Слайд 2
Введение
Одна из отличительных черт славянской мифологии – универсальность,
благодаря которой верования находят свое воплощение в сказаниях, легендах,
заговорах, в приметах, обрядах, песнях и т. д.
Древнеславянские мифологические тексты до нашего времени не сохранились и современное представление о религии славян – это реконструкция, основанная на глубинном изучении народного творчества (песен, потешек, закличек, сказок, легенд и сказани), редких памятников славянской культуры и средневековых европейских трактатов.
Мифология славян формировалась на основе обожествления сил природы в сочетании с культом предков. Природа наделялась собственной волей, обретала духов-хранителей.
Некоторые духи были добрыми и оберегали людской род. Были и злобные, коварные духи, но в их действиях порой скрывалось назидание. Если к ним бережно относились и должным образом почитали, они не вредили и даже оказывались полезными.
Приход христианства положил конец целостной мифологической системе славян, однако новая религия не смогла полностью заместить старинные верования наших предков. Многие древние обряды получили другое толкование и дошли до нас в виде традиционных праздников. Так, языческая мифология древних славян обрела новую жизнь в Святках, Масленице, Купалье и т. д.
Данный кружок поможет нам не только заглянуть в прошлое, но и понять, что сделало нас теми, какие мы есть в настоящем. Также это замечательная возможность погрузиться в волшебство старинных сказаний.
Слайд 3
Немного о мироустройстве славян
Центром мира для древних
славян было Мировое Древо. Оно является центральной осью всего
мироздания, в том числе и Земли, и соединяет Мир людей с Миром Богов и Подземным Миром. Соответственно крона дерева достигает Мира Богов на небесах - Ирий или Сваргу, корни дерева уходят под землю и соединяют Мир Богов и Мир людей с подземным Миром или миром Мёртвых, которым правит Чернобог, Марена и другие «тёмные» Боги. Где-то в вышине, за облаками, крона раскидистого дерева образует остров, здесь то и находится Ирий (славянский рай), где живут не только Боги и предки людей, но и прародители всех птиц и животных. Таким образом, Древо Мира было основополагающим в миропонимании славян, его основной составной частью. В то же время это ещё и лестница, дорога, по которой можно попасть в любой из миров. В славянском фольклоре Древом Мира может быть и дуб, и явор, ива, липа, калина, вишня, яблоня или сосна.
В представлениях древних славян, Мировое Древо находится на острове Буяне на Алатырь-камне, который также является центром мироздания (центром Земли). Судя по некоторым преданиям, на его ветвях живут светлые Боги, а в корнях тёмные Боги. Образ этого дерева дошёл до нас, как в образе различных сказок, сказаний, былин, заговоров, песен, загадок, так и виде обрядовой вышивки на одеждах, узорах, украшений керамики, росписи посуды, сундуков и т.д. Вот пример того, как описывается Древо Мира в одной из славянских народных сказок, бытовавшей на Руси и повествующей о добыче коня героем-богатырём: «…медный столб стоит, а за него привязан конь, по бокам чистые звёзды, на хвосте светит месяц, во лбу красное солнце…». Конь этот - мифологический символ всей вселенной.
Слайд 6
Древнеславянский пантеон очень сложен по своей структуре и
многочисленен по составу. Большинство богов отождествлялось с различными силами
природы, хотя были и исключения, самым ярким примером которых является Род - бог-творец.
Весь пантеон можно разделить на два больших круга: старшие боги, которые правили всеми тремя мирами в первозданном этапе, и второй круг - молодые боги, которые взяли бразды правления в новом этапе.
В славянском пантеоне отсутствовали четкая иерархия власти, которая заменялась родовой иерархией, где сыновья подчинялись отцу, но братья были равны между собой. У славян были злые боги и добрые, хотя это было не ярко выражено. Одни божества даровали жизнь, другие ее забирали, но все почитались в равной степени, так как славяне верили, что существование одного без другого невозможно. При этом добрые по своим функциям боги могли карать и причинять вред, а злые наоборот помогать и спасать людей. Таким образом, боги древних славян были очень похожи на людей не только внешне, но и по характеру, так как одновременно несли в себе и добро и зло.
