Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Яссы Чингисхана

Содержание

ПланВведениеИстория возникновения Великой «Ясы» ЧингисханаСтруктураЗначение «Ясы» по нормам международного праваУправление государством и административные распоряжения по Ясе Верховная власть (Хан) Народ. Крепостной Устав. Тарханные привилегии
Яссы Чингисхана ПланВведениеИстория возникновения Великой «Ясы» ЧингисханаСтруктураЗначение «Ясы» по нормам международного праваУправление государством и ВведениеЯса (монг. Их засаг хууль — закон великой власти; Қазақ/Түркі — Ұлы Жасақ) — название уложения Чингисхана, которое он, по преданию, История возникновения «Ясы»В 1206г. состоялся курултай, на котором Темучин провозгласил себя правителем СтруктураВосстановляемые положения Ясы можно разделить на пять отделов:преступления, караемые смертьювойна, её ведение Значение «Ясы» по нормам международного праваОбщей задачей международного права монголов являлось установление Управление государством и административные распоряжения по Ясе Верховная властьВерховная власть сосредоточена в лице Хана. Ханский титул есть единственный атрибут НародС первоначальной точки зрения монгольского государственного права только монголы составляли государственно дееспособный Крепостной уставИмперия Чингисхана основана была на всеобщем прикрепления населения к службе государству. Тарханные привилегии (иммунитет)Некоторые группы населения могли быть изъяты из-под действия общего крепостного Воинский уставКомандиры получили награды соответственно заслугам, а не по праву рождения. Воины Устав лова(охоты)«Когда нет войны с врагами, пусть предаются делу лова – учат Уголовное правоОсновной задачей уголовного права Ясы является обеспечение мира и порядка в Частное правоСведения наши о частном праве Ясы весьма скудны. Это следует, вероятно, Торговое правоИзвестно, что Чингисхан придавал большое значение развитию торговли. Одной из главных Укрепление закона. Вспомогательное законодательство.По мысли Чингисхана, одобренный им свод законов должен был ЗаключениеДо сих пор на Ясу смотрели лишь как на кодификацию норм обычного Список используемой литературыhttp://ru.wikipedia.orghttp://www.kazedu.kzСокровенное сказание монголов. Перевод С.А. Козина. Улан-Удэ, 1990. С.102Вернадский Г.В.
Слайды презентации

Слайд 2 План
Введение
История возникновения Великой «Ясы» Чингисхана
Структура
Значение «Ясы» по нормам

ПланВведениеИстория возникновения Великой «Ясы» ЧингисханаСтруктураЗначение «Ясы» по нормам международного праваУправление государством

международного права
Управление государством и административные распоряжения по Ясе

Верховная власть (Хан)
Народ.
Крепостной Устав.
Тарханные привилегии (иммунитет)
Воинский Устав.
Охотничий Устав (Устав о лове).
Уголовное право.
Частное право.
Торговое право.
Судебное право.
Укрепление законов.
Заключение
Список используемой литературы.

Слайд 3 Введение
Яса (монг. Их засаг хууль — закон великой власти; Қазақ/Түркі — Ұлы Жасақ) — название уложения Чингисхана,

ВведениеЯса (монг. Их засаг хууль — закон великой власти; Қазақ/Түркі — Ұлы Жасақ) — название уложения Чингисхана, которое он, по

которое он, по преданию, издал на великом всемонгольском курултае и

которое постоянно подтверждалось его преемниками.
В исторической литературе о названии закона Великая Яса существуют различные мнения. В частности, В.А. Рязановский, занимавшийся исследованием Великой Ясы Чингисхана, писал: «Слово Яса означает запрет, устав, закон... Великая Яса представляет письменный законодательный памятник, изданный Чингисханом. Академик В.В. Бартольд в труде «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» дал следующее научное пояснение этого слова: «Яса - постановление, закон, более полная форма ясак выход к арабскому слову (монг. Дзасак)». Академик Б.Я. Владимирцов в книге Чингисхан (1922) писал: «Чингисхан... оставил своим преемникам громадную империю и руководящие начала ее устройства, которые и были изложены им в его установлениях это Джасаке и его Изречениях - Билике. По мнению калмыцкого историка Эренжина Хара-Давана, Большой Джасак Чингисхана как бы состоял из двух крупных разделов. Современные исследователи Чингисхана полагают, что Яса не являлась систематизированным сводом законов, она включала ярлыки - приказы, ясак - законы, билик - поучения.

