Слайд 2
Музей-усадьба Остафьево.
Мы вступаем в жизнь и
Нам не чуждо
чувство любви к месту, где мы живём, трудимся, или
просто бываем. Всё созданное, пережитое здесь моими предшественниками должно передаваться новому поколению, прививая возвышенные идеалы.
Слайд 3
Введение.
В доме спор о доблести, о долге.
Вспомнились Давыдову
бои.
Вот погасла Вяземского колкость –
Пушкин объясняется в любви…
Нет,
недаром мы – единоверцы!
В этом вихре своевольных сил
Притяженьем песенного сердца
Пушкин нас с тобой соединил.
Тёмные июльские аллеи,
Где ещё колдуют соловьи…
Вот опять, восторженно хмелея,
Пушкин объясняется в любви.
Слушают и тянутся навстречу
В старом парке листья и цветы,
Дуб, очнувшись, расправляет плечи,
Птицы загляделись с высоты.
У крыльца коляски и повозки,
Съехались сегодня все свои.
И склоняет голову Жуковский –
Пушкин объясняется в любви.
Слайд 4
В документах начала XVII века
местность, где расположена усадьба, указывается как «Климово, Нечаево тож».
Свое нынешнее название она получила во второй половине XVIII века после присоединения ее к соседней деревне Остафьево. Среди владельцев усадьбы были представители известных российских фамилий: Ляпуновы, Львовы, Апраксины, Голицыны и выходцы из народной среды, компаньоны-фабриканты К.М.Матвеев и И.И.Сухарев, основавшие в Остафьеве в 1758 году суконную фабрику. Помимо фабрики К.М.Матвеев построил в Остафьеве господскую усадьбу, а при его наследниках было осуществлено строительство церкви Святой Троицы (автор проекта неизвестен) с престолом Георгия Победоносца. Она освящена в 1782 году
Слайд 6
Князья Вяземские.
Усадьба Остафьево в
нынешнем ее виде была построена на рубеже XVIII и
XIX веков князем Андреем Ивановичем Вяземским (1754-1807 гг.). Это был потомок Рюриковичей и один из образованнейших людей своего времени. Начав карьеру, как многие дворяне, с военной службы, он в двадцать с небольшим был уже полковником, участвовал в русско-турецкой войне, дослужился до генерал-поручика. По «гражданской части» был нижегородским и пензенским наместником.
Слайд 7
Самый известный из владельцев усадьбы,
Петр Андреевич Вяземский (1792-1878гг.), прекрасный поэт и литературный критик,
всю долгую жизнь помнил Остафьево. С усадьбой связаны его первые детские впечатления: ночная роща, куда отправляли его гулять, чтобы побороть боязнь темноты; огромная библиотека отца; стихи прочитанные, услышанные, написанные… Этот свой памятный с детства мир отправился князь защищать под Бородино в 1812 году.
Слайд 8
После смерти князя Вяземского
усадьбу унаследовал его сын Петр Павлович Вяземский (1854-1931гг.), генерал-майор
Гренадерского лейб-гвардии полка, шталмейстер двора, адъютант великого князя Михаила Николаевича, участник Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Для Петра Павловича Остафьево стало непосильной ношей. В 1898 году он продал усадьбу Остафьево мужу своей сестры Екатерины Павловны графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву.
Слайд 9
Гости усадьбы Остафьево.
Остафьево. Овальный зал
Залит
июньским светом,
Он столько в прошлом повидал
Блистательных поэтов.
Жуковский, Пушкин, Карамзин…
И ты идёшь за ними,
Как вдохновенный пилигрим,
Как алчущий в пустыне.
Остафьево посещали: Н.М.Карамзин, поэт Ю.А.Нелединский-Мелецкий, И.И.Дмитриев – баснописец. Посещали Остафьево Василий Львович и Сергей Львович Пушкины. Часто в Остафьево наведывался Николай Михайлович Карамзин. В 1804 году он женился на двадцатичетырехлетней Екатерине Андреевне Колывановой - внебрачной дочери Андрея Ивановича Вяземского.
Слайд 10
Николай Михайлович Карамзин в Остафьеве.