Внешне боги были похожи на людей, при этом большинство из них могло превращаться в животных, в образе которых они обычно и представали перед людьми. От обычных существ богов отличали сверхспособности, которые позволяли божествам изменять окружающий мир. Каждый из богов обладал властью над одной из частей этого мира. Воздействие на другие части неподвластные божествам были ограничены и носили временный характер.
Слайд 7
Родовое Древо славянских богов
Слайд 8
Род
Самым древнейшим верховным мужским божеством у славян был
Род. У славян Род был богом неба, грозы, плодородия.
О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Он был повелителем земли и всего живого, являлся языческим богом-творцом.
Род - бог-творец, вместе со своими сыновьями Белбогом и Чернобогом он создал этот мир. В одиночку Род создал в море хаоса Правь, Явь и Навь, а вместе с сыновьями сотворил землю.
Солнце вышло тогда, из лица Его. Месяц светлый - из груди Его. Звезды частые - из очей Его. Зори ясные - из бровей Его. Ночи темные - да из дум Его. Ветры буйные - из дыхания… («Книга Коляды»)
У славян не было представлений о внешнем виде Рода, поскольку он никогда не являлся непосредственно перед людьми. Спутницами Рода были Рожаницы - женские божества плодородия в славянской мифологии, покровительницы рода, семьи, домашнего очага.
Слайд 9
Белбог
Сын Рода, бог света, добра и справедливости. В
славянской мифологии является создателем мира вместе с Родом и
Чернобогом. Внешне Белбог представлялся в виде седовласого старца, одетого как волхв.
Белобог в мифологии наших предков никогда не выступал в роли самостоятельного единичного персонажа. Как любой объект в мире Яви имеет тень, так и у Белобога есть его неотъемлемый антипод – Чернобог. Белобог, таким образом, становится воплощением светлых человеческих идеалов: добра, чести и справедливости.
Слайд 10
Велес
Один из величайших богов древнего мира, сын Рода,
брат Сварога. Его главным деянием стало то, что Велес
привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. Велес – «скотий бог» – хозяин дикой природы, хозяин Нави, могучий волшебник и оборотень, толкователь законов, учитель искусствам, покровитель путешественников и тоговцев, бог удачи. Правда, некоторые источники указывают на него, как на бога смерти.
С образом Велеса связано два животных: бык и медведь, в капищах посвященных божеству волхвы зачастую держали медведя, который играл ключевую роль в проводимых обрядах.
Слайд 11
Даждьбог
Бог летнего Солнца, податель тепла и света, бог
плодородия и живительной силы. Символом Даждьбога исконно считался солнечный
диск. Его цвет – золото, говорящее о благородстве этого бога и его непоколебимой силе. Даждьбог никогда не отличался крутым нравом, и если внезапно нападала засуха, то этого бога наши предки никогда не винили.
Капища Даждьбога устраивались на холмах. Идола изготавливали из дерева и ставили лицом на восток или на юго-восток. В дар божеству приносили перья уток, лебедей и гусей, а также мед, орехи и яблоки.
Слайд 12
Девана
Девана - богиня охоты, жена бога лесов Святобора
и дочь Перуна. Славяне представляли богиню в виде красивой
девушки, одетой в нарядную кунью шубу, отороченную белкой. Поверх шубы красавица надевала медвежью шкуру, а голова зверя служила ей шапкою. С собой дочь Перуна носила превосходный лук со стрелами, острый нож и рогатину, с какой ходят на медведя.
Прекрасная богиня не только охотилась на лесных животных: она сама обучала их, как следует избегать опасностей и переносить суровые зимы.
Девану в первую очередь почитали охотники и звероловы, они молили богиню даровать удачу в охоте, а в благодарность приносили часть своей добычи в ее святилище.
