Слайд 2
Кострома – старинный русский город, расположенный на берегах
великой реки Волги. Кострому называют колыбелью Дома Романовых. На
костромской земле создавали свои произведения художники Кустодиев, Левитан, Серов, Коровин, драматург А.Н. Островский, поэт Н.А. Некрасов.
Слайд 3
Историк 18 века Василий Никитич Татищев связывает возникновение
города с именем князя Юрия Долгорукого. Официальной датой основания
Костромы, по его мнению, считается 1152 год. Устанавливая дату, он пользовался различными источниками, которые не дошли до нашего времени. Первое достоверное упоминание о Костроме относится к 1213 году и связано с междоусобной борьбой за великокняжеский престол сыновей князя
Всеволода III Большое Гнездо
Слайд 4
Некоторые историки полагают, что «Кострома» означает «крепость на
воде», так как в старинных летописях встречается слово «костр»,
«кострум», что означает «укрепленное место». А окончание «ма» в переводе с финоугорского – «на воде».
Другие связывают происхождение названия с древним славянским праздником «Похороны Костромы», который занимал видное место в цикле праздников в честь бога солнца Ярилы. «Костромой» называли соломенную куклу, которую одевали в праздничные одежды, водили вокруг нее хороводы, пели обрядовые песни, а по окончании праздника – топили в воде, а чаще сжигали на костре
Слайд 5
Кострома была основана как ремесленно-торговое поселение на месте,
где в Волгу впадают реки Кострома и Сула. Уже
к началу 13 века стала значительным городом великого княжества Владимирского и Северо-Восточной Руси.
В 12 – 13 веках город выдерживал нападения монголо-татар, его разграбили и выжгли , но крепость восстановили заново. В 14 веке Кострома была «прикуплена» Иваном Калитой и вошла в число городов Московского княжества. В начале 15 века была довольно крупным городом с большим числом жителей. В 15 в. во время пожара в Костроме сильно пострадал Кремль. После этого пожара город был отстроен заново, но на новом месте, на высоком берегу реки Волги
Слайд 6
Со второй половины 15 века Кострома превратилась в
важный опорный пункт борьбы с поволжскими ханствами: здесь создается
военная застава. Костромские полки участвовали в походах Ивана Грозного на Казань. После падения Казани в 1552 году, Кострома теряет значение города-крепости, пограничного города и начинает развиваться как ремесленный и торговый центр. Широко было развито каменное, кожевенное, сапожное, полотняное и портняжное производство, кузнечный промысел. По своему экономическому развитию Кострома занимала 4 место среди городов Московской Руси после Москвы, Ярославля и Нижнего Новгорода
Слайд 7
В 1773году случился катастрофический пожар, во время которого
сгорели все деревянные постройки Кремля, 9 приходских церквей, значительная
часть посада и вся застройка «нового города». Началась новая планировка Костромы
Слайд 8
В 18 веке Кострома получает герб. Он был
пожалован городу императрицей Екатериной II в 1767 году. В
этот год императрица посетила Кострому, совершая путешествие по Волге на галере «Тверь». Изображение этой галеры и стало гербом Костромы
Слайд 9
В 19 веке благоустраивается территория сгоревшего Кремля и
набережная Волги. Были засыпаны рвы, срыты валы, высажены деревья,
разбиты бульвары. Малый бульвар становится одним из любимых мест гуляний горожан. В конце бульвара на берегу Волги была выстроена деревянная беседка в китайском стиле. Из этой беседки А.Н. Островский любовался Волгой в свой первый приезд в Кострому, и позже описывал ее в своих дневниках. В 30-х годах 20 века беседка была разрушена, но в память о драматурге в 1956 году построили новую беседку в виде ротонды. Она носит имя А.Н. Островского
Слайд 10
Островские древний костромской род. В Костроме родился отец
драматурга, жил его дядюшка, с которым писателя связывала большая
дружба. Впервые Островский приезжает в Кострому, по пути в усадьбу Щелыково, в апреле 1848 года, в возрасте 25 лет. Не смотря на то, что Островские приехали после большого пожара, город писателю понравился. Во многих произведениях драматурга отразились красота, величие Волги, быт, жизнь, нравы и обычаи жителей волжских городов. Из 47 пьес, написанных А.Н. Островским, 19 созданы на волжском материале. Среди них: «Поздняя любовь», «На всякого мудреца довольно простоты», «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница»
Слайд 11
После смерти отца Александр Николаевич вместе с братом
выкупили усадьбу Щелыково, которая стала местом, куда драматург приезжал
каждую весну и оставался до поздней осени. Здесь им была задумана и написана весенняя сказка «Снегурочка». Здесь же закончился его жизненный путь.
