Слайд 2
Большим уважением на Руси пользовался труд земледельца. В
христианские времена у него появился свой покровитель – святой
Георгий, чье имя в переводе с греческого означает «земледелец».
Слайд 3
Занятия крестьян
«На всякое семя – свое время»
В глубоком
Средневековье в основном не поля, а леса покрывали русскую
землю. Деревья рубили, корчевали, сжигали. Такой способ обработки земли называется подсечное земледелие.
Слайд 4
Освобожденное от леса поле крестьянин по весне распахивал
сохой
Вслед за пахотой поле боронили – размельчали крупные
комья земли.
Борона представляла собой решетку из продольных и поперечных планок с закрепленными в них деревянными зубьями
Слайд 5
Вскоре наступала пора ярового, весеннего, сева.
Что сеял
крестьянин? Лишь то, что было проверено многовековым опытом: рожь,
пшеницу, овес, ячмень, гречиху, просо.
Рожь, основная кормилица крестьян, неприхотлива.
На нее почти всегда урожай.
Слайд 6
Первый покос приходился на конец июня – праздник
Ивана Купалы. К этому времени травы поднимались высокие, сочные.
На покос выходили рано поутру, пока не сошла роса – сухую траву коса не любит. «Коси коса, пока роса, роса долой – и мы домой», – вот правило косарей.
Слайд 7
Тем временем поспевали хлеба, и
наступала пора жатвы. На жатву выходили все, кто мог
трудиться: мужики и бабы, стар и млад.
Срезанные серпом пучки колосьев вязали в снопы. Жатва считалась самой напряженной, страдной порой на селе. Слово «страда» сродни слову «страдания». Их испытывал земледелец от тяжких трудов своих.
Слайд 8
Снопы свозили на гумно – сарай для обработки
хлеба. Если хлеб оказывался влажным, его сушили в овинах
– специальных сушильнях. Для этого в земле рыли глубокую яму, над ней устанавливали бревенчатый сруб с решетчатым настилом. На настил укладывали снопы, а в яме разжигали огонь.
Слайд 9
Просушенные колосья обмолачивали на утрамбованной земляной площадке под
открытым небом – току.
Орудием обмолачивания служил цеп. Им
выбивали зерна из колосьев.
Слайд 10
Однако в зерне оставалось много мусора – частицы
соломы, колосьев, пыли. Для очистки зерно веяли: подбрасывали лопатой
на ветру, и мусор сдувало прочь. Веяние позволяло отделить крупное посевное зерно, которое падало ближе к веяльщику. Провеянное зерно закладывали на хранение в амбар.
Слайд 11
«По горам, по долам ходят шуба да кафтан»
Еще
крестьяне разводили коз, овец, свиней.
Корова в деревне считалась
главной кормилицей, а лошадь – работницей. Хозяин очень дорожил лошадью, сам ухаживал за ней.
Слайд 12
Скотиной занималась в основном женщина. Летом хозяйка вставала
чуть свет и выгоняла животных на пастбище, где за
ней присматривал пастух. Вечером загоняла скотину обратно, кормила, поила, доила.
Слайд 13
Крестьяне занимались еще огородничеством. Выращивали капусту, огурцы, репу,
лук, чеснок, морковь. В садах росли яблоки, вишня, груша,
смородина, крыжовник. Забота о саде и огороде целиком лежала на плечах женщины: вскопать, посадить, полить, прополоть, собрать урожай.
Слайд 14
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком».
Жизнь
заставляла крестьянина овладевать множеством ремесел. Мужчины строили дома, мастерили
мебель, вырезали деревянную посуду. Женщины пряли, ткали, шили, вязали.
Ковш
Баклуши
«Бить баклуши»
Слайд 15
Ремесленничали в основном зимой после окончания полевых работ.
Хозяин дома по вечерам устраивался на лавке и плел
корзины, лапти, короба для хранения вещей, лукошки для ягод.
Слайд 16
Женщины пристраивали к вертикальной лопасти прялки пушистую льняную
кудель.
Пока муж плел лапти, жена занималась прядением.
Правой рукой
вращала веретено
Слайд 17
К Масленице прядение заканчивали и принимались ткать холсты.
В избу переносили ткацкий станок. Длинные полосы сотканного льняного
полотна вымачивали в воде и расстилали на лугу, отбеливая на солнце . Из готовой ткани шили одежду.
Слайд 18
Крестьяне вели натуральное хозяйство.
Тяжелым трудом они обеспечивали
себя всем необходимым для жизни: жильем, одеждой, едой.
Слайд 19
«Хлеб всему голова»
Главным продуктом питания был хлеб.
