Слайд 2
Этот блок культуры начал формироваться с переходом казачества
к активному земледелию. Перед первым выездом в поле в
некоторых семьях дома проводилось коллективное моление. В посевной материал могли подмешивать зерно от прошлого урожая или те семена, которые использовали "посевальщики" на Новый год. Начало пахоты и сева, что было прерогативой мужчин . Могли привлекать и девочек, но не женщин, в качестве погонычей.
Брали с собой или средокрестные кресты из теста, или, реже, "жаворонков" и вознесенские «лесенки».
Слайд 3
Пахоту и сев начинали на рассвете с молитвы
или её краткой формы: "Господи, благослови!" Не исключено, что
так же как и при начале огороднических работ, в молитве, обращаясь к Богу, высказывалась просьба о том, чтобы все уродило и для людей, и для животных, "и для хромых, и для слепых, и для нас". С крестами, жаворонками поступали по-разному: закапывали в центре поля, по углам, оставляли на меже, на деревьях или съедали. В некоторых станицах после первой борозды садились здесь же на поле завтракать.
Слайд 4
Начало жатвы также не сопровождалось сложными обрядами. Зафиксирован
лишь один случай «завивания венков» из колосьев в этот
период. Венок хранили, а зерно из него подмешивали в посевной материал весной следующего года. Окончание жатвы в большинстве станиц заканчивалось оставлением, завиванием нескольких колосьев Илье, Николаю, Спасу, дедам «на бородку». Иногда в такой «бороде» оставляли хлеб.
Слайд 5
С развитием в XIX веке виноградарства и особенно
табаководства, сформировались обряды окончания ломки винограда, ломки и папушовки
табака.
Слайд 6
И в том, и в другом случае выбирали
одну виноградную лозу, один стебель табака, украшали цветами и
лентами. Их срезали последними и с песней "А мы ломочку, <резочку>, кончали…" несли, везли хозяину. Тот выкупал её и устраивал для работников коллективное угощение. Считалось, что если хозяин не сделает этого, в следующем году на эту культуру будет плохой урожай.
Слайд 7
Например, посадка огорода и связанные с этим охранительные
и продуцирующие ритуалы: использование острых металлических предметов, прежде всего,
ножа, хлестание/«битье» побегов, сидение в первой ямке и произнесение специальных заговоров
Слайд 8
Хотя в скотоводстве отмечены и обряды первого выгона
скота в стадо, в т.ч. в такой форме как
освящение и окропление стада на церковной площади или выгоне.
Слайд 9
В большинстве станиц сохранились лишь индивидуальные ритуалы, связанные
с этим событием и направленные на то, чтобы корова
"не блудила, сама приходила домой", "чтобы покрывалась", чтобы её "не сглазили, не наслали порчь". Большинство из них проводилось на границе своего - чужого пространства: ворота, калитка / форточка.
В обязательном порядке практиковалось индивидуальное одаривание, помимо платы, пастуха хлебом, яйцами, в т.ч. и пасхальными, паской.
Слайд 10
При покупке скота выбирали масть скота «в руку»,
«ко двору») Гадание на масть было приурочено к первому
прилету ласточки. В момент, когда ее видели первый раз в году, следовало трижды повернуться на правой пятке и взять из-под нее ком земли. Если в этой земле находилась шерсть, то по ее цвету следовало заводить скотину .
Или масть заводимого скота определяли по цвету первого волоса, принесенного ласточкой в свое гнездо во дворе хозяина.
Слайд 11
Повсеместным обычаем на Кубани было переведение купленной скотины в свой
двор через предметы, смысл использования которых чаще всего состоял
в том, чтобы привязать животное к своему хозяйству. В число атрибутов, имеющих общекубанское распространение, входят коса (реже, как заместитель - серп), полотенце / рушник / рядно, мужской или женский пояс (как заместители: фартук, в единичных случаях — кальсоны, пряжка, женская рубашка). Кормили животное в первый раз с использованием печной утвари, заслонки или сковороды, при этом произносили приговор: «Как сковородка от печки, так и ты от двора не отходи».
Слайд 12
В некоторых станицах скотину заводили во двор, развернув
ее задом наперед, при этом дули корове в каждое
ухо по три раза, «чтобы привыкла к новому дому Хозяин приобретенной коровы входил во двор задом: «тогда корова приживется и будет давать молоко»
Слайд 13
Символический предмет, с помощью которого выгоняли корову -
чаще всего освященная вербная ветка. Иногда озвучивается мотивация ее использования: «шоб
она [корова] сама до дому ходыла» Повсеместно отмечалось предписание постоянного использования одной и той же хворостины, которая должна хранится в специально отведенном для этого месте: под стрихой дома / сарая, в сарае рядом с коровой. Наиболее частая мотивация: «шоб корова знала дорогу до дому» . Кроме того, от сглаза и порчи широко использовали красные тряпочки и булавки, которые прикреплялись на рога или кончик хвоста. Для того, чтобы корова возвращалась из стада, ее «измеряли» веревкой, которую вешали на дверь сарая.