Сейчас в Щелыково открыт музей Островского. Его имя носит улица Костромы, драматический театр, один из районов Костромской области
Слайд 12
Церковь Рождества Христова (Ильинская) – один из древнейших
памятников города, расположена на территории древнего села Городища. В
16 – 17 веках село принадлежало боярам Морозовым, у которых там были «боярские хоромы». Каменная пятиглавая церковь с двумя приделами, которая является одной из главных архитектурных доминант всего Заволжья, впервые упоминается в документах под 1663 годом. В 1702 году храм подвергся перестройкам: сложное венчание было заменено простой 4-х скатной кровлей, а колокольня получила существующую сейчас композицию типа «восьмерик на четверике». В начале 19 века церковь была уже одноглавой. В 1938 году она была закрыта, а в 1950-х годах кладбище вокруг нее было уничтожено. В 1985-1990 гг. церковь была отреставрирована по проекту архитектора Л.С. Васильева, по старым фундаментам восстановлена ограда
Слайд 13
Спасо-Преображенская церковь построена в 1688 г. Небольшой кирпичный
храм сохранил нарядный фасадный декор и первоначальную роспись стен
и сводов. О времени строительства храма свидетельствует закладная плита на фасаде. В 1937 году церковь была перестроена под жилой дом, в связи, с чем было уничтожено главное венчание храма и шатер колокольни, а внутреннее пространство разделено на два этажа. В результате реставрационных работ в 1968 – 1978 гг. памятнику возвращены первоначальные формы. Иконостас не сохранился, существующий устроен в процессе освоения храма старообрядческой общиной и включает разные иконы. Стенопись свода и верхнего ряда реставрирована в 1996 году.
Слайд 14
На постаменте высотой 15,5 метров установлена скульптура В.И.Ленина,
высотой 8 метров - это один из первых памятников
в России вождю пролетариата, основанный в 1928г. выполненный молодыми московскими скульпторами Ивановой, Шварц, Листопад .Монумент был отреставрирован в 1982г. Железобетонную скульптуру перевели в металл. Скульптура Ленина была установлена на постаменте, который был заложен 19-20 мая 1913 года императором Николаем II. Для монумента Дому Романовых во время празднования 300-летия династии
Слайд 15
В 1909 году в городе был создан комитет
по сооружению памятника, а Академия художеств объявила конкурс на
лучший проект памятника. Модель академика Адамсона при голосовании получила большинство голосов. Понравился этот памятник и Николаю II.
По проекту памятник должен был представлять собой грандиозный гранитный постамент высотой около 40 метров. Памятник имел два фасада. Скульптуры каждого царя или царицы, которых было 18 в династии Романовых, должны были располагаться на выступах постамента в окружении исторических лиц. Но памятник не был открыт. По воспоминаниям очевидцев возле постамента долгое время лежали ящики в которых хранились бронзовые скульптуры, затем их, вероятно, отправили на переплавку
Слайд 16
Ансамбль торговых зданий складывался на протяжении нескольких десятилетий
– с конца 18 века до 30-х годов 19
века. Строительство велось местными архитекторами: Степаном Андреевичем Воротиловым, Николаем Ивановичем Метлиным, Петром Ивановичем Фурсовым. Всего за это время было построено 18 торговых корпусов, которые существуют и по сей день. Торговые ряды сохранили старые названия: Пряничные, Квасные, Красные, Соляные, Рыбные, Мелочные, Большие и Малые мучные, Табачные, Хлебные и др.
Все постройки кажутся похожими друг на друга. И это не случайно: общим является то, что в основу всех корпусов положена секция купеческой лавки размером 4,5 на 7 метров. Все корпуса окружены галереями, которые обрамлены арками
Слайд 17
Гостиный двор и красные ряды, выстроены к 1796г.,
под руководством местного зодчего С.А.Воротилова по проекту Карла Клера.
