Слайд 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное
образовательное
учреждение
Архангельской области
«Вельский индустриально-экономический колледж»
Ломоносовские чтения
Номинация «Северяне-выпускники Соловецкой школы
юнг в боях за родину»
по теме: «Наши герои »
Выполнила: Котова Евгения,
студентка группы ПКС-21
Руководитель:
Дмитроченко М.И., преподаватель
Вельск
2017
Слайд 3
ЦЕЛИ:
1. Рассмотрение исторических факторов создания Соловецкой школы юнг.
2.
Участие выпускников школы юнг в боях за родину.
Слайд 4
Основание Школы юнг на Соловецких островаХ
Шёл 1942 год…
Июль проходил в ожесточённых схватках с гитлеровскими захватчиками.
Тяжёлые,
кровопролитные бои шли на Севастопольском участке фронта, на Курском направлении, в районах Во-ронежа, Новочеркасска, Ростова. Совсем скоро должна была начаться битва за Сталинград.
Вот тогда-то, в июле 1942 года, на советском флоте появилось воинское звание – юнга! Приказом Народного комиссара Военно-Морского флота СССР адмирала Николая Герасимовича Кузнецова от 25 мая 1942 года
за № 108 вводилось в действие Положение о юнгах ВМФ. В нём говорилось: « В целях создания кадров будущих специалистов флота высокой квалификации учредить в Военно-Морском флоте институт Юнгов. Прохождение службы юнгов слагается: а) из обучения в специальной школе юнгов продолжительностью 12 месяцев; б) из практического плавания на кораблях флота до достижения призывного возрасТА.
Слайд 6
Как стать юнгой.
Летом 1942 года началось комплектование Школы юнг ВМФ. Несмотря
на то, что решено было широко не оповещать о наборе в школу, « чтобы не вызвать самовольных поездок молодёжи на флот», городские и районные комитеты комсомола были атакованы тысячами мальчишек, которые принесли заявления о приёме в Школу юнг ВМФ. Подросткам грезились романтика моря, подвиги, слава.
Но всё было иначе…Уже при поступлении в Школу мальчишки встречались с трудностями, а иногда и с крушением надежд, потому что кроме заявлений нужно было предоставить:
1) выписку из ЗАГСа о рождении;
2) справку о состоянии здоровья;
3) справку об образовании;
4) автобиографию;
5) справку с места работы о согласии отпустить (если кандидат работал).
Слайд 8
Как всё начиналось.
Жизнь в
школе юнг оказалась несладкой. С романтическими иллюзиями пришлось распрощаться.
Морская форма, выданная юнгам, огорчила их: она топорщилась, свисала с худеньких плеч, немало пришлось потрудиться, чтобы форма стала придавать её обладателю бравый вид. А бескозырка! Многие мальчишки от обиды чуть не плакали: вместо длинных лент с якорями – аккуратный «девчоночий» бантик и надпись «Школа Юнгов ВМФ». Юнгам объяснили: право носить ленты и погоны ещё надо заслужить.
С самого начала учёбы озорники и непоседы обязаны были подчиняться воинской дисциплине, ведь с момента зачисления в школу на юнгов полностью распространялось действие «Дисциплинарного устава ВМФ». И мальчишки зубрили уставы, занимались строевой подготовкой, несли караульную службу и чистили на камбузе картошку.
И была ещё непомерно сложная задача: юнгам самим нужно было строить жильё для себя и помещения для учебных занятий.
Для размещения Школы Юнг на Соловецких островах был выделен посёлок Савватьево, в котором стояли полуразрушенное здание церкви, каменный корпус, и бывшая деревянная гостиница, предназначавшаяся для богомольцев. Эти здания отвели под учебные корпуса, а юнги разбили палатки и принялись строить землянки. Им приходилось копать землю, корчевать пни, ворочать камни-валуны, валить строевой лес и таскать его на неокрепших плечах. «Вспоминается, как группа юнгашей (15-20 человек) тянут из котлована огромный камень, силёнок не хватает, плачут, а тянут…» - писал бывший комиссар школы юнг С.С. Шахов.
Слайд 10
Чему и как учились юнги.
Обустроились
юнги, и потекли напряжённые дни учёбы. Ребят разделили на
2 учебных батальона. В каждом батальоне – 3 роты. Роты делились на смены. В смене – 20-25 юнг.
Под председательством начальника Школы юнг Иванова Николая Ивановича работала комиссия из 13 человек «для проверки прибывающих юнгов и распределения их по специальностям: боцман флота, рулевой, радист, артиллерийский электрик, моторист, электрик, торпедный электрик, боцман торпедных катеров, боцман надводных кораблей, штурман. Члены комиссии учитывали прошлую специальность, желание и наклонности каждого юнги.
Учиться было нелегко.
Занятия проходили в бывших монастырских кельях, переоборудованных в классы, и даже в землянках. Не хватало мебели, поэтому на занятиях в землянках юнгам приходилось сидеть на нарах. Трудно было с дровами. В холодных классах, случалось, и чернила замерзали, и ученики, чтобы согреться, притопывали ногами.
Не хватало учебников. Нередко один учебник приходился на одну смену, то есть на 20-25 человек. Достать электролампу, 100 тетрадей или мел для доски подчас являлось неразрешимой проблемой.
По учебному плану юнги изучали следующие предметы:
1. Специальность
2. Общевойсковая подготовка
3. Военно-морское дело
4. Общеобразовательные предметы: русский язык, математика, физика, география и черчение.
5. Политподготовка
Слайд 12
Командиры-наставники.
Командиры-наставники.
Безусловно, огромная заслуга в обучении и
воспитании юных моряков принадлежала их наставникам.