Слайд 13
Доля и Недоля
ДОЛЯ - добрая богиня, помощница Макоши,
ткет счастливую судьбу.
Представляется в облике красной девицы с кудрями
золотыми и улыбкой веселой. На месте устоять не может, ходит по свету - преград нет: болото, река, лес, горы - Доля вмиг одолеет.
Не любит ленивых да нерадивых, выпивох и всяких плохих людей. Хотя поначалу дружбу заводит с каждым - потом разберется и от плохого, злого человека уйдет.
НЕДОЛЯ - богиня, помощница Макоши, ткет несчастливую судьбу.
Деятельность Недоли постоянно направлена во вред человеку. Пока она бодрствует - беда следует за бедою, и только тогда становится легче несчастному, когда засыпает его Недоля: «Коли спит Лихо, не буди ж его».
Слайд 14
Коляда
Коляда - солнце-младенец, в славянской мифологии - воплощение
новогоднего цикла, а также персонаж праздников.
Коляда праздновался в зимние
святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 6 января.
«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи».
Слайд 15
Купало
Купало - плодотворящее божество лета, летняя ипостась бога
Солнца.
Его праздник посвящен дню летнего солнцестояния, самому долгому дню
в году. Священной была и ночь, накануне этого дня - Ночь накануне Купало. Всю эту ночь продолжались пирования, игрища и массовые купания в водоемах.
Молодые люди украшались венками, раскладывали огонь, плясали вокруг него и воспевали Купалу. Игрища продолжались всю ночь. Кое-где 23 июня топили бани, настилали в них траву купальницу (лютик) и после купались в реке.
Слайд 16
Лада
ЛАДА - богиня юности и весны, красоты и
плодородия, всещедрая матерь, покровительница любви и браков.
Наряд богини сияет
ослепительным блеском солнечных лучей, красота ее очаровательна, а капли утренней росы называются ее слезами.
Кроме того - это богиня, в свите которой тени усопших шествуют в загробный мир.
Культом Лады объясняется суеверное уважение, питаемое русскими простолюдинами к пятнице, как дню, посвященному этой богине. Кто в пятницу дело начинает, у того оно, по пословице, будет пятиться.
У древних славян береза, олицетворявшая богиню Ладу, считалась священным деревом.
Слайд 17
Лель
Лель - в мифологии древних славян бог любовной
страсти, сын богини красоты и любви Лады.
Изображался Лель
в виде златовласого, как и мать, иногда крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть – это пламенная, жаркая любовь! В славянской мифологии Лель тот же бог, что и греческий Эрос или римский Амур. Только античные боги поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.
Священной птицей его считался аист (цапля). Другое название этой птицы в некоторых славянских языках – лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки – символы весны.
Слайд 18
Ма(о)кошь
Одна из главных богинь восточных славян, жена
громовержца Перуна.
Макошь - мать наполненных кошей (корзин), мать хорошего
урожая.
Это не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, подательница благ. Урожай каждый год определяет жребий, судьба, поэтому ее еще почитали как богиню судьбы.
Эта богиня связывала отвлеченное понятие судьбы с конкретным понятием изобилия, покровительствовала домашнему хозяйству, стригла овец, пряла, наказывала нерадивых.
Макошь покровительствовала браку и семейному счастью.
Слайд 19
Морена (Мара)
Морена - богиня смерти, зимы и ночи
дочь Лады. Внешне Мара выглядит как высокая красивая девушка
с черными волосами зачастую в красных одеждах. Мару нельзя назвать ни злой и ни доброй богиней. С одной стороны она дарует смерть, но в то же время она же дарует и жизнь.
Одним из излюбленных занятий Мары является рукоделие: она любит прясть и ткать..
