Слайд 2
Географическое расположение
Народам Арабского Востока принадлежит важное место в
истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский
Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации.
Слайд 3
Аравийский полуостров
Культура народов, населявших Аравийский полуостров, известна с
глубокой древности.
Античные географы называли южную, земледельческую Аравию “счастливой”
. Здесь с середины первого тысячелетия до н.э. существовали богатые государства: Минейское, а позднее Сабейское.
В первом тысячелетии до н.э. в северо-западной части полуострова (так называемой “каменистой Аравии” ) возникло государство Набатеев. Процветание этих царств определялось выгодным экономическим положением на мировых путях сообщения и обширной посреднической торговлей с Египтом, Передней Азией и Индией.
Слайд 6
Столица государства Набатеев – город Петра - уникальный
комплекс скальных храмов, гробниц, театров и других сооружений.
Слайд 8
Бедуины
Основную массу населения Аравии с древних
времен составляли кочевники, занимавшиеся скотоводством в степях и полупустынях
полуострова.
Слайд 9
Государство Омейядов
Политическое объединение арабов в
начале VII века происходило под эгидой мировой религии —
ислама. В VII веке арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран.
Слайд 10
Южная стена Храмовой горы, мечеть Аль-Акса, дворец Омейядов.
Слайд 11
Новая религия оказала огромное влияние на развитие арабского
государства, вызвав необычайный расцвет культуры, который продолжался и после
распада государства Омейядов.
Слайд 12
Орнамент
Когда речь идет о влиянии ислама на изобразительное
искусство, обычно указывают на запрещение изображать живые существа под
страхом религиозной кары. Религиозная традиция решительно отвергала возможность изображения божества.
В мечетях и других культовых зданиях не разрешалось помещать также изображения людей. Коран и другие богословские книги украшались только орнаментом.
Слайд 14
Восточный орнамент
“Несчастье тому, — читаем мы в комментариях
к Корану, — кто будет изображать живое существо! В
день последнего суда лица, которых художник представил, сойдут с картины и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не могущий дать своим созданиям души, будет сожжен в вечном пламени” ; “Берегитесь изображать господа или человека, а пишите только деревья, цветы и неодушевленные предметы” .
Слайд 15
Арабеска
Первоначально в арабеске (искусство орнамента) преобладали
растительные мотивы. Позднее получил распространение гирих — линейно-геометрический орнамент,
построенный на сложном сочетании многоугольников и многолучевых звезд.
Слайд 17
Мукарны
Широкое применение в архитектуре Арабского Востока получили сталактиты
(мукарны) — декоративное заполнение сводов, ниш и карнизов в
виде призматических фигурок с нитеобразным вырезом, расположенных выступающими один над другим рядами. Возникли сталактиты из конструктивного приема — особой кладки кирпича для создания в углах помещений перехода от квадрата стен к кругу купола.
Слайд 18
Прикладное искусство
Исключительно важная роль в художественной культуре стран
Арабского Востока принадлежала прикладному искусству. В художественных ремеслах нашли
яркое выражение местные древние традиции искусства, тесно связанного с народным бытом. Арабам — мастерам прикладного искусства — было свойственно высокое эстетическое “чувство вещи”, позволявшее, не нарушая практических функций предмета, придавать ему красивую форму и умело располагать на его поверхности узор.
Слайд 19
Архитектура жилищ
Общие для многих народов Ближнего и Среднего
Востока особенности архитектуры были связаны с природно-климатическими условиями стран
и возможностями строительной техники. В архитектуре жилищ издавна были выработаны приемы планировки домов с внутренними дворами и с защищенными от зноя террасами.
Слайд 20
Арки и купола
Строительная техника породила особые конструкции из
глины, кирпича и камня. Зодчие того времени создали разнообразные
формы арок — подковообразных и особенно стрельчатых, изобрели свои системы сводчатых перекрытий. Исключительного мастерства и художественной выразительности достигли они в кладке больших куполов.
Слайд 21
Мечеть и медресе Хасана, Каир, 1363 год.
Слайд 22
Мечеть Ибн -Тулуна, 9 век. Мечеть является одним
из старейших действующих монументов.