Слайд 2
Содержание
Введение
Современные инновационные технологии в образовании:
дифференцированное обучение;
проблемное обучение;
игровые технологии;
интегрированные
уроки;
интерактивные уроки;
Метод проектов – один из продуктивных методов обучения
информатике в школе.
Заключение
Слайд 3
Введение
Целью образования является создание условий для развития и
самореализации каждой личности, формирование поколения, способного учиться на протяжении
всей жизни.
Фронтальная система обучения (один учитель против целого класса) имеет жесткие ограничения - педагог не может уделить достаточно внимания каждому ребенку, учесть его индивидуальные особенности, направленность. Кроме того, при такой системе даже самый успешный ученик не сможет развить очень важные в современном обществе навыки.
Новые технологии, методики и способы обучения разрабатываются для того, чтобы каждый ребенок, окончив школу, смог добиться успеха в жизни, используя все свои возможности.
Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.
Слайд 4
Цель исследования:
Раскрыть понятие инновационных педагогических технологий, раскрыть основные
методологические требования, которым должна отвечать любая инновационная технология обучения.
Слайд 5
Практическая значимость работы
Практическая значимость работы выражается в
том, что данные проведенного в курсовой работе исследования постоянно
используются в нашей педагогической практике.
Слайд 6
Дифференцированное обучение
В современной дидактике дифференциация обучения -
это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается
комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которым отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.
Дифференциация осуществляется по:
• По возрастному составу
• По области интересов (гуманитарные, физико-математические и др. группы)
• По личностно-психологическим типам (типу мышления, характера, темпераменту и др.)
• По уровню здоровья
• По уровню умственного развития (уровню достижений)
Дифференциация по уровню ориентирована на:
• Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;
• Приспособление (адаптация) к особенностям различных групп учащихся.
Слайд 7
Пример дифференциация в моей практике:
В нашей школе существует
профильное обучение. При поступлении в седьмой и десятый класс
все ученики желающие попасть в профильный класс проходят собеседование. Учителя и психолог определяют уровень готовности ребенка к обучению в школе: оценивается степень психосоциальной зрелости, уровень развития мышления, речи, памяти, восприятия и т.п. Более подготовленные и способные дети отбираются в математический и информационно-технологический классы. И вот тут уже начинается разноуровневое обучение: в более сильных классах дети учатся по развивающей программе, а в общеобразовательных классах в основном опираются на базовые традиционные системы обучения.
При изучении темы «Ввод текста в память компьютера» в 5-ом классе, ученикам предлагается выполнить практическую работу. При выполнении этой работы, ученикам с более высокой скоростью печати даются карточки с дополнительным заданием, в котором они должны создать более сложную картинку, состоящую из различных символов, расположенных на клавиатуре.
Слайд 8
Проблемное обучение
Обучение заключается в создании проблемной ситуации, в
осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности
обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами исследования, творчества.
Содержательную основу проблемного урока составляет проблемный вопрос. Проблемный вопрос может носить междисциплинарный характер.
В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер.
Слайд 9
Пример проблемного обучения в моей практике:
Возникновение интереса к
информатике у значительного числа учащихся зависит в большей степени
от того, насколько умело будет построена учебная работа. Задания должны быть направлены на решение задач разными способами, на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения и т.д. Обычно задачи повышенной сложности исследовательского характера даются в конце урока. Благодаря своей оригинальности такие задачи сами по себе побуждают учащихся к размышлениям. Получив задание на уроке, учащиеся продолжают поиск решения задачи дома. На следующем уроке один из них объясняет решение задачи всему классу.
Пример задания для учащихся 8-ого класса при изучении темы «Кодирование информации»: Если «жало» - это двор, а «хна» - это «зев», то чему равна «ель»? А также «мель» и «щель»?
Слайд 10
Игровые технологии
В структуру игры как деятельности органично входит
целеполагание, реализация цели, а также анализ результатов, в которых
личность полностью реализует себя как субъект. Цель ставит учитель, способы реализации цели обсуждаются коллективно, реализация может выполняться в группах или индивидуально.