Красные ряды выстроены в виде замкнутого прямоугольника с четырьмя проездами во двор. Ряды оформлены сводчатой колокольней, арки которой опираются на массивные столбы – пилоны. Со двора торговые помещения обрамлялись открытой галереей. Каждому арочному пролету галереи соответствовала 1 купеческая лавка. «Красными» ряды назывались так как в них торговали красным товаром (тканями, кожаными изделиями, мехами и т.д.). В композицию рядов включена и церковь Спаса, выстроенная в 1766 г.
Слайд 18
Мелочные ряды, выстроенные в стиле позднего классицизма, предназначались
для торговли мелкой галантереей. Два корпуса имеют более крупные
«Г»-образные в плане объема вытянутые вдоль продольной оси двора, два других короткие прямоугольные расположенные, наоборот, по поперечной оси. Эти четыре корпуса окружены колоннадой в виде деревянного навеса на колоннах. Еще два корпуса построены позднее и выполнены в духе эклектики, они отличаются от первых четырех корпусов по своей архитектуре. Их прямоугольные объемы окружены навесами на чугунных фигурных столбиках
Слайд 19
На рубеже 18-19 вв. сооружаются Пряничные ряды, которые
являются одним из важнейших элементов обширного ансамбля торгового центра
Костромы. Пряничные ряды построены на перепаде местности, поэтому со стороны обращенной к Волге они 4-х этажные, со стороны верхнего торгового ряда 2-х этажные. По бокам корпуса поставлены часовни, которые принадлежали Успенскому собору и Николо-Бабаевскому монастырю. А поскольку корпус стоит на склоне холма, то по сторонам от него и под корпусом (по центру) организованы лестничные спуски на нижний торговый двор, где сосредоточены корпуса Рыбных и Мясных рядов
Слайд 20
Рядом с Гостиным двором расположен замечательный памятник костромского
гражданского зодчества начала 19 века выстроенный в стиле позднего
классицизма, одно из лучших торговых зданий города – Овощные или Табачные ряды. Построены они в 1819-1824 годах по проекту известного русского архитектора В.П. Стасова. Разделенное на 9 типовых торговых секций-лавок здание Табачных рядов обращено в сторону Гостиного двора своей «полуоткрытой» галереей, поднятой на высокий цоколь и оформленной стройной колоннадой. Колоннада галереи расчленена крупными кирпичными пилонами с арочными проемами для прохода к лавкам
Слайд 21
Улица Молочная гора была включена в генеральный план
города 1781 года с названием Екатеринославская. Официально улица никогда
не переименовывалась, но названием своим она обязана крестьянкам из правобережных селений , которые каждое утро переправлялись через Волгу и располагались по склону горы, торгуя молоком, сливками и сметаной. Она являла собой парадный въезд в город от Московской заставы, что на берегу Волги. Комплекс сооружений Московской заставы включает 2 обелиска, увенчанные шарами и двуглавыми орлами, и невысокие стенки с арочными нишами по сторонам от них. В 1912-1913 гг. к празднованию 300-летия Дома Романовых застава была перестроена по проекту городского архитектора П.И. Горлицына. К сохраненным обелискам вместо стенок пристроили два кирпичных одноэтажных здания
Слайд 22
28 сентября 1967 г. был открыт памятник Ивану
Сусанину, скульптор Н.А Лавинский , архитекторы М. Бубнов и
М. Марковский. На высоком постаменте цилиндрической формы 6-метровая фигура крестьянина. Общая высота памятника 12,5 метров. Он выполнен из желтого известняка. Автор памятника представил героя сродни богатырям из былин, хотя Иван Сусанин изображен в крестьянском одеянии с непокрытой головой, держащим посох в левой руке. Правой он указывает на землю русскую, как бы предупреждая, что для врага здесь нет пути, здесь его погибель. Скульптурный портрет героя – это образ крестьянина, сознательно отдающего свою жизнь ради спасения Родины
Слайд 23
Иван Сусанин – староста села Домнино (в 70
верстах от Костромы). В период польско-литовской интервенции, «Смутного времени»
начала 17 века, скрываясь от опасности, мать и сын Романовы прибыли в свою вотчину Домнино, находившуюся среди непроходимых болот и лесов. По свидетельству потомственного священника, который был в селе во время пребывания там Михаила, Сусанин завел поляков, пришедших в Домнино и искавших Михаила Романова, в непроходимые болота
