Слайд 2
Многолетние ирано-турецкие войны и феодальные междоусобицы сказывались не
только на экономике края, но и тормозили развитие культуры
народов Дагестана. И все же изменения в социально-экономическом развитии не могли не повлечь за собой значительных достижений в области культуры. Укрепившиеся связи Дагестана с народами Кавказа и России также благотворно сказывались на развитии культуры Дагестана. Творческими усилиями народов Дагестана в XVIII в. были созданы прекрасные памятники материальной и духовной культуры.
Поселения и жилища
Многочисленные вторжения иноземных захватчиков и беспрерывные феодальные междоусобицы обусловливали облик аулов Дагестана и в XVIII в. В большинстве случаев аулы строились как поселения с системой укреплений. Оборонительная система в каждом месте была особой и зависела от топографии селения. С доступных для нападения сторон наружный ряд домов ставится сплошным строем. Нижние части стен в них делаются глухими. В нужных местах этот строй домов дополняется крепостными стенами и системой боевых башен. В стенах устраиваются запирающиеся на ночь ворота, иногда с каменными створами. Сплошную закрытую оборону приходилось создавать и в селениях, расположенных в равнинной открытой местности. Узкие и кривые улицы легко позволяли изолировать от врага любую его часть и вести баррикадные бои. Башни часто соединялись подземными ходами между собой и с разными частями селения. Кроме того, на ближних и дальних подступах к аулу со стороны ведущих в аул дорог ставились боевые и сторожевые башни с огневой сигнализацией. Таким образом, получались эшелонированные по глубине системы обороны.
Новый способ обороны ведет в свою очередь к качественным изменениям внутри селения. Ограниченная укреплениями из стен и башен, застройка становится все более тесной, почти сплошной. Дома соединяются. Увеличивается этажность. В сел. Кубачи, например, или в дидойском селении Мокок старинные жилые дома часто имеют по шесть этажей. За недостатком места дома строятся над улицами, а улицы иногда вместе с перекрестками превращаются в длинные извилистые и темные тоннели.
В зависимости от естественноисторических зон определяется и способ строительства жилищ. В равнинной части Дагестана, населенной кумыками, основным строительным материалом был необожженный кирпич из глины и соломы. Это, однако, не означает, что в кумыкских селениях вовсе не было каменных построек. При строительстве мечетей и других общественных зданий употребляется тесаный и рваный камень. В ряде крупных кумыкских селений, особенно в шамхальстве, жилища феодалов, как правило, строились из камня. Очевидцы свидетельствуют, что в Тарках имелись дома, построенные «из камней, на каменном основании».
Слайд 3
Деталь резного деревянного ларя для хранения зерна
В предгорном
и нагорном Дагестане основным строительным материалом был камень. За
редким исключением, частные и общественные здания складывались из нетесаного камня на глиняном растворе. Перекрытие, за исключением богатых лесом зон, осуществлялось, как правило, каменными плитами. Крыши повсеместно засыпались землей, которая плотно утрамбовывалась. Лесоматериалы в жилище горцев употреблялись лишь для дверей, а иногда как опорные столбы. В XVIII в. в связи с укреплением позиций ислама увеличивается строительство мечетей.
Будучи гораздо крупнее жилых домов, мечеть становится архитектурной доминантой селения, особенно в тех случаях, когда она соединена с красивой вертикалью минарета. Мечети строятся на освященной древними традициями общественной площади, связывая, таким образом, этот общественный форум с исламом. Мечети дают много прекрасных архитектурных решений, они любовно разрабатываются и снаружи и в интерьерах, но в разных районах Дагестана они строятся, как и в прежние времена, по-разному. В то время как мечети, возникающие в Южном Дагестане, продолжают по конструктивным и стилевым признакам формы мечетей Азербайджана и других стран мусульманского Востока, мечети, строящиеся местными мастерами в глубине гор, стойко придерживаются традиций народного жилища. Так, например, в горной Аварии мечети имеют обычную в горах плоскую крышу, покоящуюся на рядах мощных деревянных резных столбов местного рисунка, часто с лепным узором на стенах. Здесь не встречаются ни своды, ни стрельчатые арки.
Слайд 4
Народное искусство Дагестана в XVIII в. носило прикладной
характер. Это означало, что высокохудожественные изделия народного искусства одновременно
являлись и предметами быта. Прикладной характер определял форму, композицию и мотивы изображения, нередко и технику изготовления предметов. Как известно, тесно связанное с ремеслом и кустарными промыслами прикладное искусство Дагестана оказывало влияние на искусство своих соседей, в свою очередь восприняв лучшие достижения умельцев Кавказа, Ближнего Востока и России.
Наибольшее развитие в Дагестане XVIII в. получила художественная обработка шерсти, камня, дерева, кости, глины и всевозможных металлов.
