Слайд 2
Церковный раскол. Реформы Никона. ). Понятие "старообрядчество" появляется
после раскола Русской православной церкви в середине XVII века.
Слайд 3
История Раскола
Нововведения, как обычно на Руси, насаждались в
приказном порядке. Церковная и светская власти не потрудились донести
до народа истинный смысл преобразований, зато широко применяли силу. По времени никонианские реформы совпали с приходом в Россию немцев и прочих иностранцев, многие русские усмотрели в этих переменах «западничество и сатанинство». Идейную борьбу не желавших подчиняться нововведениям возглавил протопоп Аввакум, личность столь же сильная и неординарная, как и патриарх Никон. Ко времени Вселенского собора 1666/67 г., на котором Никон предал сторонников старых обрядов анафеме, в русском обществе произошел раскол.
Слайд 4
Староверы и царь «Антихрист»
староверам– более симпатичны, что ли…
хотя бы тем, что никому никогда ничего не навязывали
(типа, 666 лет крестились вы двумя пальцами, а с завтрашнего дня – извольте тремя!), никого никогда не притесняли и не гоняли (в отличие от государственной церкви это самое старообрядчество выжигавшей огнем и мечом!), веру свою сумели не только сохранить, но и по всему миру распространить, а Россию превратить в великую земледельческую, промышленную и культурную державу. вот… (за 250 лет существования новой церкви Россию оказались вынуждены покинуть несколько миллионов человек!). без особой пользы, надо сказать. что понял Петр Алексеевич великий, решивший «крышевать» староверов. заявив о готовности закрыть глаза на то, сколькими там пальцами крестятся и на сколько там конечный крест его поданные, первый российский император, тем не менее, официально обложил староверов двойными налогами, повелев им зело препятствий не чинить, великой мздой обложить, в отдельных местах содержать и устройством неказенных дел обязать. иными словами, старообрядцам не возбранялось креститься двумя перстами, но за эту привилегию (?!) им надлежало немало и регулярно платить, а также переехать с прежних мест проживания на Урал, Дальний восток, в закавказье и за рубеж, чтобы развивать там сельское хозяйство, промышленность и прочую культуру.
Слайд 5
Политические беженцы.
Первоначально жизнь старообрядцев на Руси была неимоверно
тяжелой. Их объявили вне закона, подвергли гонениям, пытали, сжигали
в срубах. Многие бежали на свободные земли — в основном на запад, уходили к казакам или основывали свои собственные «вольные» поселения, где совершали обряды в соответствии со своими обычаями. Особенно много староверов из числа беглых обосновалось на реках Буге, Ветке и Соже, на территориях, тогда принадлежавших Речи Посполитой, а ныне расположенных на границах Украины и Белоруссии. Там староверов охотно принимали польские паны, поскольку новопоселенцы быстро преобразовывали ранее пустующие земли в сельскохозяйственные угодья; староверов освобождали от оброка на первые тридцать лет с момента заселения. К началу XVIII в. на западных границах России существовало много деревень раскольников, где они жили, не завися ни от царя, ни от патриарха, ни от польских воевод. География вынужденного расселения старообрядцев необычайно широка. Даже сейчас их поселения можно встретить по всему миру: в Австралии, в Турции, в Румынии, в Боливии, в США, в Грузии. До массового переселения в Сибирь дело дошло не сразу.
Слайд 6
Староверы и Екатерина Великая.
озабоченность властей уходом русских за
рубеж и появлением там общин «вольнодумства», служивших прибежищем для
беглых крестьян, росла. Выразителем этой озабоченности стал М.В. Ломоносов, сам близко знакомый со старообрядчеством по детству и юности. В 1761 г. в своей работе «О сохранении и размножении российского народа». В 1762 г. Екатерина II подписывает специальный указ сената, в котором она приглашает старообрядцев вернуться в Россию: «Всем живущим за границею российским раскольникам объявить, что им позволяется выходить и селиться особливыми слободами не только в Сибири, на Барабинской степи и других порожних и отдаленных местах, но и в Воронежской, Белгородской и Казанской губерниях... Прощаются им все их преступления, разрешается носить бороды и даруется воля в выборе сословия, к какому кто себя отнесет. Определяются также льготы от всех податей и работ сроком на шесть лет».