Слайд 24
Более подробно о подвиге Сусанина рассказывал памятник открытый
в Костроме в 1851 году и простоявший на центральной
площади города до 1918 года. в 1918 году памятник, полное название которого было: «Памятник царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину», был разрушен. Автор - известный русский скульптор Демут-Малиновский. Памятник представлял собой колонну с капителями; над капителями высится бюст царя Михаила Романова в шапке Мономаха. У цоколя колонны – коленопреклоненный Сусанин в крестьянской одежде. Рядом с фигурой героя – грамота, жалованная государем его роду
Слайд 25
Главная площадь Костромы по плану получила название Екатеринославская,
но в 1835 году в связи с решением установить
здесь памятник народному герою, была переименована в Сусанинскую. В плане Сусанинская площадь подковообразная, полукруглой формы, раскрытая в сторону Волги. От нее лучами расходятся основные радиальные улицы города. Эти улицы пересекаются четырьмя полукольцами, которые начинаются и заканчиваются у Волги. В целом план Костромы составляет рисунок в виде раскрытого веера с основанием, положенным на берег Волги
Слайд 26
Здание бывших Присутственных мест, построенное в начале 19века,
расположилось на переходе от Екатеринославской(Сусанинской) площади к площади Воскресенской(Советской),
напротив гостиного двора. В нем размещались архивы, земский суд, караульня и кладовая, гражданская и уголовная палата, уездный и совестный суды, казначейство и типография, губернское правление, приказ общественного призрения, казенная палата с экспедициям.
6-колонный портик на главном фасаде был перестроен, парадная белокаменная лестница, которая мешала пешеходам и обветшала к тому времени, была разобрана, был переоборудован вестибюль. Сейчас здание прямоугольное кирпичное, двухэтажное с полуподвалами и антресолями. Его главный фасад, обращенный в сторону Красных рядов, выделен в своей центральной части четырехколонным портиком, установленным на высоком подиуме. Колонны портика сгруппированы попарно, и несут легкий фронтон прорезанный аркой. В средней части портика устроен парадный вход в здание
Слайд 27
Дом притча Благовещенской церкви – н. 19 века
– своеобразный пример жилого углового дома, выполненного в стиле
зрелого классицизма. Двухэтажное кирпичное здание сооружено в 1810-х гг. по прошению прихожан Благовещенской церкви, которым оно и принадлежало до революции 1917 года
Слайд 28
Дом Борщова построен в начале 19 века генерал-лейтенантом,
тайным советником и сенатором С.С. Борщовым. После смерти владельца
дом перешел к его сыну, затем был продан, некоторое время существовал как гостиница «Лондон». В гостинице останавливался во время своих частых приездов в Кострому поэт Н.А. Некрасов. В 1870 году дом куплен был городом и переоборудован для окружного суда, учреждения которого размещаются здесь и поныне.
Это особняк дворцового типа, двухэтажный с мезонином. Здание вытянуто вдоль площади, украшено в центральной части 8-колооым портиком, установленным на сильно выступающий цоколь, прорезанный арками. С проспекта Мира дом оформлен портиком из 4 полуколонн, установленных на цоколе
Слайд 29
Дом Рогаткина и Ботникова, построенный в начале19века, немного
утратил свой первоначальный облик, но играет важную роль в
ансамбле площади. В половине дома, выходящей на площадь и пр. Мира находилась гостиница «Россия», в которой останавливался в свой первый приезд в Кострому А.Н. Островский
Слайд 30
Пожарная каланча построена в 1827 году в виде
крупного кубического объема, увенчанного граненым, суживающимся к верху дозорным
столбом с «караульней» в его венчающей части. Со стороны площади здание выделено 6-колонным портиком, увенчанным крупным пологим фронтоном. Все здание украшено лепными украшениями. В 70-е гг. 19 века к зданию были пристроены по фронтону площади и со стороны прилегающих улиц пониженные боковые крылья-депо. В здании каланчи располагалась городская общественная команда. В боковых крыльях размещались лошади. Венец каланчи – смотровая площадка с мачтой. День и ночь надзиратель наблюдал за покоем городских граждан. Тревожный звон колокола предупреждал население о случившемся