Слайд 2
Миниатюрное государство Ватикан расположено в западной части столицы
Италии - Рима, на холме Монте-Ватикана.
Территория Ватикана, почти
по всему периметру окруженная средневековыми стенами, включает культовый и дворцовый комплексы, сады, музеи, картинные галереи и административные здания. Формально итальянско-ватиканская граница проходит через площадь Св. Петра, но она никак не обозначена на местности
Слайд 3
Свое название Ватикан получил от названия холма Mons
Vaticanus, с латинского vaticinia - "место гаданий". Это суверенное
церковное государство - самое маленькое в мире.
В Ватикане нет постоянного населения. Расположенный в западной части Рима Ватикан является резиденцией папы римского, высших органов управления римско-католической церкви и служащих ватиканских учреждений. Ватиканское подданство имеют около тысячи человек
Слайд 5
Площадь нередко становилась местом папских богослужений. Именно здесь,
перед главным собором католического мира, огромное число паломников, говорящих
на разных языках, должны были почувствовать своё духовное единство.
Для воплощения этих идей Джан Лоренцо Бернини нашёл замечательное решение : пространство перед храмом превратилось в ансамбль из двух площадей: первая, в форме трапеции, обрамлена галереями, отходящими от собора; вторая имеет форму овала, обращена к городу и оформлена двумя колоннадами.
В симметричных точках овальной основной площади расположены фонтаны, а между ними — обелиск, который позволяет ориентироваться на огромной площади. Общие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращённых к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного».
Вторую, большую площадь, окружают две полуциркульные колоннады, состоящие из четырех рядов дорических колонн. (284 дорических колонны, расположенные в четыре ряда). Над колоннадой установлены 140 статуй святых и мучеников церкви. Площадь находится у восточной границы Святого города.
Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью
Слайд 7
B цeнтpe плoщaди — eгипeтcкий oбeлиcк выcoтoй 35,5
м, пpивeзeнный из Гeлиoпoля, и двa фoнтaнa XVII в.
работы Мадерно и Бернини.
Если cтoять мeжду oбeлиcкoм и любым из фoнтaнoв, кaжeтcя, чтo кoлoннaдa cocтoит лишь из oднoгo pядa кoлoнн. Шиpoкaя лecтницa вeдeт к сoбopу cв. Пeтpa.
Обелиск, датируемый I веком до н.э., был доставлен из Египта по приказу Калигулы для того, чтобы он отметил одну из половин его цирка. В 1586 году Папа Сикст V распорядился чтобы обелиск был переставлен на площадь, что было выполнено архитектором Доменико Фонтана.
Золотой шар, венчающий обелиск, окутан легендами. Одна из них гласила, что в шаре находились останки Юлия Цезаря. Сегодня же в шаре помещена урна с реликвией (фрагменты креста, на котором его распяли Иисуса).
Слайд 9
Вид на Римский фонтан и правое крыло колоннады
Слайд 12
Колоннады ведут к собору Святого Петра (1455-1626 гг.)
- крупнейшему католическому храму мира.
Воздвигнутый на месте древней базилики императора Константина, собор неоднократно перестраивался под руководством таких гениальных мастеров, как Браманте, Рафаэль, Микеланджело и другие.
В наши дни это колоссальное здание (211,4 м. в длину при высоте 189 м.) служит центром католического мира. Здесь размещены папский алтарь с огромным бронзовым балдахином, хранится огромное количество реликвий и шедевров изобразительного искусства, можно даже спуститься на участок археологических раскопок прямо под алтарем собора, где обнаружены остатки древнего римского кладбища, на котором, по преданиям, и был похоронен Св. Петр. За собором, справа от алтаря, располагаются "Священные Гроты" - место захоронения большинства Пап.
Слайд 14
История рассказывает, что на месте нынешнего собора Святого
Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона
предавали мученической смерти христиан.
В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз.
В 326 году в память об этом император Константин повелел построить базилику во имя Святого Петра. Когда она обветшала, папа римский Николай V в 1452 году начал строительство собора...
Но после его смерти в 1455 году работы были надолго приостановлены, и лишь в 1506 году папа Юлий II поручил знаменитому архитектору Браманте возобновить строительство.
Слайд 15
Браманте задумал церковь в виде греческого равностороннего креста.
После его смерти работа по перестройке собора была поручена
Рафаэлю, который перепроектировал церковь в виде креста латинского, то есть вытянутого в длину. После Рафаэля строительство собора возглавил Микеланджело Буонаротти. Однако смерть не дала мастеру довести задуманное до конца. Архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана по проекту Микеланджело возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх. Карло Мадерно достроил продольные капеллы и оформил фасад собора. Наконец, 18 ноября 1626 года, в 1300-летний юбилей первой базилики, Папа Урбан VIII освятил новый собор.
Новый алтарь поставили на месте прежнего и в полу прорубили “окошечко” – Confessio, через которое верующие могли обратиться взором к гробнице Святого Петра, сокрытой глубоко под землей.
Раскопки, проведенные в 1940-х годах в подземельях собора, доказали, что под алтарной частью собора находится большой некрополь римского времени, в центре которого — гробница апостола. Об этом свидетельствовали многочисленные факты, включая надписи и изображения.
Слайд 16
Кто же такой Святой Петр?
Один из последователей
Иисуса, был женат, был рыбаком, встретив Иисуса ,-последовал за
ним до самого конца земного пути.
