Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Культурное наследие Мурманской области

Содержание

СодержаниеСаамы Кольского полуостровапгт Умба. Поморысело ВарзугаКанозерские ПетроглифыЗагадочные лабиринтыСейдозеро и КуйваОстров КильдинМогильное озероХрам Благовещения Пресвятой Богородицы города Колы
Культурное наследие Кольского СевераРаботу выполнили ученикиМБОУ г. Мурманска СОШ №13Руководитель: учитель географии СодержаниеСаамы Кольского полуостровапгт Умба. Поморысело ВарзугаКанозерские ПетроглифыЗагадочные лабиринтыСейдозеро и КуйваОстров КильдинМогильное озероХрам Саамы Кольского полуострова Само название Кольских саамов – саами, саамь, саме, скандинавских - самелатс,  Традиционным переносным жилищем саамов при перекочёвках служил шалаш из жердей, крытый летом пгт Умба. ПоморыУмба — одно из старейших поселений Кольского полуострова (1466), бывшая вотчина Соловецкого монастыря. Поморские козули — обрядовое печенье в виде фигурок из соленого теста. В разных селах с. ВарзугаВарзуга была крупнейшим селом Кольского полуострова. Одно из первых упоминаний о Основным источником доходов местного населения во все времена были продажа сёмги, вылавливаемой Канозерские ПетроглифыСамым древним «чудом» Мурманской области являются наскальные рисунки на островах и Первые петроглифы были открыты 5 июля 1997 г. Юрием Ивановым на скалистом Загадочные лабиринтыНеподалеку от города Кандалакша, что находится на северном берегу Белого моря, Сейдозеро и КуйваЛегендарное Сейдозеро (Сейдъявр) – уникальное по красоте и количеству то Название происходит от слова «сейд» — священный камень, в котором, по саамским Куйва – наскальное изображение человека и оленяВысота изображения, напоминающего расставившего крестообразно руки Остров КильдинОстров Кильдин — настоящий край земли. Дальше — только арктические льды. Это Чуть ли не с зари мореплавания мимо острова  ходили туда-сюда все, кому Могильное озероНа острове Кильдин расположено своеобразное чудо природы – озеро Могильное. Уникальность Храм Благовещения Пресвятой Богородицы города Колы27 февраля 1783 года Екатерина II в виде В 1937 году расстреляли под Петербургом настоятеля Благовещенской Церкви города Колы священника Константина В 1984 году после реконструкции в Церкви был открыт музей поморского быта- отдел Источники:https://www.gov-murman.ru/region/saami/general_info/history/http://identityworld.ru/stuff/szfo/murmansk/saamy/31-1-0-214http://kolanord.ru/index.php/pomorhttp://strana.ru/places/18184/infohttp://www.travellers.ru/city-varzuga-(selo)http://smorodina.com/objects/petroglifyhttp://murman-turist.ru/mesta/petroglify/http://murman-turist.ru/mesta/vavilon/http://zabroska.su/?p=1063http://www.rgo-sib.ru/reportage/361.htmhttp://kildin.ruhttp://kolahram.ru
Слайды презентации

Слайд 2 Содержание
Саамы Кольского полуострова
пгт Умба. Поморы
село Варзуга
Канозерские Петроглифы
Загадочные лабиринты
Сейдозеро

СодержаниеСаамы Кольского полуостровапгт Умба. Поморысело ВарзугаКанозерские ПетроглифыЗагадочные лабиринтыСейдозеро и КуйваОстров КильдинМогильное

и Куйва
Остров Кильдин
Могильное озеро
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы города Колы












Слайд 3 Саамы Кольского полуострова

Само название Кольских саамов – саами, саамь, саме,

Саамы Кольского полуострова Само название Кольских саамов – саами, саамь, саме, скандинавских -

скандинавских - самелатс, самек. Свое название "лопари" народ получил,

по-видимому, от соседей - финнов и скандинавов, от которых его восприняли и русские.
Саамы Кольского полуострова представляют собой совершенно самостоятельную этнографическую группу, которую называют Кольскими саамами (лопарями). Их можно отнести к четвертому типу, определяющемуся сочетанием оленеводства, рыболовства и охоты и полукочевым, а последние десятилетия оседлым образом жизни. 
У саамов в пережиточной форме сохранялся обычай общего распределения добычи, а также обычай взаимопомощи. Все промысловые угодья и охотничьи территории, как свидетельствуют материалы конца XIX - начала XX в., были разделены между погостами с правом наследственного владения. 

