - колесцовый замок для пистолета, который заводился ключом. Сначала этот механизм был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно в кавалерии, что даже отразилось на конструкции латы: максимилиановские доспехи
Слайд 12
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
ради стрельбы из пистолетов стали делать с
перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо
да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке.
Но, как это часто бывает, признание к гениям приходит спустя века: многие его изобретения были дополнены и модернизированы, а сейчас используются в повседневной жизни. Например, Леонардо да Винчи создал устройство, способное сжимать воздух и прогонять его по трубам. У этого изобретения очень широкий спектр применения: от разжигания печей до ... вентиляции комнат.
Слайд 13
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Леонардо - не первый ученый, которого заинтересовала
возможность человека долгое время оставаться под водой. Например, Леон
Баттиста Альберти планировал поднять некоторые римские суда со дна озера Неми. Леонардо же пошел дальше просто планов: он создал проект водолазного костюма, который изготавливался из водонепроницаемой кожи. Он должен был иметь большой нагрудный карман, который заполнялся воздухом для увеличения объема, что облегчало подъем водолаза на поверхность. Водолаз у Леонардо был снабжен гибкой дыхательной трубкой, которая соединяла его шлем с защитным плавучим куполом на поверхности воды (сделанным, предпочтительно, из тростника с кожаными соединениями).
Слайд 14
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Общеизвестно, что Леонардо да Винчи также разработал
чертеж "предка" современного вертолета. Радиус винта должен был составлять
4,8 м. По плану ученого он имел металлическую окантовку и полотняное покрытие. Винт приводился в движение людьми, которые шли вокруг оси и толкали рычаги. "Я думаю, что если этот винтовой механизм добротно сделан, т. е. сделан из накрахмаленного полотна (во избежание разрывов) и быстро раскручен, то он найдет себе поддержку в воздухе и взлетит высоко вверх", - писал да Винчи в своих работах.
Одна из самых необходимых вещей для обучения человека плаванию - спасательный круг. Это изобретение Леонардо осталось практически без изменений.
Слайд 15
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Для ускорения плавания ученый разработал схему перепончатых
перчаток, которые со временем превратились в общеизвестные ласты. Трудно
поверить, но для облегчения труда рабочих Леонардо придумал... экскаваторы, которые скорее были предназначены для подъема и транспортировки вырытого материала, чем для рытья как такового. Как предполагают ученые, экскаваторы могли быть нужны для проекта отведения реки Арно. Предполагалось вырыть ров шириной 18м и длиной 6м. Рисунки изобретателя дают представление о размерах машины и канала, который предстояло выкопать. Подъемный кран со штангами разной длины был интересен тем, что мог использоваться с несколькими противовесами
Слайд 16
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
на двух или более уровнях экскавации. Стрелы
крана развертывались на 180° и перекрывали всю ширину канала.
Экскаватор устанавливался на рельсы и, по мере продвижения работ, передвигался вперед при помощи винтового механизма на центральном рельсе.
Один из самых знаменитых рисунков Леонардо представляет древние разработки автомобиля. Самодвижущаяся телега должна была двигаться с помощью сложного арбалетного механизма, который передавал бы энергию приводам, соединенным с рулем. Задние колеса имели дифференцированные приводы и могли двигаться независимо. Четвертое колесо соединено с рулем, при помощи которого можно управлять телегой. Первоначально это транспортное средство предназначалось для увеселения
Слайд 17
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
королевского двора и относилось к тому ряду
самодвижущихся машин, которые были созданы другими инженерами средневековья и
Возрождения. Некоторые изобретения ученого человечество отваживается испытать только сейчас: например, в норвежском городке Ас в 2001 году был открыт 100-метровый пешеходный мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Это был первый случай за 500 лет, когда архитектурный проект Мастера, намного опередившего свое время, получил реальное воплощение..
Леонардо да Винчи спроектировал это сооружение для турецкого султана: мост должен был быть перекинут через залив Золотой Рог в Стамбуле. Если бы проект был
Слайд 18
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
реализован, этот мост был бы самым длинным
мостом своего времени - его длина составляла 346 метров.
Однако Леонардо не удалось реализовать свой проект - султан Баязет II отказался от предложений флорентийского художника. Правда, новый мост уступает своему средневековому прототипу в длине - 100 м вместо 346 - однако он в точности повторяет все конструкторские и эстетические достоинства проекта Леонардо. Этот мост служит в качестве пешеходного перехода, перекинутого на высоте 8 м над автострадой Е-18, в 35 км к югу от Осло. При его строительстве пришлось поступиться только одной задумкой Леонардо да Винчи - в качестве строительного материала было использовано дерево, тогда как 500 лет назад мост планировалось построить из камня.