В часть Мары не возводили постоянных мест поклонения, почести ей можно было воздавать где угодно. Для этого на земле устанавливали изображение богини, вырезанное из дерева, или сделанное из соломы, вокруг место обкладывали камнями. Почитали Мару 15 февраля, а в дар богине смерти приносили цветы, солому и различные плоды. Иногда, в годы сильных эпидемий, преподносили в жертву животных, пуская им кровь непосредственно у алтаря.
Слайд 20
Перун
Бог-громовержец, божество победоносное, карающее, явление которого возбуждает страх
и трепет. Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из
братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии.
Его представляют статным, высокого роста, с черными или седыми волосами и длинной золотой бородою. Восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооруженный луком и стрелами, и разит нечестивых. Со временем Перун стал покровителем князя и его дружины.
Капища в честь Перуна всегда устраивались на возвышенностях, причем выбиралось самое высокое место в округе. Идолы изготавливались преимущественно из дуба - это могучее дерево было символом Перуна.
Слайд 21
Радегаст
Радегаст - молниеносный бог, убийца и пожиратель туч,
и вместе с тем светозарный гость (воин), являющийся с
возвратом весны.
Русские поселяне чествовали его именем гостя. Вместе с этим он получил характер бога-сберегателя всякого иноплеменника (гостя), явившегося в чужой дом и отдавшегося под защиту местных пенатов (т.е. очага), бога-покровителя приехавших из дальних стран купцов и вообще торговли.
Славянский Радигость иногда изображался с головою буйвола на груди.
Слайд 22
Сварог
Сварог - бог-создатель земли и небес, источник огня
и его повелитель. Он творит не словом, не магией
в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.
Излюбленным занятием Сварога является кузнечное дело.
Капища в честь Сварога устраивали на холмах, поросших деревьями или кустарниками. Центр холма очищали до земли и на этом месте разводили костер, дополнительно идолов в капище не устанавливалось.
Слайд 23
Святобор
Святобор - бог леса. Внешне он выглядит как
состарившийся богатырь, представляя собой старика крепкого телосложения, имеющего густую
бороду и одетого в звериные шкуры.
Святобор яростно охраняет леса и нещадно наказывает тех, кто им вредит, в некоторых случаях наказанием может стать даже смерть или вечное заключение в лесу в облике зверя или дерева.
Капища в честь Святобора не устраивались, их роль выполняли рощи, боры и леса, которые признавали священными.
Слайд 24
Семаргл
Одним из Сварожичей был бог огня -Семаргл.
Семаргл, Бог
огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит
семена и посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом.
Семаргл не пускает в мир зло. Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети - Кострома и Купало.
Слайд 25
Стрибог
В восточнославянской мифологии бог ветра. Он может вызвать
и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической
птицей Стратим.
А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океана.
Капища Стрибога устраивали на берегах рек или морей, особенно часто они встречаются в устьях рек.
Слайд 26
Триглав
В древнеславянской мифологии это единение трех главных сущностей-ипостасей
богов: Сварога (творение), Перуна (закон Прави) и Святовита (свет).
Согласно
различным мифологическим традициям в Триглав включали разных богов. В Новгороде IX века Великий Триглав состоял из Сварога, Перуна и Свентовита, а ранее - из Сварога, Перуна и Велеса. В Киеве, видимо, - из Перуна, Дажьбога и Стрибога.
Малые Триглавы составлялись из богов, стоящих ниже на иерархической лестнице.
Слайд 27
Хорс
Хорс - в славянской мифологии бог Солнца, хранитель
светила, сын Рода, брат Велеса.
Капища в честь Хорса
устраивали на небольших возвышенностях посреди лугов или небольших рощ. Идол изготавливали из дерева и устанавливали на восточном склоне холма. А в качестве подношения использовался специальный пирог «хорошуль» или «курник», который крошился вокруг идола. Но в большей степени для воздания почести Хорсу применялись танцы (хороводы) и песни.
Слайд 28
Чернобог
Бог холода, уничтожения, смерти, зла; бог безумия и
воплощения всего плохого и черного. Считается, что Чернобог-прообраз Кащея
бессмертного из сказок .