И в 1764 г., не желая более терпеть их неповиновение и используя политическую слабость раздробленной Польши, Екатерина посылает армию. Генерал-майор Маслов двумя полками окружил Ветку, захватил там около 20 тысяч душ обоего пола и без суда и следствия отправил все население ветковских слобод на поселение в Сибирь.
Переброска большого количества староверов в Сибирь заняла несколько лет
Слайд 7
Староверы в Сибири.
С поселением в Забайкалье старообрядцев, исконных
земледельцев, отличных тружеников, ведущих к тому же трезвый образ
жизни, в районе происходит настоящее экономическое чудо. Дело в том, что селили их на землях, считавшихся негодными или трудными для обработки. Но уже через тридцать-сорок лет деревни староверов преобразили окрестные пейзажи. Всюду, даже на горных склонах, раскинулись пашни, и переселенцы смогли не только прокормить себя, но и сравнительно дешево продавали излишки муки. В 1808 г. иркутский губернатор Трескин писал: «Пример редкого трудолюбия, прилежания к хлебопашеству подают поселенные в Верхнеудинском уезде старообрядцы (Верхнеудинск — прежнее название г. Улан-Удэ. — В.К.). Они поселены лет за сорок на местах песчаных и каменистых, где даже не предвиделось возможности к земледелию, но неусыпное трудолюбие их и согласие сделало, так сказать, и камень плодородным. Ныне у них лучшие пашни и их хлебопашество составляет им не токмо изобильное содержание, но есть главнейшая опора Верхнеудинского и Нерчинского уездов.
Слайд 9
В начале XIX в. формируется этноним «семейские».
Если первоначально
переселенных староверов именовали «поляки» или «польские выселенцы», о чем
свидетельствует академик П.С. Паллас, посетивший Забайкалье в 1772 г., то уже в 1824 г. писатель А. Мартос называет их «семейными» или «семейскими».
Однако название это, очевидно, связано с тем, что старообрядцы пришли в Забайкалье семьями, в отличие от первых поселенцев, жили семьями и семейный образ жизни всячески культивировали. Известно, что семейские разводились редко, в браке, как правило, были счастливы и рожали помногу детей и имели собственную культуру
Слайд 13
Староверы- предприниматели.
практика эта (приведшая к тому, что староверы
во все времена не стеснялись ни пахать за двоих,
ни деньги зарабатывать!), как известно, продолжалась до 1905 г., когда последний из романовых объявил манифест о веротерпимости. и принесла эта самая практика россии ни много ни мало - 100 процентов национального (не иностранного, то есть) финансового капитала и развитую банковскую систему, 60 процентов отечественной (не зарубежной, в смысле) промышленности и активные товарно-сырьевые биржи, диктовавшие всему миру цены на лес, зерно и пушнину, мирового уровня сельское хозяйство, науку и культуру (2 из 3 театров, музеев, вузов, открытых в россии до 1917 г., и 10/10 коллекций западного и восточного искусства xix-начала xx вв. – дел их рук!).
иными словами, всякие-разные рябушинские-морозовы-строгановы-мамонтовы и прочие староверы отечеству служили верой и правдой, создавая за собственные деньги железные дороги и больницы, пароходы и сиротские дома, картинные галереи и фарфор, пушки и балетные труппы, парки и фабрики. не уклоняясь и от военной службы, надо подчеркнуть, имея в виду изрядно всыпавшему надменному наполеону денису давыдову или там занявшему париж атаману платову… … не странно, наверное, совершенно то, что «добили» староверов не представители во все времена бывшей государственной православной церкви, а большевики. уже к середине 30-х годов прошлого века
Слайд 14
Известные старообрядцы
Аввакум Петров (протопоп Аввакум)
Савва Морозов - предприниматель
Павел
Рябушинский - предприниматель
Феодосия Морозова (боярыня Морозова)
Матвей Сидорович - предприниматель,
фарфорозаводчик
Сироткин Дмитрий Васильевич - крупнейший российский судовладелец, дважды городской голова Нижнего Новгорода
Платов Матвей Иванович - атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии
Шмелев Иван Сергеевич - писатель
Клюев Николай Алексеевич - поэт
Гучков Александр Иванович - российский политический деятель
Слайд 15
Староверы Хакасии: до сих пор нося бороды, не
пьют, не курят, не матерятся, имеют крепкие семьи.
Слайд 16
Иллюстрированный сборник духовных стихов старообрядцев федосеевского согласия
Слайд 17
История семьи староверов Лыковых