Слайд 19
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
В 2002 году в Великобритании также было
воссоздано одно из изобретений великого Леонардо да Винчи: в
небе над графством Суррей был успешно испытан прообраз современного дельтаплана, собранный точно его по чертежам. Испытательные полеты с холмов Суррея осуществила дважды чемпион мира по дельтапланеризму Джуди Лиден. Ей удалось поднять "протодельтаплан" да Винчи на максимальную высоту в 10 м и продержаться в воздухе 17 секунд. Этого было достаточно, чтобы доказать, что аппарат на самом деле работает.
Полеты были проведены в рамках экспериментального телевизионного проекта. Аппарат воссоздал по знакомым всему миру рисункам 42-летний механик из Бедфордшира Стив Робертс.
Слайд 20
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Средневековый дельтаплан напоминает сверху скелет птицы. Он
сделан из итальянского тополя, тростника, сухожилий животных и льна,
обработанного глазурью, полученной на основе выделений жуков.
Сама по себе летательная машина оказалась далека от совершенства. "Управлять ею было почти невозможно. Я летела туда, куда дул ветер, и не могла ничего с этим поделать. Наверное, так же чувствовал себя испытатель первого в истории автомобиля", - рассказала Джуди.
Как считал Леонардо да Винчи, "если у человека есть тент из плотной ткани, каждая из сторон которого составляет 12 длин руки, и высота - 12, то он может прыгнуть, не разбившись, с любой значительной высоты". Испытать этот аппарат ему самому не удалось, тем не менее, в декабре 2000 года
Слайд 21
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
британский парашютист Адриан Николас в Южной Африке
спустился с высоты 3 тыс. метров с воздушного шара
на парашюте, сделанном по эскизу Леонардо да Винчи. Спуск прошел успешно.
Слайд 22
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Автопортрет
Зарисовки
Живопись
Изобретения
Анатомические зарисовки
Слайд 23
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Леонардо да Винчи
Автопортрет
Слайд 24
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Зарисовки
Слайд 25
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Зарисовка дерева
Слайд 26
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Голова воина
1504-1505. Художественный музей, Будапешт.
Слайд 27
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Голова кричащего человека и профиль
Эскиз к «Битве
при Ангиари». 1503. Материал и техника: красный мел на
бумаге Размеры: 191 х 188 мм. Музей изящных искусств, Будапешт.
Слайд 28
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Голова Христа в терновом венце
Ок. 1500. Материал
и техника: серебряный штифт на бумаге. Размеры: 92 х
116 мм. Галерея Академии, Венеция.
Слайд 29
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Голова Христа
Фрагмент, этюд головы к «Тайной вечере».
Ок. 1495. Материал и техника: мел на бумаге. Размеры:
400 х 320 мм. Пинакотека Брера, Милан.
Слайд 30
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Драпировка
Эскиз.
Слайд 31
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Живопись
Слайд 32
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Мадонна Дрейфус
1470-1475. Некоторыми исследователями приписывается Лоренцо ди
Креди. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Слайд 33
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Благовещение
1472-1475. Темпера, дерево. Размер: 98 x 217
см. Галерея Уффици, Флоренция.
Слайд 34
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Джиневра де Бенчи
1474-1476. Доска, масло. Размер: 42
x 37 см. На оборотной стороне картины имеется живопись.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Слайд 35
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Мадонна с младенцем (Мадонна Бенуа)
1478. Холст, масло.
Размер: 49,5 х 33 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Слайд 36
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Поклонение волхвов
1481-1482. Доска, масло. Размер: 246 x
243 см. Леонардо да Винчи так и не закончил
ее к моменту отъезда в Милан. Галерея Уффици, Флоренция.
Слайд 37
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Мадонна в скалах
1483-1486. Холст, масло. Размер: 1,99
х 1,22 м. Лувр, Париж.
Слайд 38
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Портрет музыканта
1485. Дерево, масло. Размер: 43 x
31 см. Возможно, на картине изображен регент миланского собора
Франкино Гаффурио. Пинакотека Амброзиана, Милан.