Слайд 4 История возникновения «Ясы»
В 1206г. состоялся курултай, на котором

История возникновения «Ясы»В 1206г. состоялся курултай, на котором Темучин провозгласил себя

Темучин провозгласил себя правителем и принял титул Чингисхан, что

означало «властитель океана». На курултае был принят свод законов «Яса», который определял различные виды правовых отношении монгольском государстве.
«Яса» охватывала все стороны жизни империи. Письменность на основе уйгурского алфавита, заимствованная монголами по велению Чингисхана у побежденных найманов, позволила записать этот первоначально устный свод правил. Наследники хана верили в магическую силу Ясы и скрывали «священную книгу» от всяких иностранцев, покоренных или до поры свободных. Считалось, что она приносит победу в битве. Полный текст до нас, к сожалению, не дошел, но упоминание многих положений Ясы в трудах древних историков позволяет понять ее суть.
Потомки Чингисхана должны были ежегодно собираться вместе с высшими сановниками каждого улуса для того, чтобы удостовериться, что ни один хан или князь Чингисовой крови за это время не нарушил Ясы. Виновный в ее нарушении должен был быть низложен. «Кто нарушит Ясу, лишится головы» - таков был указ первого хана Золотой Орды.


Слайд 5 Структура
Восстановляемые положения Ясы можно разделить на пять отделов:
преступления,

СтруктураВосстановляемые положения Ясы можно разделить на пять отделов:преступления, караемые смертьювойна, её

караемые смертью
война, её ведение и военное устройство
семья и семейный

строй
похвальные доблести
различные запреты
Государственный механизм и общественный строй, предписываемый Ясой, организован по китайскому образцу.

Слайд 6 Значение «Ясы» по нормам международного права
Общей задачей международного

Значение «Ясы» по нормам международного праваОбщей задачей международного права монголов являлось

права монголов являлось установление вселенского мира. Эта цель должна

была быть достигнута путем или международных переговоров о подчинении других народов воле Хана, или, при отказе подчинения – путем войны. В дошедших до нас фрагментах Ясы на эти общие цели международного права и международной политики монголов сохранились лишь намеки. Но задачи эти довольно ясно выражены в дипломатической переписке монгольских ханов с Римским Папою и некоторыми европейскими государствами.
«Когда (монголам) нужно писать к бунтовщикам или отправлять к ним послов, не надо угрожать надежностью и множеством своего войска, но только объявить: если вы подчинитесь, обретете доброжелательство и покой. Если станете сопротивляться – что мы знаем? Бог Всевечный знает, что с вами будет».
Из этого предписания Ясы видно, что Чингисхан верил, что сам он и его народ находятся под покровительством и руководством божественного Провидения. «И в этом (монголы), - замечает Абуль Фарадж, - показали уверенность, возложенную ими на Господа. И этим они побеждали и побеждают».
Нужно иметь в виду, что хотя Чингисхан сам не принадлежал ни к одному из определенных вероисповеданий, но он несомненно проникнут был глубоким религиозным чувством. Он всегда рад был подолгу беседовать с мудрецами различных вер относительно коренных вопросов жизни и правления. Кое-что мы знаем о беседах его с даосским монахом Чан-Чуем. Именно вера в свою божественную миссию давала Чингису присущую ему уверенность во всех его предприятиях и войнах.

Слайд 7 Управление государством и административные распоряжения по Ясе

Управление государством и административные распоряжения по Ясе

Слайд 8 Верховная власть
Верховная власть сосредоточена в лице Хана. Ханский

Верховная властьВерховная власть сосредоточена в лице Хана. Ханский титул есть единственный

титул есть единственный атрибут верховной власти. Монголам воспрещается «давать

(царям и знати) многообразные цветистые титулы, как то делают другие народы, в особенности мусульмане. Тому, кто на троне сидит, один только титул приличествует – Хан или Каан».