Слайд 11
Пример игровой
технологии в моей практике:
В моей практике
игровые технологии хорошо используются в программировании (QBasic). Графическая оболочка
этого языка примитивная, тем не менее позволяет использовать ее для самовыражения школьников и поднятия интереса к программированию как процессу.
Слайд 12
Интегрированные уроки
Интегрированные уроки позволяют глубже овладеть темой изучения.
На таком уроке каждый учитель-предметник пытается подать суть предмета
изучения со своей, специфической для каждого предмета, точки зрения. Не последнюю роль играет и оригинальность самой формы проведения уроков. Учеников сразу же заинтересовывает присутствие нескольких учителей на уроке и способы подачи материала. Детская психология лучше воспринимает кратковременные сообщения, отличные по форме изложения и источника подачи.
Слайд 13
Пример интегрированных уроков в моей практике
Интересные интегрированные
уроки в
моей практике получались
в тандеме с математиками, биологами и
географами:
• по построению и исследованию функций в курсе алгебры 9 класса с использованием в информатике табличного процессора Excel,
• по расчету биоритмов (Excel),
• по расчету численности популяции(Excel),
• по работе в полярной системе координат (Excel),
• по построение розы ветров по географии (Excel),
• по проведению расчетов пополнения кроличьей семьи (Excel).
Слайд 14
Интерактивные технологии
Предполагают активное взаимодействие учащегося с субъектом обучения
(учителем, куратором). Для учащихся являются частью проектного метода, для
преподавателей – часть их ежедневного труда. Уроки с использованием интерактивных презентаций позволяют учащимся зрительно усваивать материал. Интересная его подача позволяет дольше удерживать внимание школьника, способствует запоминанию материала.
Слайд 15
Интерактивные технологии в моей практике:
Примеры использования презентаций на
уроках информатики:
• Объяснение новой темы.
• Работа с устными упражнениями.
• Повторение пройденного материала.
• Демонстрация
условия и решения задачи.
• Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.
• Проведение тестов.
• Проведение физкультминуток.
• Проведение рефлексии.
• Внеклассная работа.
Например во всех классах последняя итоговая работа проводится в виде компьютерного тестирования, выполненная в специальной тестовой программе My TestX.
Слайд 16
Метод проектов – один из продуктивных методов обучения
информатике в школе.
Перед учителем нередко встаёт проблема - как
оптимально организовать деятельность учащихся на своих занятиях, чтобы повысить их продуктивность. Начинать необходимо с формирования познавательного интереса к предмету изучения.
Технология проектного обучения характеризуется получением учащимися конкретного практического результата и его публичным представлением. Данный метод значительно укрепляет межпредметные связи и информатика играет в этом главенствующую роль.
Опыт применения метода проектов дает возможность выделить два уровня тем для проектирования:
тематические — это, как правило, индивидуальные проблемные задания, сравнительно небольшие по объему и включающие во все возможные варианты решения, вновь полученные знания;
итоговые — это, как правило, объемные проблемные задания, выполняемые на протяжении длительного периода времени.
Учебные проекты выполняются непосредственно на уроке, и в качестве вида внеклассной самостоятельной работы.
Слайд 17
Метод проектов в моей практике:
Уже несколько лет на
уроках информатики наряду с линейными технологиями передачи знаний используется
метод коллективных и индивидуальных творческих проектов. Его использование позволяет обеспечить условия для развития у учащихся навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи.
В рамках пропедевтического курса учащиеся выполняют различные проекты, такие, например, как создание кроссвордов, мультфильмов, обучающих и развивающих игр и т.д. Итогом изучения программы ЛОГОМИРЫ в 6-ом классе является выполнение проекта в этой среде с описанием сценария, использованием анимации, управляющих элементов и собственных форм.
Слайд 18
В своей работе с учащимися мы выделяем следующие
этапы создания проекта:
Выбор темы проекта.
Разработка сценария задачи – последовательности
экранов, которые формирует задача. Определение модульного состава задачи, на основе принципа последовательной детализации.
Реализация проекта.
Защита проекта (обсуждение проекта и процесса деятельности учащихся).
Опытная эксплуатация задачи
Этапы создания проекта