Каких только поговорок, пословиц, присказок не сложено о нем:
«Худ обед, коли хлеба нет», «Хлеб да вода – крестьянская еда».
Хлебом и солью встречали дорогих гостей, приветствовали молодых в день свадьбы.
Резать хлеб считалось почетной обязанностью главы семьи.
Слайд 20
«Красна изба углами, а обед – пирогами».
Ни
один праздник на Руси не обходился без пирогов. Само
слово «пирог» произошло, как считают, от слова «пир» и первоначально означало праздничный хлеб. В XVII в. было известно около 50 их видов.
А уж начинки имелись самые разные: мясная, рыбная, творожная, овощная, ягодная, каши, грибы, горох!
Пироги
Расстегаи
Слайд 21
Непременным украшением праздничного стола были также пряники. В
отличие от пирогов они не имели начинки. Прямо в
тесто добавляли мед и пряности – отсюда название «пряник».
Часто пряники делали фигурными, в виде какого-нибудь зверя, рыбы. Весну встречали «жаворонками» – пряниками в виде птицы.
Слайд 22
«Щи да каша – пища наша»
Каша была
самой простой, сытной и доступной едой. В XVI в.
было известно около 20 ее видов – сколько круп, столько и каш.
Пшенная каша
Гречневая каша
Слайд 23
Щи – еще одна исконно русская еда. Умение
варить вкусные щи считалось обязательным качеством хорошей хозяйки. «Не
та хозяйка, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит!» В XVI в. можно было отведать «щи капустны», «щи борщовы» (борщевик – зонтичное растение), «щи репяны», т.е. из репы.
Репа считалась «вторым хлебом»
Слайд 24
В постные дни желанным блюдом на крестьянском столе
была рыба. Одним из любимых кушаний русской кухни считалась
уха.
Уха из щуки
«Домострой», литературный памятник XVI в., упоминает уху черную, белую и голую. Первую сдабривали гвоздикой, вторую – перцем, а третью варили вовсе без пряностей.
Слайд 25
Самым распространенным напитком на Руси был квас. Существовало
немало его разновидностей: медовый, грушевый, вишневый, клюквенный, яблочный.
Долгими зимами,
когда питание крестьян становилось крайне скудным, квас спасал их от страшного заболевания – цинги, вызванного нехваткой витаминов.
Слайд 26
Весьма распространенным напитком на Руси было пиво. Рецепт
его приготовления можно найти в «Домострое».
А вот кисель
упоминается еще в «Повести временных лет» (XII в.).
Слайд 27
Пищу готовили в печи, что придавало ей особые
вкусовые качества. Щи, кашу, уху варили в пузатых горшках.
Жар в протопленной печи распределяется равномерно, и температура долго сохраняется постоянной. Посуда не соприкасается с огнем и пища не пригорает.
Слайд 28
Крестьянская трапеза напоминала священнодействие. Первым садился за стол,
в красный угол, отец – глава семейства. Строго установленные
места в зависимости от возраста и пола имели и другие члены семьи. Обед всегда начинали с благодарственной молитвы.
Слайд 29
Пищу подавала хозяйка – мать семейства, или невестка.
В большой семье ей некогда было присесть к столу
во время обеда, и она ела тогда, когда все уже были накормлены.
Слайд 30
Ритуальная пища
Из кислого теста выпекали просфоры, предназначенные для
совершения обряда причащения
На Пасху пекли куличи
На крестины, поминки, свадьбу
варили кашу
Блины, известные еще с языческих времен, символизировали солнце
Слайд 31
Рождественские святки
Святки (святые вечера) устраивали в конце декабря
– начале января до самого Крещения.
В эти дни деревенская
детвора ходила по домам колядовать . Ребятишки пели особые песенки – коляды. Содержание их было традиционным – пожелание хозяину, его дому и семье благополучия и процветания.
К.А.Трутовский.
Колядование
Слайд 32
Молодежь на святки устраивала игры ряженых
Слайд 33
Гадание было преимущественно девичьим развлечением.
Святочное гадание. С
картины К.Е. Маковского
Слайд 34
Капали расплавленный воск в воду. По образовавшимся фигуркам
судили о своем будущем: если они похожи на церковь
– к венчанию
Святочное гадание.
С картины А. Емельянова
Гадание со свечой.
С картины К.П. Брюллова
Слайд 35
«Не житье, а Масленица!»
Церковь совместила ее с
кануном Великого поста, когда уже не разрешалось есть мясо,
но молочные продукты, в том числе масло, еще не были под запретом. Отсюда название праздника – Масленица.
Масленица.
