Слайд 2
Содержание
· Введение
Жырау
Казтуган Суюншиулы
Доспанбет жырау
Жиембет жырау
Актамберды
жырау Сарыулы
Умбетей Тулеулы
Бухар жырау Калкаманулы
Шалкииз-жырау Тиленшиулы
Татикара
Маргаска
жырау
· Заключение
Слайд 3
Введение
Период XV ~ начала XIX вв. занимает особое
место в истории культуры казахского народа. Именно в это
время сложились своеобразное устное народное творчество, оригинальное музыкальное искусство. Развитие духовной культуры казахов было частью общего исторического процесса. С XIX в. началось постепенное разрушение традиционных духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры..
XVIII веке в культуре казахов сохранились все традиции, присущие средневековым кочевым образованиям Евразии. Это ярко проявляется как в материальной, так и в духовной культуре. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди - акыны, жырау, певцы- импровизаторы.
Слайд 4
Жырау
XV- XVIII вв. - время расцвета казахской литературы
-известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау
-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками
Слайд 5
Казтуган Суюншиулы
Одним из наиболее известных и почитаемых среди
казахов жырау был Казтуган Суюншиулы. Он родился в низовьях
Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Мангытского Йурта. Его песни - образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен под властью казахских ханов.
Слайд 6
Доспанбет жырау
1490-1523 гг
Доспамбет - один из представителей старинной
казахской литературы, воспеватель военных походов. Доспамбет-жырау жил в эпоху
формирования казахского народа как нации.
Доспамбет-жырау участвовал в свое время во многих военных походах, битвах, происходивших между Крымским, Ногайским и Казанским ханствами.
Поэтическое наследие Доспамбета-жырау безвозвратно утеряно. Сохранившиеся в устном народном творчестве, в отдельных рукописях некоторые его сочинения вошли в начале XIX в. в различного рода литературные сборники.
Из песен-сказаний Доспамбета-жырау можно судить о мыслях, о жизненных целях и надеждах, духовном мире, моральных принципах и мировоззрении автора произведений.
В 1523 г. во время Астраханского похода отряд разведчиков, возглавляемый Доспамбетом-жырау, попадает в засаду, в результате чего поэт-сказитель получает тяжелое ранение и погибает.
Слайд 7
Жиембет жырау
Жиембет Бортогашулы (годы рождения и смерти неизвестны),
живший в конце XVI и в первой половине XVII
века, казахский поэт-сказитель. Был главой племени алшын.
Жиембет жырау играл заметную роль во внутренних и внешних делах жизни казахского народа. При Есим хане Жиембет жырау был бием и полководцем-батыром Младшего жуза. В 1620–1627 годах он участвовал в походах против калмыков, отличившись личным героизмом и незаурядными организаторскими способностями.
Жиембет жырау - одна из ярких личностей казахской истории, он стал подлинно народным вождем. В войне против ойратов в 1620 году он возглавил войско Млодшего жуза и сыграл большую роль в победе казахов.
В 1628 году Жиембет жырау проявил неутомимую энергию в деле сохранения единства народа. Вместе с Есим ханом он утихомирил бунт, поднятый ханом Турсыном, хотевшим выйти из состава казахского ханства и править самостоятельно. Впоследствии Есим хан, опасаясь влияния, которое имел Жиембет на Младший жуз, сослал его вместе с братом Жолымбетом на безлюдный остров. Похоже, что Жиембет жырау был гордый человек, неробкого десятка, не боявшийся немилости хана. Отправляясь в ссылку на неизвестный остров, он не побоялся высказать в лицо Есим хану все, что он о нем думает: «Отважный Есим-великан. Ты упиваешься славой. Обуздай свою гордыню - мой тебе совет!» По одним сведениям, Жиембет жырау умер в ссылке. По другим - он вернулся в родные края после смерти Есим хана. Но после смерти Есим хана в 1643 году о Жиембете жырау нет никаких сведений.
Слайд 8
Актамберды жырау Сарыулы
Актамберды жырау Сарыулы (1675-1768 гг.)
родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже
в детском возрасте стал известен как поэт-импровизатор. Он активно участвовал во всех антиджунгарских войнах, а в 50-х годах XVIII в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Джунгарии. Похоронен Актамберды в Семипалатинской области, в местности Журек Жота
Слайд 9
Умбетей Тулеулы
Будучи участником борьбы казаховБудучи участником борьбы казахов против джунгарского
нашествия, Умбетей жырау в своей поэзии исторически точно отразил
события того времени. Историческая достоверность и высокий художественный уровень его произведений отражены в жоктау (плаче) по погибшему батыру Богенбаю из рода канжигали и естирту (траурная весть) об этом хану Аблаю. В жоктау он воспевает народного батыра, отличившегося своей храбростью в борьбе против джунгар, а в естирту — убеждает Аблая в том, что ханская власть держится именно на таких батырах.
Слайд 10
Бухар жырау Калкаманулы
Бухар Жырау Калкаманов (1693—1787), казахский поэт.
Был певцом и советником хана Аблая. Песни и стихи
сохранились в устной передаче. Основные темы — создание крупного ханства, объединение казахских племён (стихотворения: "Благопожелание", "Аблай"). Поэт говорит о необходимости мира с Россией, о перекочёвке на свободные земли (стихотворение "При хане Аблае"). Многие песни носят наставительно-дидактический характер.
Слайд 11
Шалкииз-жырау Тиленшиулы
Большой след в культуре казахского народа оставил
Шалкииз жырау Тиленшиулы (1465-1560 гг.). Во время войны в
Мангытском Иурте между Жусупом и Смаилом Шалкииз встал на сторону Жусупа, а после поражения последнего откочевал в пределы Казахского ханства. Поэзия Шалкииза глубоко философская, полная сложных художественных образов, патриотическая по тематике. Шалкииз реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов.
Слайд 12
Татикара
1705 - 1780 гг.
Татикара - казахский акын, жырау,
прославлял подвиги казахских батыров, исполнял героические эпосы. Родился в
1705 году в местности Сарыколь на территории современной Костанайской области, умер в 1780 году.
Долгое время Татикара жил в ханской ставке и был советником Абылай хана. Он участвовал в походах батыров Олжабая, Богембая против джунгар в качестве рядового воина. Сочинял сказания в стихах, где воспевал их мужество, героизм, призывал воинов к выдержке. Татикара прославился своими стихами, посвященными защите родной земли, воинской доблести.
Имя Татикара стало широко известно после его пламенных стихов, повествующих о войне между циньскими завоевателями и воинами Абылай хана в 1756 году («Головка камыша мелкая, а корень в логу», «Сундучный живот, широкий желудок» и другие). Иногда Татикара критиковал слабые стороны Абылай хана и даже обвинял его. В сказании «Вчера у застойной воды» он призывает народ к борьбе: «Подстригайте хвосты коням. Садитесь на них с именем Аллаха на устах. Растащите богатство хана!»
В преклонном возрасте положение Татикары ухудшилось, он жил в нищете. Однако акын не преклонялся перед трудностями. Этому свидетельствует стих «Здравствуйте, господа хорошие!», произнесенный перед биями, которые посетили его.
Слайд 13
Маргаска жырау
XVII век
Маргаска (годы рождения и смерти неизвестны)
- казахский акын, поэт-сказитель, батыр. Жил в первой половине
XVII века при правлении Есим хана.
О его жизни сохранилось очень мало сведений, известно, что он был батыром, одним из предводителей войска Есим хана, участвовал в битвах и походах, воспевал героизм и мужество воинов. Создавая песни, посвященные походам, продолжал и развивал традиции древнего песенного жанра. Из множества произведений акына-импровизатора до наших дней дошли лишь несколько.
В 1627 году он участвовал в подавлении мятежа, поднятого в Ташкенте Турсын ханом против хана Есима. В своем произведении «Эй, хан Турсын, правитель катаганов» он обвиняет правителя Ташкента в вероломном нападении на казахский аул, истреблении безвинных людей. Рожденное в военное время и наполненное историческими данными, «Сказание хану Катаган Турсыну» говорит нам о том, что автор был пылким поэтом-сказителем, в совершенстве владевшим поэтическим мастерством, ярко и красноречиво описывавшем события тех лет.. Маргаска жырау является одним из прародителей исторического песенного жанра в казахской литературе. Есть предположения, что ему принадлежит авторство сказания «Еңсегей бойлы ер Есім» («Большой батыр Есим») о жизни и героических свершениях, военных походах легендарного хана Есима, состоящее из семи тысяч поэтических строк.