Слайд 2
Монашеское движение зародилось одновременно в Египте и Сирии
примерно в начале четвёртого столетия.
Слайд 3
Монашеское движение приняло двоякую форму — отшельников-одиночек и
монастырей.
Святой Антоний,
первый отшельник,
Слайд 4
Несколько лет спустя — около 315 или 320
года — другой египтянин, Пахомий, основал первый монастырь.
Слайд 5
Монахи вели здесь совместную жизнь, без частной собственности,
с общими трапезами и общими религиозными ритуалами.
Слайд 6
В монастырях, происхождение которых связано с именем Пахомия,
монахи много трудились преимущественно на сельскохозяйственных работах, вместо того
чтобы убивать все свое время на борьбу с искушениями плоти.
Слайд 7
Примерно в то же время монашество
возникло в Сирии и Месопотамии.
Слайд 8
На первых порах монашество было стихийным движением, которое
находилось совершенно вне церковной организации. Примирил церковников с монашеством
святой Афанасий.
святой Афанасий.
Слайд 9
Наиболее значительной фигурой западного монашества является святой Бенедикт,
основатель бенедиктинского ордена.
Слайд 10
БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ, СВЯТОЙ
(около 480–547?), родоначальник западного монашества.
Родился в Нурсии, городке в Сабинских горах в Умбрии,
Италия, около 480; умер в Монте-Кассино около 547.
Слайд 11
Бенедикт был сыном знатного римлянина . Юношей он
был отправлен в Рим на учёбу, но не закончив
обучение, покинул город вместе с группой благочестивых людей, сбежав от столичной суеты, и поселился в Аффиде (совр. Аффиле), местечке в горах, расположенном неподалеку от Субиако. Известно, что в это время ему было около 20 лет, и что его сестра-близнец Схоластика к тому времени уже посвятила себя Богу.
Слайд 12
По прошествии некоторого времени Бенедикт понял, что хочет
стать отшельником.
Слайд 13
Случайная встреча с монахом Романом из монастыря, расположенного
рядом с Субиако, помогла ему. Монах показал Бенедикту пещеру
возле искусственного озера на реке Анио и согласился приносить отшельнику еду. За три года, которые Бенедикт прожил в пещере, он закалился и физически и духовно. Слава его росла, люди начали совершать паломничества к пещере, чтобы посмотреть на отшельника; а монахи из Виковаро, одного из окрестных монастырей, после смерти настоятеля уговорили Бенедикта возглавить их общину
Слайд 14
. Ничего хорошего из этого не вышло, у
Бенедикта были слишком строгие представления о монашеской жизни, не
понравившиеся общине. В результате он вынужден был покинуть монастырь и вернуться в пещеру после того, как его чуть не отравили.
Слайд 15
Постепенно в голове у Бенедикта сложились представления о
том, как должна быть устроена монашеская жизнь. Он разделил
своих учеников, число которых к тому времени сильно выросло, на 12 групп, каждая из которых подчинялась своему настоятелю, а за Бенедиктом оставалось право общего надзора.
Слайд 16
Около 530 г. зависть и интриги местных монахов и
клира вынудили Бенедикта переселиться на юг, на гору Кассино,
где им был основан знаменитый монастырь Монте-Кассино. Существовавшее на горе языческое святилище Бенедикт превратил в христианский храм, местных жителей обратил в христианство. Скоро слава монастыря разлетелась по всему краю, число братьев в общине резко выросло.
Слайд 17
По преданию, Бенедикт молитвой воскресил сына крестьянина из
соседней деревни, который принёс умершего мальчика к монастырю
Слайд 18
Именно для общины Монте-Кассино, которая положила начало ордену,
впоследствии названному орден бенедиктинцев, Бенедикт около 540 г. составил свой
знаменитый устав, который стал фундаментом всего западного монашества.