С картины
Б.М. Кустодиева
Слайд 36
В понедельник, первый день праздника, народ устраивал встречу
Масленицы. Ее соломенное чучело, одетое в кафтан и лапти,
возили на санях по деревне. Детвора оповещала односельчан радостными криками: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
Слайд 37
Первый день Масленицы обычно заканчивался старинной мужской забавой
– кулачным боем
Кулачный бой. С картины Б.М. Кустодиева
Слайд 38
С понедельника масленичной недели крестьяне начинали печь блины
– главное угощение праздника. На Масленицу все словно старались
наесться впрок в ожидании семинедельного Великого поста.
Слайд 39
Во вторник, на заигрыши, парни и девушки катались
на санях
Масленица.
С картины
П.Н. Грузинского.
На заигрыши парни
высматривали себе невест.
Слайд 40
В среду, тещи приглашали зятьев на блины
Слайд 41
В последний день Масленицы, в воскресенье, было принято
просить друг у друга прощения
Прощеное воскресение.
Рисунок Н.И. Соколова
Слайд 42
Разгар праздника приходился на четверг. В этот день
по деревням снова возили соломенное чучело в сопровождении санного
поезда с ряжеными.
Сжигание чучела Масленицы. С картины С.Л. Кожина
Слайд 43
Праздник Ивана Купалы
Приходился он на день летнего
солнцестояния –
24 июня, канун христианского праздника рождества Иоанна
Предтечи.
Иван Купала. С картины И.И. Соколова
Слайд 44
Считалось, что в ночь на Ивана Купалу
травы
обретают чудодейственную силу
Согласно древнему поверью, только в ночь на
Ивана Купалу цветет папоротник.
Тот, кто сумеет поймать этот момент и сорвать цветок, обретет волшебную способность находить клады.
Слайд 45
Русские народные праздники были очень разные. Некоторые из
них, такие как Иван Купала, со временем оказались забытыми,
другие продолжают жить до сих пор.
Подблюдное гадание.
С картины П.А. Мещерякова.
Славильщики
Слайд 46
Использованные ресурсы
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России с древнейших времен
до конца ХVІ века – М., Просвещение, 2012
Ю.С.Рябцев Повседневная
жизнь русского народа Х-ХVІІ веков. Электронное учебное пособие для 7 класса.- М., Астра-Медиа, 2013
http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=39704079-12-72&n=21
http://www.poetree.ru/_ph/24/2/180089470.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/98/170/98170548_large_14.jpg
http://i7.pixs.ru/storage/7/4/3/20862922Ij_2024820_10614743.jpg
http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=203657111-64-72&n=21
http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=8327029-66-72&n=21
http://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_955/10/d-9106/9106_html_68cf9be0.jpg
http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=474462728-43-72&n=21
http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=228764405-12-72&n=21
http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=501840102-01-72&n=21
http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=775530010-07-72&n=21
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/242/101242000_large_7.jpg
http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=920252821-61-72&n=21
Слайд 47
http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=334639830-05-72&n=21
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B8&img_url=http%3A%2F%2Fimg1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F2%2F64%2F71%2F64071659_222.jpg&pos=0&uinfo=ww-1237-wh-611-fw-1012-fh-448-pd-1.0909091234207153&rpt=simage
http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=433948390-37-72&n=21
http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=435962856-15-72&n=21
http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=89278565-60-72&n=21
http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=81152447-62-72&n=21
http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=249885371-46-72&n=21
http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=769725386-05-72&n=21
http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=70000016-16-72&n=21
http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=270615287-30-72&n=21
http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=496447203-50-72&n=21
http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=129955884-14-72&n=21
http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=78977267-14-72&n=21
http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=64559911-06-72&n=21
http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=145878190-54-72&n=21
http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=86704261-21-72&n=21
http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=189111580-52-72&n=21
http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=104128638-61-72&n=21
Слайд 48
http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=207938656-20-72&n=21
http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=476831060-35-72&n=21
http://i057.radikal.ru/1012/b7/471715868884.jpg
http://artlemon.ru/imagesbase/2/small/shibanov-mihail-vtoraya-polovina-xviii-veka/krestyanskii-obed.-1774-artfond.jpg
http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=228120167-13-72&n=21
http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=337881780-02-72&n=21
http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=143288017-00-72&n=21
http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=128840704-05-72&n=21
http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=353219630-10-72&n=21
http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=483687065-40-72&n=21
http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=108314926-34-72&n=21
http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=663045463-22-72&n=21
http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/1000000/821000/820401-9919bf5cffba8882.jpg
http://s41.radikal.ru/i094/1202/28/b259f3a44fda.jpg
http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=361261658-31-72&n=21
http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=476708185-58-72&n=21
http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=315169019-08-72&n=21
http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=114709977-65-72&n=21