Слайд 2
Кувшин. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Императорский фарфоровый завод.
1830-е годы.
КЕРАМИКА (греч. keramike — гончарное искусство, от keramos
— глина)ами, при изготовлении изделий из которых требуется высокотемпературный обжиг.
По применению керамику подразделяют на строительную керамику, бытовую и санитарно-техническую (посуда, художественные изделия, умывальники) керамику, химически стойкую керамику, электротехническую керамику, радиотехническую керамику, теплоизоляционную керамику (керамзит, пенокерамика и др.) и огнеупоры.
Слайд 4
ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА, вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи
масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце 18 в.
в подмосковном селе Федоскино.
Федоскинская миниатюра исполняется масляными красками в три-четыре слоя — последовательно выполняются замалевок (общий набросок композиции), пропись или перемалевка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, поталь или перламутр. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесенная жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.
Слайд 6
ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА, вид традиционной русской лаковой миниатюрной
живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся в начале 1920-х
гг. в поселке Палех на основе местного иконописного промысла.
Иконописный промысел в Палехе возник в 17 в. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в 18 — начале 19 вв. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Иконы «палехского пошиба» славились особой тонкостью письма с активным применением золота на одеждах святых и в орнаментах.
Слайд 8
ФАРФОР (тур. farfur, fagfur, от перс.), керамические изделия
(посуда, вазы, статуэтки, архитектурные детали, изоляторы, химическая аппаратура и
др.), получаемые спеканием фарфоровой массы (из пластичной огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца); имеют спекшийся, водонепроницаемый, белый, звонкий, просвечивающий в тонком слое черепок без пор. Высокая прочность, термостойкость, изоляционные свойства. Фарфор появился в 4-6 вв. в Китае. В Европе с 16 в. производился т. н. мягкий фарфор (без каолина). Твердый фарфор изобретен в нач. 18 в. И. Ф. Бетгером (1682-1719) и Э. В. Чирнгаузом (Чирнгаузеном) (1651-1708) в Саксонии, где вскоре возникло производство мейсенского фарфора. В России состав фарфоровой массы разработал ок. 1747 Д. И. Виноградов. Различают фарфор, покрытый глазурью, и фарфор неглазурованный (бисквит).
Слайд 11
ДЯТЬКОВО (Дядьково), город в Российской Федерации, в
Брянской обл., на южных склонах Смоленско-Московской возвышенности. Известно своим
хрустальным заводом, при котором открыт Музей хрусталя. Основан в 1626. Город с 1938.
Основные предприятия: АО «Дятьковский хрусталь», «Дятьково-ДОЗ» (мебель), завод «Анод», АО «Дятьковский завод Лесстройдеталь», завод строительных конструкций.
В районе залегают месторождения стекольных песков, глин.
Деревня Дятьково известна с 1626, а стекольное дело начало здесь развиваться с конца 18 в., когда сюда из Подмосковья были переведены предприятия купцов Мальцовых после запрета Сената на стекольное производство вокруг Москвы для сохранения лесов.
Слайд 12
МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА, традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в
Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили
в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебяным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала — плащаницы, воздухи.
Слайд 13
МСТЕРСКИЕ ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, традиционное производство украшений, посуды, декоративных
предметов из золота, серебра и мельхиора в поселке Мстера.
Слайд 14
ТОРЖОКСКОЕ ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ, русский народный художественный промысел, известный
в Торжке с 13 в. Характерен растительный орнамент, выполненный
золотыми и серебряными нитями по сафьяну (обувь), бархату, сукну (костюм, облачения). В 1960 году образована фабрика имени Восьмого марта, вышивает знаки различия для Российской армии, эмблемы, сувенир
Слайд 15
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА, русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском
районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново,
где жили в 1960-х гг. последние мастерицы, возродившие забытое ремесло.
Промысел игрушки возник в середине 19 в. в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с 16 в. производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п.
Слайд 16
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ, по металлу, русский художественный промысел лаковой
росписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в
деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ.
Слайд 17
БОГОРОДСКАЯ РЕЗЬБА, народный промысел игрушек и скульптуры из
дерева (вероятно, с 16-17 вв.) в с. Богородское, ныне
Сергиев-Посадского р-на Московской обл. Из детально проработанных фигурок людей и животных (неокрашенных и окрашенных) часто составляются композиции на сюжеты басен и сказок. В нач. 20 в. основана артель (с 1960 Богородская фабрика художественной резьбы).
Слайд 18
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО, изделия из неорганического стекла, как монументальные
(витражи и мозаика, архитектурные детали, мебель), так и относительно
мелкие (посуда, разнообразные украшения). Изделия из стекла изготовляют выдуванием, прессованием и отливкой. В основном используется силикатное стекло, но распространены и другие виды, например, фосфатное, с помощью которого имитируют дорогое богемское стекло. Под Москвой было основано пять частных стеклозаводов, один из них – купцами Аксеновым и Дружининым, которые взяли себе в компаньоны Орловского купца Василия Мальцова. Вскоре компаньоны умерли и, начиная с 1734, Василий Мальцов стал единственным владельцем завода.
Слайд 19
Развитие стекольного
дела в России в первой половине 18 в. повлекло
за собой уничтожение значительной части лесов — лес шел на дрова и стеклозолу. Опасность пожаров вблизи заводов была велика, в связи с этим в 1747 был выпущен указ Сената, запрещавший строить винокуренные и стекольные заводы в радиусе 200 верст от Москвы, в 1754 указ повторили, однако Мальцовы ему не подчинились. К тому времени их посудой уже сервировался царский стол, и императрице Елизавете Петровне пришлось лично трижды делать внушение заводовладельцам. Мальцовы, подчиняясь указу, разделили завод и одну из частей перевели сначала в Орловскую губернию, а затем в село Дятьково, а другую — во Владимирскую губернию на р. Гусь. Дятьковский завод стал вторым центром стеклоделия, а первым — завод, поставленный на р. Гусь. К концу 18 в. в руках семейства Мальцовых было сосредоточено уже 15 стекольных заводов. Ассортимент изделий был необычайно широк – от дворцовых хрустальных сервизов до обычных бытовых стаканов с незатейливой гравировкой, выпускались также кувшины, штофы, бутыли, кружки, графины, рюмки. Распространенной была фигурная посуда – графины и бутыли в форме птиц и зверей из зеленого, бесцветного, полупрозрачного стекла. Традиция изготовления «потешных вещиц» прослеживается на всем пути развития завода в Гусь-Хрустальном и не исчезает и тогда, когда завод стал специализироваться на выпуске дорогой хрустальной посуды. В 1857 заводу было разрешено изображать на своих изделиях государственный герб.