Слайд 39
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Портрет Лукреции Кривелли
1490-1495. Дерево, масло. Размер: 63
x 45 см. Считалось, что модель картины - любовница
Франциска I. Согласно каталогам Фонтебло, работа значилась как «Портрет герцогини Мантуанской», сейчас же считается, что на нем изображена Лукреция Кривелли, любовница Лудовико Моро. Лувр, Париж.
Слайд 40
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Св. Иоанн Креститель
1513-1516. Доска, масло. Размер: 69
x 57 см. Лувр, Париж.
Слайд 41
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Крещение Христа
Около 1472-1475 г., 177 x 151
см., д, м., Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Написана совместно
с Андреа Вероккьо
Слайд 42
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Мадонна с младенцем
Слайд 43
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Изобретения
Слайд 44
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
На этом рисунке автоматическое орудие с несколькими
оружейными стойками и подъемником, изобретенное Леонардо.
Слайд 45
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Автоматическая зажигательная система с запалом
На этом рисунке
Леонардо изображено устройство для открывания емкости с порохом и
одновременного его поджога. Опущенный запал поджигается "во рту змеи", спусковой крючок оттягивается, огонь охватывает порох в уже открытом контейнере.
Слайд 46
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Автоматическое зажигание от огнива
Слева - спусковой механизм,
расположенный в центре винтовой пружины, которая цепью соединяется с
колесом. Колесо при вращении задевает об огниво и высекает искру.
Слайд 47
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Катапульта с лебедкой
Катапульта является одним из самых
древних традиционных видов оружия. Катапульта с лебедкой имела гибкое
плечо, сгибающееся назад при помощи ручной лебедки, а также ковш, куда по приставной лестнице помещали камень для броска. Засов лебедки открывался, освобождая гибкое плечо. Оно, в свою очередь, било по ковшу, выбрасывавшему камень на значительное расстояние. Группа таких катапульт, бьющих по врагу одновременно, могла обеспечивать прекрасную защиту.
Слайд 48
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Килевидные пушечные ядра
Экспериментируя с потоками воды, Леонардо
пришел к выводу о влиянии воздуха на траекторию полета
пушечных ядер. Эту проблему он решил с помощью килевидных снарядов, актуальных и в наши дни. Они имели аэродинамический контур и направляющие крылья.
Слайд 49
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Анатомические зарисовки
Слайд 50
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Анатомические зарисовки плечевого пояса человека
1509-1510. Королевская
библиотека, Виндзор.
Слайд 51
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Анатомические зарисовки шеи
Изучение шейного отдела позвоночника.
Королевская коллекция. В записях Леонардо да Винчи есть сравнение,
где проводится аналогия между мышцами, держащими шею, и вантами, держащими мачту судна. Это наглядный пример того, что Леонардо рассматривал человеческое тело, как своеобразный механизм.
Слайд 52
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Анатомический рисунок черепа в разрезе. 1489.
Слайд 53
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Зарисовки ног человека; наброски лошадей со всадниками.
1506-1507. Библиотека Реале, Турин.
Слайд 54
Текст
Тест
Об авторе
Галерея
Начать тест?
Да
Нет
Слайд 55
Когда родился Леонардо да Винчи?
15 апреля
1452 года
23
марта
1639 году
Нет
правильного
ответа
Слайд 57
Ошибочка вышла
Вернуться к вопросу
Слайд 58
Какое полное имя у Леонардо да Винчи?
Leonardo di
ser
Piero
da Vinci
Leonardo da
Vinci
Leonardo da xer
Ser
Vinci
Слайд 60
Ошибочка вышла
Вернуться к вопросу
Слайд 61
Где родился Леонардо да Винчи?
В селении
Анкиано близь
Винчи
В городе
Винчи
В
Сан-Марино
провинции
Винчи
Слайд 63
Ошибочка вышла
Вернуться к вопросу
Слайд 64
Кем был от госпдин Пьеро (отец Леонардо да
Винчи) по профессии?
Купец
Крестьянин
Нотариус
Слайд 66
Ошибочка вышла
Вернуться к вопросу
Слайд 67
В каком музее хранится полотно Леонардо да Винчи
“Мона Лиза”
Лувр,
Париж
Реали,
Турин
Национальная
Галерея,
Лондон
Слайд 69
Ошибочка вышла
Вернуться к вопросу
Слайд 70
Какая работа не принадлежит
Леонардо да Винчи
“О
Божественной
пропорции”
“Тракт о
живописи”
“Тракт о звуках”
Слайд 72
Ошибочка вышла
Вернуться к вопросу