Слайд 4
 Традиционным переносным жилищем саамов при перекочёвках служил шалаш

 Традиционным переносным жилищем саамов при перекочёвках служил шалаш из жердей, крытый

из жердей, крытый летом мешковиной, а зимой оленьими шкурами

— кувакса. Другое традиционное жилище (вежа, кота) — непереносная постройка в форме четырёхгранной пирамиды из жердей, крытая дёрном. 
Традиционная мужская и женская одежда — юпа (куфт): прямая суконная или холщовая рубаха, которую мужчины подпоясывали широким кожаным поясом с подвешенным к нему охотничьим ножом в ножнах, кожаный мешочек с огнивом, кошелёк для денег, разного рода амулеты.
 Традиционная пища саамов зимой состояла из оленьего мяса, летом — из рыбы; некоторые группы саамов употребляли также оленье молоко.
Фольклор саамов представлен мифами, сказками, преданиями. Долго сохранялись следы дохристианских культов с развитым пантеоном, поклонением духам и священным камням-сейдам, шаманизмом и т.п.

Слайд 5 пгт Умба. Поморы

Умба — одно из старейших поселений Кольского полуострова

пгт Умба. ПоморыУмба — одно из старейших поселений Кольского полуострова (1466), бывшая вотчина Соловецкого

(1466), бывшая вотчина Соловецкого монастыря. Дух времени прекрасно сохранился в

суровом заполярном климате.
Коренное население Умбы — самые настоящие терские поморы.
Поморский колорит , знатная морская рыбалка, ежегодная Поморская регата, древности вроде каменного Умбского лабиринта на мысе Аннин крест в 13 км к западу от села


Слайд 6

Поморские козули — обрядовое печенье в виде фигурок из соленого

Поморские козули — обрядовое печенье в виде фигурок из соленого теста. В разных

теста. В разных селах Терского берега лепили разные козули — тетёрок,

оленей, тюленей, быков. Каждая фигурка — оберег, у каждой свое значение — счастье, успех в семейных делах, замужество, богатство…
Поморские рогульки — смешные камешки с «рожками». На первый взгляд такой камешек ничем не примечателен, но если его распилить — внутри окажется красивый рисунок. Месторождения глендонитов (таково их научное название) есть только в 30 км от Умбы и в Австралии. 
Кусочки песчаника, на которые местные мастера наносят изображения петроглифов, и деревянную посуду из капа, тоже изготовленную местными умельцами. 

Слайд 7 с. Варзуга

Варзуга была крупнейшим селом Кольского полуострова. Одно

с. ВарзугаВарзуга была крупнейшим селом Кольского полуострова. Одно из первых упоминаний

из первых упоминаний о ней содержится в грамоте 1466

года, когда варзужанин Тимофей Ермолинич передал Соловецкому монастырю свои угодья в реке Варзуге и по морскому берегу — ловища и леса.
В ранний период существования Варзуги важную роль в жизни селения играл Соловецкий монастырь, который построил в Варзуге подворье, стал вести в реке лов семги, а также в марте 1491 года была освящена церковь во имя Святого Николая Чудотворца — покровителя мореходов.
После падения самостоятельности Новгорода (1478 год) Терская земля перешла под власть Москвы. Варзуга именуется «волостью» — отдельной административной единицей, подчиненной двинскому наместнику великого князя с резиденцией в Холмогорах.


Слайд 8
Основным источником доходов местного населения во все времена

Основным источником доходов местного населения во все времена были продажа сёмги,

были продажа сёмги, вылавливаемой в реке Варзуге.
Кроме того, большое

значение имел также «торосовый» (бой тюленя) и рыбный промыслы.
В прошлом веке в селе Варзуге также существовала добыча жемчуга из раковин, водившихся как в Варзуге, так и в других реках.
Кроме того, жители деревни занимались и скотоводством: разводили крупный рогатый скот, а также овец, лошадей и оленей.
Растениеводство из-за сурового климата было развито плохо.
Жители села сами строили свои дома, делали кирпич и клали из него печи.
Мужчины строили («шили») лодки, женщины пряли и ткали.
Также Варзуга остаётся одним из немногих мест, где хранится поморский устный фольклор.

Слайд 9 Канозерские Петроглифы
Самым древним «чудом» Мурманской области являются наскальные

Канозерские ПетроглифыСамым древним «чудом» Мурманской области являются наскальные рисунки на островах

рисунки на островах и берегах озера Канозеро – Петроглифы.


Петроглифами называют наскальные рисунки свободной тематики, не образующие какой-либо системы знаков. Иными словами это живопись древних художников, отличающаяся от различных видов древней письменности, свободой самовыражения.


Слайд 10
Первые петроглифы были открыты 5 июля 1997 г.