Чернобог – правитель Нави, бог времени, сын Рода. В славянской мифологии он является создателем мира вместе с Родом и Белбогом. Внешне представлялся в двух ипостасях: в первой он выглядел как сгорбленный худой старик с длинной бородой, серебряными усами и кривой палкой в руках; во второй изображался как мужчина средних лет худощавого телосложения, одетый в черные одежды, но, опять же, с серебряными усами.
Вооружен Чернобог мечом, которым владеет мастерски. Хотя он способен мгновенно оказаться в любой точке Нави, передвигаться предпочитает верхом на огненном жеребце.
Слайд 29
Ярило
Ярило - бог весны и солнечного света. Внешне
Ярило выглядит как молодой юноша с рыжими волосами, одетый
в белые одежды с цветочным венком на голове. Этот бог передвигается по свету верхом на белом коне.
Капища в честь Ярилы устраивались на вершине холмов, поросших деревьями. Вершины холмов очищали от растительности и на этом месте возводили идол, перед которым устанавливали большой белый камень, который иногда мог находиться и у подножья холма. В отличие от большинства других богов, жертвоприношений в честь бога весны не было. Обычно божество почитали песнями и танцами на капище.
Слайд 30
Персонажи низшей мифологии
Домовой
Одно из важнейших мифологических существ в жизни
древних славян. Домовой считался духом жилища, который был призван
оберегать дом от всевозможных напастей: воров, пожара, стихийного бедствия и тп. Также домовой следил за состоянием самих домочадцев, защищал их от болезней и злых духов.
Когда ночью в доме что-то гремело, наши предки полагали, что это домовой сражается с кикиморой или иным духом, негативно настроенным к людям. Хотя некоторые поверья утверждают, что домовой иногда не прочь пошутить, устраивая в доме настоящие полтергейсты. Однако при этом домовой никогда не наносил вреда людям и, строго говоря, без особой нужды себя не обозначал.
Слайд 31
Кикимора болотная
Один из самых неоднозначных персонажей славянской мифологии.
Существует целый ряд противоречивых легенд, рассказывающих об этом существе,
но все они сходятся в одном: кикимора является энергетическим созданием, лишенным плоти, но способным воздействовать на физический мир. Также вполне очевидно, что кикимора – это явный антагонист рода людского, который одной из своих главных задач считает нанесение прямого или косвенного вреда людям.
Слайд 32
Леший
Земное воплощение Велеса, абсолютный хозяин леса. Лешему в лесу
принадлежит все – от ягод и грибов до деревьев
и животных. В каждом лесу есть свой леший, который следит за тем, чтобы в конкретной экосистеме все существовало сбалансировано и гармонично.
Если лес светел и чист, то в нем живет грамотный леший, в таком лесу человеку нечего бояться. Если же лес дремуч, темен и чрезмерно загрязнен растениями-сорняками и болотами, то это может означать, что его леший заключил договор с Чернобогом, либо попросту погиб.
Слайд 33
Русалка
Персонаж славянской мифологии. Считалось, что русалки опекали поля,
леса и воды.
Чаще всего считается, что русалками становятся
некрещёные дети, утонувшие девицы, девушки, умершие до замужества.
Слайд 34
Водяной
Персонаж древнеславянской мифологии, владыка водоемов и повелитель водной
стихии. Наши предки полагали, что у каждого водоема, будь
то река, озеро или ручей, есть собственный хранитель, который выполняет чисто административную функцию – следит за балансом и гармоничностью вверенной ему экосистемы. Однако в экстренных ситуациях Водяной может выполнять роль руководителя силовых структур водоема, то есть, например, при попытке захвата лесного озера темными силами (заболачивание), Водяной собирает вокруг себя русалок и прочих водных духов и ведет их в битву. В болотах Водяной не живет, поэтому болота наши предки считали крайне негативными местами.