Слайд 9 Народ
С первоначальной точки зрения монгольского государственного права только

НародС первоначальной точки зрения монгольского государственного права только монголы составляли государственно

монголы составляли государственно дееспособный народ в империи. И только

в период междуцарствия народ монгольский мог осуществлять в полной мере свое право, принимая участие в избрании нового хана. Всякий новый хан должен по рождению принадлежать к дому Чингиса. После смерти правящего хана члены его рода, высшие сановники, войска, племенные и родовые старейшины сходятся вместе на Курултай, на котором и производится избрание нового хана. Избранным должен быть наиболее способный из потомков Чингисхана. Никто не может быть ханом без утверждения на Курултае.
С избранием нового хана политическая роль народа кончается. Курултаи, собираемые ханами по различным вопросам во время их царствований, были, в сущности, лишь совещаниями офицеров армии и родовых старейшин для принятия к сведению и исполнению решений хана по поводу предстоящего похода или других важных дел.
Общественный строй монголов и турок основан был на племенном и родовом праве. В сохранившихся отрывках Великой Ясы находим мало указаний на внутренние социальные отношения монгольских племен и родов.

Слайд 10 Крепостной устав
Империя Чингисхана основана была на всеобщем прикрепления

Крепостной уставИмперия Чингисхана основана была на всеобщем прикрепления населения к службе

населения к службе государству. Каждый имел свое определенное место

в войске или податном участке, и с этого места он не мог сойти. Этот принцип крепости лица государству позже сделался основанием Московского Царства XVI-XVII вв., и конечно московские порядки развились именно на основаниях, заложенных монгольским владычеством.
«Никто да не уходит из своей тысячи, сотни или десятка, где он был сосчитан. Иначе да будет казнен он сам и начальник той части, которой его принял». (Джувейн).
В компиляции Пети де ла Круа мы находим такое постановление касательно обязательной службы:
«Чтобы изгнать праздность из своих владение, он (Чингисхан) повелел всем своим подданным работать на общество так или иначе. Те, кто не шел на войну, должны были в известное время года работать определенное количество дней на общественных постройках или делать иную работу для государства, а один день каждую неделю работать на Хана».
Каждый начальник, будь он даже высшего ранга, должен беспрекословно подчиняться всякому приказу Хана, хотя бы преданному через гонца низшего служебного ранга.
Равенство в труде требует равенства в пище. Яса воспрещает кому бы то ни было есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу. В общей трапезе ни один не должен есть более другого.

Слайд 11 Тарханные привилегии (иммунитет)
Некоторые группы населения могли быть изъяты

Тарханные привилегии (иммунитет)Некоторые группы населения могли быть изъяты из-под действия общего

из-под действия общего крепостного устава или освобождены от податной

повинности. Такие изъятия делались иногда по религиозным соображениям (ханские ярлыки церквам), иногда же по соображениям особой ценности для государства изымаемых из общего крепостного устава групп (врачи, техники, ремесленники).
Изъятие делались в пользу упомянутых разрядов населения ввиду того, что от них ожидалась служба специального характера, которая не могла быть согласована с общим уставом.
О применении этого закона в действительной жизни лучше всего свидетельствуют ханские ярлыки в пользу русской церкви. Ярлыки эти обеспечивали русскому духовенству свободу от военной службы и податей. Они были возобновляемы при каждой смене хана в Золотой Орде. Что для нас сейчас особенно важно, в ярлыках этих встречаем прямые ссылки на Великую Ясу.
Помимо духовенства, изъятия от действия крепостного устава давались врачам и юристам. Техники и ремесленники, будучи изъяты от действия общего устава, подлежали трудовой повинности по их специальности.

Слайд 12 Воинский устав
Командиры получили награды соответственно заслугам, а не

Воинский уставКомандиры получили награды соответственно заслугам, а не по праву рождения.

по праву рождения. Воины были разверстаны по десяткам, сотням

и тысячам и были обязаны служить с четырнадцати до семидесяти лет. Для наблюдения за порядком кроме стотысячной армии была создана десятитысячная гвардия, несшая службу по охране ханской юрты. Гвардия (кешикташ) была создана из знатных воинов, лично преданных Чингисхану. В составе гвардии выделялась также тысяча самых преданных и сильных воинов- “багатуров”.
Монгольское войско представляло из себя сплоченный конный строй. В отличие от других кочевников в тактике монголов присутствовал принцип тарана - компактные массы в глубоких строях, долженствовавших увеличить до возможных пределов силу удара (шока) с целью, например, прорыва центра противника, одного из его крыльев и т.п. Но монголы, вдобавок, в высокой степени обладали маневренной способностью, а их легкая конница исполняла в бою весьма активную и вовсе не второстепенную роль.
Важнейшим моментом в устройстве монгольской армии в отличии от других кочевых народов являлось то, что они широко использовали для осады городов различные инженерные приспособления: катапульты, тараны, техника подкопов и т.д. В качестве специалистов использовались пленные китайцы. Например, в среднеазиатском походе мы видим в составе монгольской армии вспомогательную инженерную дивизию, обслуживающую разнообразные тяжелые боевые машины, употреблявшиеся преимущественно при осадах, в том числе и огнеметы. Последние метали в осажденные города разные горючие вещества: горящую нефть, так называемый "греческий огонь" и др.