Первые петроглифы были открыты 5 июля 1997 г. Юрием Ивановым на

Юрием Ивановым на скалистом острове Канозера во время сплава

по реке Умба.
К 2007 году исследователями было обнаруженоболее 1000 рисунков на 3х островах озера - Горелом, Еловом и Каменном и прибрежной скале - Одинокой.
Находки датированы начиная от конца III тыс. до н. э.до 3 века до н.э., некоторые из них, возможно, выбивались саамами и в период Средневековья.
На канозёрских петроглифах предствлены сцены морской охоты на кита и белуху, различные ритуалы, охота на лосей, геометрические знаки, солярные знаки, лодки различных типов.
Аналоги этих рисунков можно найти в др. местах Карелии, в Швеции, Финляндии и Норвегии. В посёлке Умба создаётся музей петроглифов.


Слайд 11 Загадочные лабиринты
Неподалеку от города Кандалакша, что находится на

Загадочные лабиринтыНеподалеку от города Кандалакша, что находится на северном берегу Белого

северном берегу Белого моря, расположено уникальное место – каменный

лабиринт, возрастом превышающий 2000 лет до нашей эры. Этот исторический артефакт несложно найти, всего 4 км от самого города, на побережье губы м. Питкуль.
Каменный лабиринт "Вавилон" или "Авалон" - это удивительное место, окутанное легендами и таинственными историями, посетить которое стоит, чтобы попытаться разгадать загадку связанную с его появлением.
О значении этого узора ходят различные слухи и составлена не одна научная теория, но истинного значения на сегодняшний день не установлено. Возможно, это специальное ритуальное место для призыва удачи Саамских рыбаков и охотников, также вполне вероятно, что такие сооружения Древние использовали, чтобы запутать души умерших и не дать им проникнуть в мир живых, гипотез

Слайд 12 Сейдозеро и Куйва

Легендарное Сейдозеро (Сейдъявр) – уникальное по

Сейдозеро и КуйваЛегендарное Сейдозеро (Сейдъявр) – уникальное по красоте и количеству

красоте и количеству то ли артефактов, то ли просто

природных останцев, место в Ловозерских тундрах. Сейдозеро (Мурманская область) находится в окрестностях пос. Ревда и пос. Ловозеро.
Саамское название этого края — Луяврчорр, что значит горы у озера силы. Это популярное у туристов место, по высоте почти не уступающее соседним горам Хибинам и превосходящее их по глубине расщелин и ущелий.
Впервые ученые пришли на берега Сейдозера в 1887 г. Оно было включено в маршрут Большой Кольской экспедиции, участниками которой были, в т.ч. В. Рамзай и А.Г. Петрелиус,  хорошо известные туристам-любителям Хибин, ведь их имена носят перевалы этого горного массива.


Слайд 13
Название происходит от слова «сейд» — священный камень,

Название происходит от слова «сейд» — священный камень, в котором, по

в котором, по саамским (лопарским) поверьям, нашла приют душа

умершего нойда-шамана.
Издавна такие уединенные водоёмы играли в их жизни особую роль, выполняли священную функцию, были своеобразным храмом.

В течение почти 100 лет в эти края было организовано несколько крупных экспедиций, целью которых было подтвердить или опровергнуть существование здесь древней Гиперборейской цивилизации, кроме этого район активно изучался одиночками-энтузиастами.


Слайд 14
Куйва – наскальное изображение человека и оленя
Высота изображения,

Куйва – наскальное изображение человека и оленяВысота изображения, напоминающего расставившего крестообразно

напоминающего расставившего крестообразно руки человека, порядка 50 м. О

нем, почему-то, исследователи упоминают мало.
По лопарской легенде Куйва (Черный человек) – предводитель шведского отряда, грабившего местных жителей. Отряд был разгромлен саамами, а его начальник навсегда впечатался в скалу.
Изображение Куйвы найдено Барченко в 1921 году.
Нанесла его сама природа с помощью протечек воды, мха и трещин.


Слайд 15 Остров Кильдин

Остров Кильдин — настоящий край земли. Дальше —

Остров КильдинОстров Кильдин — настоящий край земли. Дальше — только арктические льды.

только арктические льды. Это скалистая громада в Баренцевом море

неподалеку от выхода из Кольского залива, 17 на 7 км. Крутые берега обрываются в море с высоты в добрую сотню метров (высота острова-плато — 300 м). Суровый, безлесый, Кильдин высится над темными арктическими водами как древняя крепость. Глядя на эту открытую всем штормам махину, изолированную от большого мира, трудно поверить, что здесь  жили люди. 