Резьба по камню и дереву была распространена почти повсеместно. Тем не менее выделялся ряд центров камнерезного искусства: Дербент и соседствующие с ним лезгинские и табасаранские села, а также Кубачи, Сутбук, Мулебки, Ругуджа, Чох, Куяда и др. В отличие от предыдущих эпох в XVIII в. в камнерезном искусстве вместо бытовавшего геометрического орнамента утверждается так называемый растительный орнамент, основу которого составляют цветочные формы — небольшие загнутые лепестки, листочки и бутоны трилистника, завитки и стебли. Однако характер орнамента и его трактовка в изделиях камнерезных центров имели специфические особенности. Так, в отличие от резного камня Кубачей, богатого и многообразного по формам и элементам узора, узоры аварского резного камня были более линейны, энергичны по движению и очертаниям. Рельеф решается более объемно, элементы узора более выгнуты по своим пропорциям, стебли узоров играют большую роль в построении орнамента. Каждый элемент и каждая деталь узора в аварском резном камне очень закончены по форме.
Резьбой по дереву украшались рамы окон, двери, капители колонн интерьера и балконов, консоли карнизов, а также домашняя утварь и предметы украшения. В Южном Даге-
Слайд 5
стане, в особенности в Табасаране, в резьбе по
дереву применялся плетенчатый орнамент и немного меньше, чем в
резьбе по камню, растительный орнамент. Даргинские, лакские и восточноаварские резчики по дереву большей частью применяли растительный орнамент. Резчики Северо-Восточного Дагестана в основном использовали трехгранно-выемчатый орнамент с изображением животных фигурок. Довольно часто прибегали к изображению плетенчатых и растительных узоров.
Высокого расцвета в XVIII в. в Дагестане достигла художественная керамика Балхара, Сулевкента, Испига и др. По скульптурности форм, полихронности росписи, декоративности и монументальности узоров и орнаментальному богатству конец XVIII в. можно считать началом классического периода в развитии балхарского керамического искусства. В это же время в Сулевкенте складываются отличные от Балхара приемы украшения художественной керамики.
В Южном Дагестане, в селениях Испик, Мюгюч и др., изготовлялись оригинальные по своим художественным особенностям тарелки, кувшины и другие предметы поливной подглазурной керамики, украшенные ангобной росписью и налепными узорами. Полива в изделиях конца XVIII в. была очень насыщена и разнообразна по цвету.
Дальнейшее развитие получило богатое по орнаменту и многообразное по цветовому решению узорное ткачество, распространенное в Дагестане повсеместно. Но наиболее ценные,
Слайд 6
отличающиеся красотой и разнообразием узоров полосатые подстилки, ленты
для носки кувшинов выделывались в Балхаре, Короде, Ругудже. Не
в меньшей степени в XVIII в. в Дагестане было распространено богатое по орнаменту и многообразное по цветовому решению узорное вязание. Основными центрами узорного вязания были Кубачи, Ахты, Микрах, Тлярата и др. Хотя в узорном вязании чаще всего применялся геометрический или геометризированный растительный орнамент, каждое селение, занимающееся узорным вязанием, имело свои традиционные приемы и характер трактовки узоров.
В XVIII в. в Дагестане значительного развития достигло златошвейное искусство. Золотое шитье применялось чаще всего для украшения различных сумочек, подушек, игольниц, женских головных уборов и других изделий. Такими предметами, расшитым золотом, пользовались в основном господствующие сословия Дагестана.
Большой оригинальностью и высокими художественными достоинствами отличались ковры, сумахи, паласы, арбабаши, а также ковровые изделия, переметные сумы, вьючные мешки и др. Причем уже в XVIII в. у каждой народности Дагестана при наличии множества типов, отличающихся структурой ткани и орнаментацией, складывались свои традиционные типы ковровых изделий. Вместе с тем существовала специализация по отдельным видам производства внутри самих цент-
Слайд 7
ров ковроделия. В Южном Дагестане, где наиболее было
развито ковроделие, табасаранцы и рутульцы большей частью производили паласы,
а лезгины изготовляли сумахи. Высокого расцвета в Южном Дагестане достигло и изготовление ворсовых ковров, отличающихся разнообразием орнамента, композиции и сочностью красок. В Северном и Центральном Дагестане вырабатывались преимущественно гладкие ковры. У аварцев — гладкие ковры «давагъин» и циновки, у лакцев — валяные узорные войлоки и большие тканые паласы «турут», у кумыков — узорные войлоки арбабаши.
В XVIII в. значительных успехов достигла художественная обработка металла. Как и ранее, самые разнообразные изделия — кувшины, тазы, подносы и другие предметы изготовляли мастера медночеканного дела. Особенно развито было медночеканное производство у аварцев и лакцев, которые изготовляли всевозможную утварь почти для всего Дагестана. По-прежнему основным центром производства литых котлов, светильников и т. д. оставался аул Кубачи.
.