Слайд 13 Устав лова(охоты)
«Когда нет войны с врагами, пусть предаются

Устав лова(охоты)«Когда нет войны с врагами, пусть предаются делу лова –

делу лова – учат сыновей, как гнать диких животных,

чтобы они навыкали к бою и обретали силу и выносливость и затем бросались на врага, как на диких животных, не щадя (себя).»
Чингисхан рассматривал охоту как лучшую школу военного обучения. Большая зимняя облава занимала серьезное место в монгольской общественной жизни. Облава эта являлась одним из важных факторов в экономической, социальной и государственной жизни монголов.
Большая облава требовала участия целых корпусов монгольской армии, чтобы окружать и загонять стада диких животных – хищных зверей, диких ослов, антилоп и т.д. Облава играла в подготовке армии приблизительно ту же роль, что большие маневры в настоящее время.
Яса содержала подробные наставления касательно охвата и загона дичи. Воины располагались на широком пространстве военным строем - большой полк, правая и левая рука – и все эти части должны были постепенно сближаться, загоняя дичь в заранее условленное место так, чтобы в конце концов дичь очутилась в тесном кольце.
Вся кампания иногда растягивалась на два-три месяца. Каждая небрежность или нарушение приказа со стороны начальника и рядовых подлежали строгому наказанию. Как только дичь была загнана во внутреннее кольцо, хан имел право первенства в стрельбе; затем выступали сановники и военачальники, и наконец рядовые войны. Попавшая в облаву дичь не уничтожалась целиком: часть отпускалась на разводку.

Слайд 14 Уголовное право
Основной задачей уголовного права Ясы является обеспечение

Уголовное правоОсновной задачей уголовного права Ясы является обеспечение мира и порядка

мира и порядка в обществе и государстве. Эта задача

обрисована армянским историком Магакией в таких выражениях: Яса предписывает «во-первых, любить друг друга; во-вторых, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не быть предателем; почитать старших и нищих, и если найдется между ними кто-либо нарушающий эти заповеди, таковых предавать смерти».
Таким образом, основной своей идеальной задачи уголовное право Ясы стремится на практике достигнуть путем самых жестоких санкций.
Типы преступлений:
Преступления против религии, нравственности и установленных обычаев.
Преступления против хана и государства
Злоупотребление властью со стороны военных и гражданских начальников, в особенности со стороны областных наместников.
Нарушение воинской дисциплины. Нарушение Ясы вообще.
Преступления против жизни и свободы частных лиц

Слайд 15 Частное право
Сведения наши о частном праве Ясы весьма

Частное правоСведения наши о частном праве Ясы весьма скудны. Это следует,

скудны. Это следует, вероятно, объясняет не дефективность существующих фрагментов

Ясы, а тем обстоятельством, что вопросы частного права регулировались главным образом обычным правом, и потому Яса их касалась лишь отчасти.
Семейное право
В компиляции Пети де ла Круа находим известие, что Чингисхан издал закон о браке, в котором сказано было, «что мужчина должен покупать себе жену и что никто не должен жениться на девушке, с которой он в родстве первой или второй степени, но во всех других степенях брак разрешался…Многоженство было позволено, а также у употребление рабынь в качестве наложниц».
Наследственное право
В вопросы наследственного права Яса, по-видимому, подтверждала нормы обычного права. После смерти главы семьи имущество разделялось между сыновьями так, что доля старшего сына была больше других. Юрт (дом) отходил младшему сыну.
Хан не должен был вмешиваться в наследственные отношения, даже в случае если у умершего не было родственников.
«Из имущества умершего, у коего нет наследника, Хан ничего да не возьмет, но его имущество все дается тому, кто за ним ходил (перед смертью)».

