Слайд 2
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
НАРЯДУ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ, ПОЛИТИЧЕСКИМ,
ЭТНИЧЕСКИМ И ДРУГИМИ ВАЖНЫМИ ФАКТОРАМИ РЕГИОНАЛЬНОЙ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ВАЖНЕЙШУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ КУЛЬТУРНЫЙ, ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ФАКТОР.
Слайд 3
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
Слайд 4
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ НА
УКРАИНЕ КАК ИЛЛЮСТРАЦИЯ
НАЛИЧИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
РУБЕЖЕЙ.
Слайд 6
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - ?
(от лат. civilis — гражданский,
государственный) — одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами. Ц. подобна живому организму, проходящему путь от рождения до смерти, постоянно воспроизводящему себя и придающему неповторимое своеобразие всем протекающим в нем процессам.
Слайд 7
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - ?
Понятие “цивилизация” часто
трактуется как синоним культуры, по существу совпадая с одним из ее значений — как некой системы ценностей, традиций, символов, ментальности и образа жизни данного социума или целой эпохи.
Слайд 8
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
Всемирная история есть система условно
выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории».
А.Тойнби
Современная история – это история цивилизаций.
С.Хантингтон.
Слайд 10
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
Тойнби выделяет 21 цивилизационную систему.
В это
число он включает западную цивилизацию, православную (византийскую ортодоксальную), русскую православную, персидскую, арабскую (исламскую), индийскую, дальневосточную, античную (греко-римскую), сирийскую, китайскую, японо-корейскую, минойскую, шумерскую, хеттскую, вавилонскую, египетскую, андскую, мексиканскую, юкатанскую, а также цивилизацию майя.
По мнению Тойнби, из всех выше перечисленных цивилизаций в настоящее время существует только восемь (западная, византийская ортодоксальная, русская, арабская, индийская, дальневосточная, китайская, японо-корейская), причем семь из них уже вступили в период заката.
Слайд 11
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
Помимо развившихся цивилизаций
Тойнби называет также пять цивилизаций, остановившихся в своем развитии (спартанскую, оттоманскую, полинезийскую, эскимосскую и номадическую), а также четыре неразвившихся цивилизации, которые могут быть определены подобным образом в силу того, что они исчезли с исторической сцены в результате столкновения с более мощными цивилизациями.
Слайд 12
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
Последователи Тойнби выделяют
семь современных цивилизаций:
западноевропейскую, китайскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, африканскую, латиноамериканскую.
Слайд 13
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
Слайд 14
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
Слайд 15
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
С. Хантингтон
«Столкновение
цивилизаций».
Слайд 16
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
Мировые цивилизации по С. Хантингтону.
Слайд 18
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
ПОЧЕМУ НЕИЗБЕЖНО СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ?
Во-первых, потому что цивилизации очень разные. У них разный язык, история, культура, традиции, религия и т.д.
Во-вторых, мир становится более тесным. Североафриканская иммиграция во Францию вызвала у французов враждебное отношение, и в то же время укрепила доброжелательность к другим иммигрантам — "добропорядочным католикам и европейцам из Польши". Американцы гораздо болезненнее реагируют на японские капиталовложения, чем на куда более крупные инвестиции из Канады и европейских стран.
Слайд 19
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
ПОЧЕМУ НЕИЗБЕЖНО СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ?
В-третьих, процессы экономической модернизации и социальных изменений во всем мире размывают традиционную идентификацию людей с местом жительства, одновременно ослабевает и роль нации-государства как источника идентификации.
В-четвертых, рост цивилизационного самосознания диктуется раздвоением роли Запада. С одной стороны, Запад находится на вершине своего могущества, а с другой, и возможно как раз поэтому, среди незападных цивилизаций происходит возврат к собственным корням.
Слайд 20
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
ПОЧЕМУ НЕИЗБЕЖНО СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ?
В-пятых, культурные особенности и различия менее подвержены изменениям, чем экономические и политические, и вследствие этого их сложнее разрешить либо свести к компромиссу.