Пётр является автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет. По мнению церкви апостол Пётр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял безнадёжных больных, даже воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их.
Апостол Пётр почитается в православной и католической церквях. Установлен праздник святых Петра и Павла, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.
Слайд 17
Собор Святого Петра ( Сан-Пьетро)
Слайд 20
Перед входом в собор возвышаются огромные статуи святых
апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи
от Царствия Небесного, врученные ему Христом.
В собор ведут пять дверей. Последняя с правой стороны — Святая, и открывается она лишь в Святой, или юбилейный год, отмечаемый каждую четверть века. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком сделанной из козлиного рога трубы, называемой yobel, откуда и произошло слово “юбилей”.
Святая дверь с бронзовым крестом и небольшим квадратным ящичком, в котором хранится ключ от нее, замурована бетоном. Через каждые 25 лет накануне Рождества перед юбилейным годом бетон разбивается. В соответствии со специальным ритуалом после троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается, и Папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.
Слайд 21
Знаменитые скульптуры
Микеланджело Буонарроти
( 1475 – 1564
Слайд 22
ПЬЕТА ( оплакивание)
«Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся
пьета, изготовленная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую
он подписал .
Фигуры Девы Марии и Христа в натуральную величину были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане.
1498 - 1501
Слайд 23
Итальянский мастер переосмыслил скульптурное изображение безжизненного Христа на
руках матери. Мадонна представлена им как совсем юная и
прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека.
Фигуры трактованы как единое целое, их соединение поражает слитностью. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное, чем вносит в композицию элемент напряжения. «Пьета» послужила образцом для последующих трактовок этого иконографического сюжета.
Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери. По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.
Слайд 26
Моисей ( 1513 – 1516 гг)
В 1505
г. Папа Римский Юлий II заказал у Микеланджело своё
надгробие.
Проект предусматривал создание величественного, свободно стоящего мавзолея, украшенного 40 статуями больше человеческого роста.
Прошло время …Было создано 6 статуй.
Базилика Сан-Пьетро ин Винколи ( Рим )
Слайд 28
Сикстинская капелла в Ватикане -это исторический, художественный и религиозный
памятник эпохи Возрождения. Построена между 1475 и 1483, во
времени Римского папы Сикста IV.
Она служит часовней при Папском дворце и местом выбора нового папы.
120 специально назначенных епископов и архиепископов запираются в часовне и не покидают её, пока не изберут нового папу.
Это прямоугольное здание, 40,93 метров длиной и 13,41 метров шириной, высота часовни 20,70 метров.
В настоящее время, капелла открыта для посещения, как музей.
1508 - В 1508 г. Папа Юлий II поручил Микеланджело Буонаротти расписать фресками плафон Сикстинской капеллы.
Слайд 29
Войдем внутрь капеллы…
1508 – 1512 – роспись свода
1536
– 1541 - фреска
Слайд 30
Роспись плафона Сикстинской капеллы
Слайд 34
Алтарная стена Сикстинской капеллы занята фреской Микеланджело «Страшный
суд»
( заказ папы Климента VII)
Слайд 35
Кто не знаком ни с мерой, ни с
уздою
И блажь свою не в силах побороть,..
Слайд 36
Того умом не одарил Господь,
Чтоб с толком
управлять самим собою.
Слайд 37
Тот вмиг сгорит копеечной свечою,
И незачем судьбе
глаза колоть.
Слайд 38
Центром идущего по кругу
движения Микеланджело делает
фигуру Христа, который
выразительным
жестом осуждает
грешников. Он поднял правую
руку, вынося свой страшный
приговор: «Подите,
проклятые!».
Это не произнесено, не написано,
но так и слышится с фрески.
Рядом с Христом изображена Мадонна. Она смиренна и безропотна в час приговора.
Кто свыше одарен, его творенья
Саму природу смогут поразить,
Хотя печать его руки на всем.
Слайд 39
В небе ангелы, трубный глас которых призывает встать
умерших.
Справа внизу грешники на ладье Харона, проваливающиеся в ад.
Земного бытия окончен срок. Проплыв по морю бури и печали. Мой челн к последней пристани причалил Час грозного возмездья недалек.
Земного бытия окончен срок. Проплыв по морю бури и печали. Мой челн к последней пристани причалил Час грозного возмездья недалек.
Слайд 40
Микеланджело не позаботился о своем автопортрете.
Потомкам он
оставил несколько необычное свое изображение на фреске "Страшный Суд"
в виде лица-маски с чертами, словно отраженными на подернутой рябью глади ручья.
Слайд 43
Купол Сан-Пьетро – 1546 - 1564
Громадный купол собора
Святого Петра, сооруженный по проекту Микеланджело, взмывает вверх, словно
поднятое ветром легкое полотнище. Его диаметр составляет 42 м, и в Риме его называют cupollone (“куполище”).
По фризу купола и далее по фризу всей церкви тянется мозаичная надпись по-гречески и по-латыни со словами Христа: “Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; и дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах”.
Слайд 46
Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех евангелистов: Матфей
— с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия,
Марк — со львом, Лука — с волом, Иоанн — с орлом. Лев, орел и вол — так называемые апокалиптические звери, о которых Иоанн Богослов в “Апокалипсисе” пишет как о животных, которые окружали престол Бога (Откр. 4:6—8).