Слайд 16 Торговое право
Известно, что Чингисхан придавал большое значение развитию

Торговое правоИзвестно, что Чингисхан придавал большое значение развитию торговли. Одной из

торговли. Одной из главных задач его управления было обеспечение

безопасности торговых путей.
Принимая это во внимание, мы можем думать, что Яса содержала в себе более или менее разработанный торговый устав.
«Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза».

Судебное право

Люди ханской крови подлежали верховному суду ханского рода, составленному из родовых старейшин. Если человек ханской крови нарушал Ясу, то его должны были увещать родовые старейшины дважды. Если он нарушал Ясу в третий раз, то подлежал ссылке в отдаленные места. Если он после этого не раскаивался, его заключали в тюрьму и держали там, пока он не раскается. Если он оставался неукротим, собрание всего рода должно было решить, что с ним делать.
В отношении общего судопроизводства можно здесь сослаться на один из существующих фрагментов Ясы. По этому фрагменту, для силы словесного утверждения три свидетеля.
При наличии письменных документов правила были вероятно, другие.


Слайд 17 Укрепление закона. Вспомогательное законодательство.
По мысли Чингисхана, одобренный им

Укрепление закона. Вспомогательное законодательство.По мысли Чингисхана, одобренный им свод законов должен

свод законов должен был быть закреплен навек. Всякое изменение

Ясы, по его мнению, могло бы привести лишь к гибели государства. Хранителем Ясы Чингис назначил еще при жизни своей старшего сына Джагатая.
Каждый новый хан, правил ли он всей империей или только своим улусом, должен был начинать свое царствование подтверждением Ясы. Потомки Чингисхана должны были ежегодно собираться вместе с высшими сановниками каждого улуса для того, чтобы удостовериться, что ни один хан или князь Чингисовой крови за это время не нарушил Ясы. Виновный в ее нарушении должен был быть низложен. «Кто нарушит Ясу, лишится головы» - таков был указ первого хана Золотой Орды.
Наличие Ясы как твердого свода законов не исключало, однако, возможности дальнейшего законодательства Чингисовых преемников. Но это законодательство имело лишь вспомогательное значение для удовлетворения местных нужд каждого улуса на незыблемой основе Ясы. В этом порядке ханы Золотой Орды издали довольно большое количество указов и распоряжений, известных частью под именем ярлыков. Сюда относятся и ярлыки в пользу русской церкви. Ярлыки эти прямо ссылаются на Великую Ясу, как основной источник указанной правоспособности ханов.
Мы должны, таким образом, отличать Великую Ясу от местных яс (судебников) улусного значения. Несмотря на наличие этих постепенно развивавшихся судебников, Великая Яса долго после распадения Монгольской Империи признавалась в качестве высшего свода во всех улусах и областях, некогда входивших в состав этой империи.

Слайд 18 Заключение
До сих пор на Ясу смотрели лишь как

ЗаключениеДо сих пор на Ясу смотрели лишь как на кодификацию норм

на кодификацию норм обычного права монгольских племен. Но рассмотренные

выше приводит совершенно иным выводам.
Из всего сказанного выше ясно, что задачей Ясы было не кодифицировать нормы обычного права, а создать новые нормы права в соответствии с нуждами новой Империи, для постройки которой прежнее родовое государство было лишь исходным пунктом.
Наконец, в большинстве случаев Яса создает новые нормы права, ято было необходимо для приспособления ханского законодательства к вновь возникшим запросам и нуждам расширявшейся империи.
Следует вспомнить, что в первой редакции Яса была утверждена Чингизханом вскоре после победы его над найманами и кереитами, а как раз среди обоих этих народов христианство – несторианского толка – было сильно развито. Известно, что в результате включения найманов и кереитов, а позже уйгуров, в монгольское государство христианство стало играть немаловажную роль при дворе самого Чингизхана и его преемников. Некоторые из влиятельных сановников молодой империи были христианами по вере.
Можно думать, что именно через них христианская идея Вселенской Империи, покоящейся на религиозных основаниях, могла быть воспринята Ясою.
Но имея в виду эти возможные (и даже вероятные) влияния со стороны, нельзя забывать о личности самого Чингизхана как творца Ясы. Следует признать, что Чингизхан был не только гениальным полководцем, но и государственный деятель крупного размаха, творец нового имперского права.

  • Имя файла: yassy-chingishana.pptx
  • Количество просмотров: 239
  • Количество скачиваний: 5