Школа юнг
ВМФ с июля 1942 по январь 1943 года возглавлялась капитаном второго ранга Ивановым Николаем Ивановичем, затем с января 1943 по июнь 1944 – капитаном первого ранга Аврамовым Николаем Юрьевичем, а с июня 1944 по октябрь 1945 года – Садовым Сергеем Никитичем.
Первым военным комиссаром Школы юнг был Фёдор Семёнович Щигарёв, а с января 1943 года бессменным заместителем начальника школы по политической части являлся капитан третьего ранга Сергей Сергеевич Шахов.
По штату на каждые 50 юнг выделялись один преподаватель – офицер, один старший инструктор и два инструктора (командиры смен), т.е. всего 30 преподавателей, 30 инструкторов – старшин и 60 инструкторов (командиров смен). Большинство из них имели высшее, неоконченное высшее и среднее специальное образование, остальные – среднее образование. Например, физику юнгам преподавал В.Г. Долгополов, окончивший механико-математический факультет МГУ.
Преподавательский и инструкторский состав встретился со многими трудностями, одна из них заключалась в недостаточной теоретической подготовке воспитанников. Кроме того, впервые в истории Военно-Морских сил командиры, преподаватели и инструкторы приступили к обучению 15 – 17-ти летних моряков.
Школа юнг ВМФ посылала своих воспитанников на все флоты
и флотилии Советского Союза.
Первый выпуск юнг состоялся в сентябре 1943 года. Затем были выпуски 1944 и 1945 годов. За год учёбы ребята мужали, крепли, хорошо овладевали специальностями, но всё же они были ещё очень молоды.
В день выпуска выпускников школы на плацу перед штабом знакомили с приказом наркома ВМФ о направлении юнг на флоты и флотилии. Каждому юнге вручалось свидетельство об окончании Школы Юнг, напутствовали командиры и воспитатели.
Перед отъездом на корабли юнги давали клятву на верность своему воинскому долгу. «Родина! Великая Советская держава! В день отправки нас на боевые корабли приносим тебе свою клятву! Мы клянёмся с достоинством и честью оправдать оказанное нам доверие, умножать боевые традиции советских моряков, хранить и оберегать честь Школы юнг ВМФ.
Мы клянёмся отдать все силы, отдать жизнь, если надо, за свободу и независимость нашей Родины.
Мы клянёмся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха, не знать покоя, быть в первых рядах самых мужественных, самых смелых, самых храбрых советских моряков. Если ослабнет воля, если подведу товарищей, если трусость постигнет в бою, то пусть презирают меня в веках, пусть покарает меня суровый закон Родины
Итоги работы
Соловецкой школы юнг ВМФ
Главная задача, которую предстояло решить командирам, преподавателям и воспитателям Соловецкой школы юнг, была предельно ясно сформулирована в приказе № 108 Народного комиссара ВМФ СССР Н.Г.Кузнецова от 25 мая 1942 г: « Из принимаемого контингента готовить следующих специалистов: боцманов флота, рулевых, радистов, артиллерийских электриков, мотористов, электриков». То есть тех специалистов, в которых нуждался советский флот в годы Великой Отечественной войны.
Всего за годы Великой отечественной войны школа юнг ВМФ обучила: радистов - 946 человек, рулевых – 35, боцманов надводных кораблей – 411, мотористов торпедных катеров – 717, электриков надводных кораблей – 534, артиллерийских электриков – 3, торпедных электриков – 139, боцманов торпедных катеров – 166, мотористов-дизелистов – 124 и штурманских электриков - 50 человек.
Слайд 16
Юнги, прославившие Россию
Все они были награждены боевыми орденами
и медалями. За проявленные в боях мужество и героизм
выпускник Соловецкой школы юнг Владимир Моисеенко удостоен звания Героя Советского Союза, а Александр Ковалёв награжден Орденом Отечественной войны I степени (посмертно).
Так ярко начиналась биография юнг. Из их среды вышли писатель В.С.Пикуль, кинодраматург В.Г. Гузанов, Герой Советского Союза, адмирал В.К.Коробов, академик РАЕН, археолог Г.Н. Матюшин, Народный артист СССР, певец-бас Б.Т. Штоколов, полковник контрразведки И.К. Перетрухин, киноактер В.В. Леонов, художник Е.Н. Горячев, журналист Я.С. Смирнов, руководитель школьного музея Соловецких юнг Н.В. Осокин.
Слайд 17
Юнги, прославившие Россию
1. Писатель Валентин Пикуль
2. Борис
Тимофеевич Штоколов
Слайд 18
Владимир Моисеенко
Александр Ковалев
Слайд 22
Евгений Горячев
Виталий Гузанов
Слайд 24
История создания музея Юнги Северного флота
В феврале 1986 года организатор внеклассной работы
школы № 369 Татьяна Васильевна Овечкина выступила с инициативой создать школьный музей, увлекла планами старшеклассников. Идея создать музей, посвящённый Соловецким юнгам, возникла не случайно, ведь в школе работал военрук, участник Великой Отечественной войны, капитан I ранга, бывший юнга второго набора Соловецкой школы юнг ВМФ Леонид Васильевич Корякин-Черняк. По его предложению учебному классу, который ещё предстояло отремонтировать и оборудовать, дали название: «Музей Соловецких юнг ВМФ». Привести его содержание в соответствие с названием будущего музея было не так-то просто. На какую-либо финансовую поддержку рассчитывать не приходилось. Спонсорство в его нынешнем понимании ещё не было в моде. Вся организаторская и творческая работа строилась на одном энтузиазме и, как любил говорить Леонид Васильевич, «в системе хороших взаимоотношений между людьми». Ремонт и приведение в порядок помещения, изготовление эскизов и стендов взяли на себя учащиеся во главе с Александром Романчуком