Слайд 2
Казак -
)
(Из киргизского языка, к ним перешло от
татар, которые называли казаками передовые разведывательные отряды)
Слайд 3
Придя на новые земли, казаки стали
налаживать быт. За образец было принято устройство Запорожской Сечи,
поэтому вскоре на Кубани появились курени-казармы,
вокруг которых вырастали станицы.
Слайд 4
Уклад жизни казачьих семей остался прежним,
хотя и претерпел некоторые изменения.
Дома были турлучные: каркас из прутьев,
обмазанный с двух сторон глиной, глинобитный пол .
Крышу крыли соломой или камышом. Снаружи хату белили.
Слайд 5
В доме обычно было две
комнаты: великая и малая хаты. В малой стояла
печь, стол и длинные лавки.
А в великой стояла мебель, сделанная на заказ: шкаф для посуды - «горка», комод для белья, сундуки.
В красном углу была божница, украшенная рушниками.
На стенах висели фотографии – распространенный элемент казачьего интерьера, как символ уважения к памяти предков.
Слайд 6
Кубань встретила казаков обильными
плодородными землями, просторными лугами, рыбными озерами и реками.
Поселенцы развивали зерновое земледелие, скотоводство, одним из направлений которого стало выведение черноморской породы лошадей.
Слайд 7
Наравне с сельским хозяйством развивались
и ремесла: гончарное, ткацкое и, конечно, кузнечное. Каждый шестой
казак был профессиональным кузнецом. Особенно славилась кубанская «ковань» - художественная ковка.
Слайд 8
Особое отношение было у казаков к
коню. Он был верным другом и товарищем в бою.
Недаром был обычай надевать на младенца портупею от шашки и сажать его на коня, посвящая в казаки...
Слайд 9
Казаки умели не только воевать.
Богатая и самобытная казачья культура складывалась веками. И лучшие
ее традиции передавались из поколения в поколение.
Слайд 10
Семья для казака была важным
духовно-нравственным институтом. К женатым казакам относились с почтением и
уважением. Лишь постоянные военные походы заставляли казака остаться холостым. Семьи обычно были большие: нередко в них было по 5-7детей.
Слайд 11
Высоким был авторитет отца и матери
в казачьей семье. Без благословления родителей не начинали никакую
работу и не принимали важных решений.
Непочитание родителей считалось большим грехом.
Уважение к старшим в казачьей семье прививалось
с ранних лет.
Слайд 12
КОСТЮМ КАЗАКА
Говорят, что в песне, танце, одежде –
раскрывается душа народа.
Носил он с давних
– давних лет
Кубанку яркую, бешмет,
Черкеску, бурку и башлык
Имел красивый гордый лик.
Одна одежда для парада,
Здесь все отличия, награды,
А в форме строгой шел в поход
И рвался в бой за свой народ.
Слайд 13
Костюм кубанского казака состоял из рубахи, бешмета, шаровар,
мундира в виде чекменя или черкески, заимствованного у горцев,
башлыка и бурки.
Черкеска похожа на длинный кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины, так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя широкому шагу воина. Такая черкеска была очень удобна для верховой езды, а застежка на крючках более надежна при выполнении джигитовки на полном скаку. Рукав черкески имел яркую подкладку, так как отворот его был своеобразным украшением костюма, из глубокого выреза виднелся бешмет нижняя рубашка самых разных расцветок. На груди черкески нашивали подкладку для газырей или газырницу. "Газырь" в переводе означает "готов". Наличие его на одежде воина говорило о готовности вступить всхватку с врагом. (Газыри по своему первоначальному значению это место хранения патронов, которые в любой момент были, как говорится, под рукой). Со временем газыри утратили свое истинное назначение и стали характерным украшением костюма, как и тонкий, кожаный с серебряными накладками наборный пояс.
Традиционно красота и богатство казачьего костюма зависели от "количества" серебра. Поэтому верхушки газырей тоже украшали серебряной накладкой.
Слайд 14
Головные уборы казака
Головные уборы — совершенно особая часть
народного костюма. А у казаков шапка и фуражка овеяны
большим количеством легенд, преданий, исторических свидетельств и примет. Фуражка была, есть и будет предметом почитания, поклонения и гордости казака. И эти три детали: крест, шапка, сабля составляли символы особые потому неприкосновенные. Головной убор запорожского казака
Слайд 15
Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX
в. Он состоял из юбки и кофты, так называемая
«парочка». Шился костюм из фабричных тканей – шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты или «кохточки», были разнообразных фасонов: приталенные, по бедрам, с оборкой – «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, бисером.
Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех, семи полок, каждая шириной до метра. Важный элемент костюма казачки головной убор. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке – “колпаки”, “файшонки” (от нем. слова “файн” – прекрасный). Носили они в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки. После венчания женщины всегда ходили с покрытой головой и даже спали в платке.
Слайд 16
Любили казаки и застолье, общение,
любили и выпить, но не напиться, а попеть песни,
повеселиться и поплясать. За столом горилку не разливали, а подносили на разносе, и если кто-то перебрал, его просто обносили, а то и вовсе могли отправить проспаться.
Слайд 17
Питались казаки просто
– тем, что вырастили сами. Основой рациона кубанской семьи
были пшеничный хлеб, мясо, рыба, фрукты и овощи. И все же самым популярным блюдом был знаменитый кубанский борщ, который варился с кислой капустой, мясом и салом. У каждой хозяйки он имел свой неповторимый вкус.
Слайд 18
В воскресенье и в праздничные
дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись
в церковь. Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки».
На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди, а вот молодежь предпочитала «улицу» летом и «посиделки» зимой.
Слайд 19
Под крики «Любо!» Зажигательно танцуют кубанские казаки, сжимая
в обеих руках шашки, которые порхают, как ласточки, выписывая
в воздухе замысловатые узоры.
.
Шуточные казачьи песни («Як служив я в пана», «Ой, мий мылый варэнычкив хоче», «Булы в мэне у комори гроши» и многие другие) всегда связаны с элементами игры, состязания, залихватского танца, забавных реплик. В этих песнях показан блестящий пример эмоциональной открытости, раскованности и правды сценического поведения, правды народного характера.
Слайд 21
Кубанская казачья культура уникальна. Соединив в себе лучшие
русские и украинские традиции, впитав обычаи коренного населения,
она оставила нам богатое наследие в виде народных песен, пословиц, частушек, поговорок и присказок.