Слайд 16

Чуть ли не с зари мореплавания мимо острова

Чуть ли не с зари мореплавания мимо острова  ходили туда-сюда все,

 ходили туда-сюда все, кому не лень, вплоть до викингов

и наглых английских флибустьеров, чинивших погромы рыбацких становищ. В 16 веке в Корабельной бухте (ныне – Могильной) держал свой лагерь мореплаватель Виллем Баренц, именем которого впоследствии нарекли все море целиком.
История заселения острова началась с семейства Эриксенов – отчаянных норвежцев, обосновавшихся  тут в 19 веке. Приехали за ничейной землей, хозяйствовали не жалея рук. Одно время они со своей образцовой  усадьбой были единственными постоянными жителями острова, за что звались «королями Кильдина». Но в 20 веке впали в немилость советских властей, и все их семейство кануло в лету.

Слайд 17 Могильное озеро

На острове Кильдин расположено своеобразное чудо природы

Могильное озероНа острове Кильдин расположено своеобразное чудо природы – озеро Могильное.

– озеро Могильное.
Уникальность озера заключается в том, что

оно наполнено как соленой, так и пресной водой по слоям, и при этом водяные слои в нем не перемешиваются.
Всего «слоев воды» в озере четыре: придонный, богатый сероводородом и выделяющим его бактериям, солёный, слабосоленый и пресный.
Помимо самого существования природного водного градиента, уникально и то, что в каждом слое озера проживают организмы типичные исключительно для своей среды обитания.
Так, например, в придонном слое обитают пурпурные бактерии, выделяющие сероводород, жизнь которых не возможна в пресной воде.
Несколькими метрами выше от дня озера, концентрация сероводорода резко снижается, и здесь уже обитают типичные морские животные и рыбы.
А под самой поверхностью, в пресной воде, мы встретим представителей пресноводной фауны.
И все это многообразие в одном водоеме!

Слайд 18 Храм Благовещения Пресвятой Богородицы города Колы
27 февраля 1783 года Екатерина

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы города Колы27 февраля 1783 года Екатерина II в

II в виде особой монаршей милости пожаловала самому северному

городу Российской империи восемь тысяч рублей на сооружение каменного собора. Генерал-губернатор Т.И. Тутолмин поручил подыскать подрядчика, который бы за указанную сумму согласился построить Церковь в Коле. Но желающих не нашлось. Деньги сдали в банк для выдачи ссуд под проценты до тех пор, пока не накопится сумма, достаточная для подряда.
29 января 1805 года, как доносил городничий, «при собрании вообще всего города жителей придел Алексия — человека Божия, освящен, и Божественная литургия в нем отправляется».
7 августа 1807 года каменная кладка Церкви была завершена.
В 1817 году Благовещенский Храм освящен и действовал вплоть до нападения англичан на Колу и пожара в августе 1854 года.
26 декабря 1931 года Благовещенская Церковь была закрыта.

Слайд 19
В 1937 году расстреляли под Петербургом настоятеля Благовещенской Церкви

В 1937 году расстреляли под Петербургом настоятеля Благовещенской Церкви города Колы священника

города Колы священника Константина Мелентьева (он до последнего сопротивлялся

закрытию Храма). В протоколе её заседания от 4 октября 1937 года записан окончательный приговор — расстрел.
28 октября 1938 года Президиум Ленинградского облисполкома утвердил решение о закрытии Церкви и запрете на совершение богослужений.
В Церкви возобновились богослужения после окончания Великой Отечественной войны.
В 1958 году Благовещенская Церковь была вновь закрыта и до 1969 года в стенах храма размещались школьные производственные мастерские. В последствии в здании Церкви расположился склад, а потом она стала бесхозной. Все что можно было сломано, а купол и шатер были обезглавлены.


Слайд 20
В 1984 году после реконструкции в Церкви был открыт

В 1984 году после реконструкции в Церкви был открыт музей поморского быта-

музей поморского быта- отдел Мурманского областного краеведческого музея.
В 1992

году Храм был передан Русской Православной Церкви.
в 1996 году начала работу воскресная школа.
В 1998 году во время визита в Мурманскую область Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Благовещенскую Церковь. В дар Церкви была передана икона Казанской Божией Матери.
7 июня 2001 года в городе Кола епископом Мурманским и Мончегорским Симоном при градоначальнике Осипове А.К. освящен Храм преподобного Варлаама Керетского. Храм является приписным к Храму Благовещения.
В 2007 году Храм Благовещения отметил 200 –летний юбилей.


  • Имя файла: kulturnoe-nasledie-murmanskoy-oblasti.pptx
  • Количество просмотров: 255
  • Количество скачиваний: 8