Николай Михайлович Карамзин (1766–1826) − историк, журналист,
издатель, писатель. Среди замечательных деятелей отечественной и зарубежной культуры, прославивших подмосковную усадьбу Остафьево князей Вяземских, ему по праву принадлежит первое место как автору 12-томной «Истории государства Российского».
В конце 1803 г. указом императора Александра I Карамзин был назначен на должность историографа. Женившись вскоре на дочери владельца усадьбы Андрея Ивановича Вяземского, он 12 лет (1804–1816) жил в Остафьеве. Благодаря уединению и спокойствию Николаю Михайловичу здесь хорошо работалось. В Остафьеве Карамзин написал 8 томов главного труда своей жизни – это «История государства Российского». Сюда привозили необходимые ему для работы архивные материалы и книги.
Слайд 11
В Остафьеве Николай Михайлович
Карамзин работал также над запиской «О древней и новой
России в её политическом и гражданском отношениях» (1811). К 100-летию написания записки перед окном кабинета историографа ему был установлен и торжественно открыт памятник, сохранившийся до наших дней. На постаменте памятника высечены слова, которые Карамзин написал одному из друзей в 1819 г.: «Остафьево достопамятно для моего сердца… там текли средние, едва ли не лучшие лета моего века…». К открытию памятника был приурочен выход из печати книги «Карамзин в Остафьеве. 1811–1911» Павла Сергеевича Шереметева, правнука поэта Петра Андреевича Вяземского.
Слайд 12
Вид усадебного дома в Остафьеве со стороны парка.
И.-Е. Вивьен де Шатобрен. 1817 г. (В ризалите на
втором этаже окно карамзинская комнаты)
Слайд 13
Усадьба после 1917 года.
После октября 1917 года музей в Остафьеве был сохранен.
Директором и хранителем остафьевских коллекций стал сын С.Д.Шереметева граф П.С.Шереметев. 23 марта 1923 года Остафьево было объявлено Наркомпросом неприкосновенным памятником «садово-парковой культуры Музейно-академического значения». Постановлением Президиума Московского областного исполкома и Московского Совета от 6 марта 1930 г. музей был ликвидирован. После ликвидации музея в усадьбе размещались различные учреждения, а с 1947 года – дом отдыха Совета министров СССР. В 1994 году музей-усадьба «Остафьево» стал федеральным музеем. В 1995 году Указом Президента Российской Федерации музей-усадьбу «Остафьево» – «Русский Парнас» был включен в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения», а в 1996 году зарегистрирован во Всероссийском Реестре музеев.
Слайд 14
Музей, который потеряла Россия.
У
усадьбы Остафьево типичная для России и в то же
время необыкновенная судьба. Одна из нескольких тысяч русских усадеб XIX века, она единственная, которая была названа А.С.Пушкиным «Русским Парнасом».
Остафьевский дом помнит многих ярких представителей русской культуры. Граф С.Д.Шереметев, видный общественный деятель своего времени и последний владелец усадьбы вспоминал: «Мысль русская здесь находила гостеприимный приют и обновлялась для новых трудов и деятельности».
В 1930 году музей был закрыт, его коллекции были распределены по двадцати четырем музеям и другим учреждениям культуры, частично распроданы, частично утеряны. В последующие годы в усадьбе размещались пионерский лагерь, госпиталь для военных летчиков, дом отдыха Совета Министров СССР. С 1988 года в Остафьеве работает возрожденный музей.
Выставка открыта в цокольном этаже восточной галереи. Благодаря художественному решению выставки и используемым архивным документам, фотографиям, книгам, предметам мебели, посетители смогут составить представление о том музее, который потеряла Россия в результате его закрытия.
Слайд 15
Памятники на территории усадьбы.
Слайд 21
Заключение.
Из глубины веков слышатся нам
слова Н.М. Карамзина: «Жить – это не писать историю,
не писать трагедию или комедию, а как можно лучше мыслить, чувствовать и действовать, любить добро, возвышаясь к его источником…». Оставим его слова на вечно в своей памяти, и передадим их нашим потомкам.