В бывшем Советском Союзе коммунисты могут стать демократами, богатые превратиться в бедных, а бедняки — в богачей, но русские при всем желании не смогут стать эстонцами, а азербайджанцы — армянами. Можно быть полу-французом или полу-Арабом, но куда сложнее быть полу-Католиком или полу-Мусульманом.
Слайд 21
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
КИТАЙСКО-КОНФУЦИАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Центральными проблемами,
которые рассматривает
конфуцианство, являются
вопросы об упорядочении
отношений правителей
и подданных, моральных качествах,
которыми должен обладать правитель
и подчинённый и т. д.
Слайд 22
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
ИНДУИСТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Связующим звеном индуистской цивилизации являлась каста как социальное явление, наиболее соответствующее местной мифологии и религии (каста — обособленная группа людей, связанная происхождением и правовым положением своих членов). Именно каста, веками обеспечивая стабильность, породила специфическую индийскую общину, помогла сохранить языческую религию индуизма, повлияла на политическую раздробленность государства, закрепила многие черты духовного склада (например, восприятие скорее идеала, чем реальности).
Слайд 23
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
ИСЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Сегодня мир ислама значительно шире арабского мира. Внутри исламской цивилизации различают субкультуры (варианты цивилизации):
арабскую, тюркскую, турецкую),иранскую (или персидскую), малайскую.
Крупнейшим достижением исламской культуры является Коран.
Слайд 24
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
ЯПОНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Японии
удалось быстро синтезировать традиции и европейскую современность. В результате японский эталон развития по многим параметрам становится ныне оптимальным, превосходящим европейский и американский.
Слайд 25
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
НЕГРО-АФРИКАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Традиционная негритянская
африканская культура представляет собой сложившуюся, достаточно четко очерченную систему духовных и материальных ценностей, т. е. цивилизацию. Имеющиеся здесь сходные исторические и природно-экономические условия определили много общего в социальных укладах, искусстве, менталитете негроидных народов.
Слайд 26
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Сложившееся в западноевропейском регионе с его более суровой по, сравнению со странами Востока природной средой интенсивное производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества. В связи с этим формировалась и новая система ценностей, где действовали принципы — «добросовестный труд как путь к процветанию» и «честное состязание как путь к самоутверждению». Эти принципы, часто противопоставляющиеся «созерцательности» традиционных обществ Востока, были сформулированы еще в античной Греции и выдвигали на первый план творческую, преобразующую деятельность человека.
Слайд 27
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
отделена
от западноевропейской по линии, проходящей вдоль нынешней границы России с Финляндией и странами Балтии и отсекающей католические «окраины» Западной Украины и Западной Белоруссии от православных областей. Далее эта линия идет на запад, отделяя Трансильванию от остальной Румынии, на Балканах она практически совпадает с границей между Хорватией и Сербией (т. е. с исторической границей между Габсбургской и Османской империями).
Слайд 28
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
органично впитала в
себя индейские элементы доколумбовых культур и цивилизаций (майя, инков, ацтеков, и др.).
Слайд 29
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
ВЫВОДЫ:
1) противоречия между
цивилизациями важны и реальны;
2) цивилизационное самосознание возрастает;
3) конфликт между цивилизациями придет на смену идеологическим и другим формам конфликтов;
4) международные отношения, исторически являвшиеся игрой в рамках западной цивилизации, будут все больше превращаться в игру, где незападные цивилизации станут выступать не как пассивные объекты, а как активные действующие лица;
Слайд 30
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
ВЫВОДЫ:
(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
6) конфликты между
группами, относящимися к разным цивилизациям, будут более частыми, затяжными и кровопролитными, чем конфликты внутри одной цивилизации;
7) вооруженные конфликты между группами, принадлежащими к разным цивилизациям, станут наиболее вероятным и опасным источником напряженности, потенциальным источником мировых войн;
8) главными осями международной политики станут отношения между Западом и остальным миром;
Слайд 31
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при
Президенте РФ (РАНХиГС)
ВЫВОДЫ:
(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
9) политические элиты
некоторых расколотых незападных стран постараются включить их в число западных, но в большинстве случаев им придется столкнуться с серьезными препятствиями;
10) в ближайшем будущем основным очагом конфликтов будут взаимоотношения между Западом и рядом исламско-конфуцианских стран.