Слайд 2
Святые благоверные князья
страстотерпцы Борис и Глеб — первые
русские святые, канонизированные как Русской,
так и Константинопольской Церковью.
Слайд 3
Сыновья князя Владимира и византийской принцессы Анны –
Борис и Глеб –
после смерти отца отказались идти
войной на Святополка - старшего в княжеском роде и умерли ради православной веры, русского государства и того идеала власти, в который верил святой Владимир. 1000-летие их подвига мы отмечаем в 2015 году
Слайд 4
В 1015 г. в бухте малого притока
Днепра, речки Смядыни, протекавшей в западном предместье города, был
убит муромский князь Глеб. Добровольно и смиренно отдав себя в руки убийц, князь Глеб стяжал мученический венец.
Четыре года его нетленное тело пролежало на Смядыни, освятив это место многими чудесными явлениями. После обретения с великим торжеством тело святого было перенесено в Вышгород близ Киева.
Слайд 5
На Смядыни в первой половине XII в.
был основан Борисоглебский монастырь, ставший духовным центром. Был поставлен
«боголепно изукрашенный каменный храм».
В 1191 г. князь Давид Ростиславич привез на Смядынь для почитания "ветхие гробы" Бориса и Глеба. С тех пор Смядынь стали называть "вторым Вышгородом".
Слайд 6
Исторические свидетельства подвига первых русских святых
Радзивилловская летопись (XIII в.) Убийство князя Глеба на Смядыни
Сильвестровский
сборник (XIV в.)
Перенесение мощей свв. Бориса и Глеба
Чудесные исцеление страждущих
Слайд 7
История Борисоглебского монастыря на Смядыни
План Борисоглебского собора. 1145
г. заложен князем Ростиславом Мстиславичем
Борисоглебский собор в Чернигове,
построенный князем Давидом Святославичем до 1123 года считается прототипом храма на Смядыни
Слайд 8
Впоследствии монастырь подвергся разрушению, до наших дней сохранились
лишь фрагменты его каменных фундаментов со скрытыми в земле
остатками руин древнего Борисоглебского собора и церкви Василия (в память святого князя Владимира, нареченного в святом крещении Василием).
Сегодня руины древнего Борисоглебского монастыря признаны объектом культурного наследия России
Слайд 9
Это место представляет большую историческую ценность
Археологические исследования местности
на Смядыни ведутся с конца 19 века (Е. Н.
Клетнова, И. Ф. Барщевский, 1909; П. А. Раппопорт, 1972, 1974). (фото 1908-1909 гг.)
Слайд 10
Новая история Смядыни была положена митрополитом Смоленским и
Калининградским Кириллом, нынешним Патриархом Московским и всея Руси
Слайд 11
Фондом славянской письменности был установлен памятный знак -
камень с высеченным на нем крестом и текстом, повествующим
о мученической кончине святого князя Глеба.
Слайд 12
В 2003 году был расчищен и исследован святой
колодец, восстановлены его каменные стены.
Слайд 13
Осенью 2013 года освящен храм в честь святых
благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба – временная
деревянная церковь на территории древнего монастыря.
Слайд 14
В 2014 году был реализован проект
«Ладья» (археологический лагерь на древней Смядыни)
Слайд 17
Студенты и молодые профессионалы имели возможность общаться
со священниками, совместно обсуждать историю и планы возрождения Борисоглебского
монастыря.
Слайд 18
Руководитель Смоленской археологической экспедиции – сотрудник Института
археологии РАН Николай Александрович Кренке
Слайд 19
Результаты археологических исследований на Смядыни сезона 2014
года (из отчета Смоленской экспедиции Института Археологии РАН ):
В
задачу работ входило изучение палеоландшафтов долины Днепра в районе устья речки Смядыни, где в 1015 г. был убит св. благоверн. кн. Глеб. Удалось получить доказательства тому, что русло Днепра в последние несколько столетий смещалось с юга на север. Древних слоев старше XV–XVI вв. в пойме Днепра на этом участке нет (в отличие от района Гнёздова). Однако в тыловой части поймы у подножия террасы, на кромке которой сохранились руины Васильевского храма XII в., на глубине 4 м были обнаружены илистые отложения старицы. В XII в. старица уже не существовала, у подножия террасы накапливались речные отложения, в толще которых на глубине 2 м обнаружен горизонт с находками керамики конца XI – начала XII в. Это горшки со следами нагара, изделия характерного смоленского городского производства; однако имеются и чуть более ранние сосуды с волнистым орнаментом. Таким образом, данные для реконструкции исторического ландшафта получены, хотя и требуют дальнейших исследований.
Слайд 20
Археологические исследования на Смядыни
продолжились и в
2015 году.
Слайд 21
Раскопки Васильевского храма позволили с
высокой точностью привязать его к современной топооснове, выявили ряд
не отмеченных при прошлых исследованиях конструктивных особенностей постройки (фундамент северной стены имел ширину до 2,4 м; сама северная стена стояла с отступом от края фундамента на 1 м к югу; глубина заложения фундамента северной и западной стен – 70–80 см; фундамент заполнен боем плинфы, бывшей ранее в употреблении; внутреннее пространство храма имело подсыпку под пол толщиной до 50 см, под которой сохранилась исходная дерново-подзолистая почва.
Слайд 22
Обнаружена часть фундамента и древней кладки, найдены
остатки древней плинфы (Плинфа (от греч. πλίνθος — «плита») — характерный для древнерусского домонгольского зодчества тонкий
обожжённый кирпич
Фрагменты керамики, голосника (Голосни́к, голосники́ — керамические сосуды или камеры небольших размеров, использовавшиеся в кладке стен или сводов, обращённые горловинами в сторону внутреннего пространства постройки.)
Металлический элемент паникадила (Паникади́ло или Поликанди́ло[1] (от греч. πολυκάνδηλον — многосвечие) — в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад.) – фото 1581.
Слайд 23
Ученики школы № 32 стали участниками раскопок.
Кирилл Машков,
автор работы, во время раскопок на Смядыни.
Слайд 24
Ежегодно в дни памяти святых братьев страстотерпцев Бориса
и Глеба (18 сентября) проводится
Фестиваль «Образ любви нелицемерной»
Слайд 25
«Здесь, на Смядыни, Глеб должен был
бой дать тем, кого послал его окаянный брат! Но
он не сделал этого, как не сделал этого и его брат Борис. Оба они были воинами, мужественными и сильными, детьми князя, они воспитывались в готовности идти на смерть. Но понимали они: если поднимут руку на своего старшего брата, начнется междоусобица, и Русь погрузится в тяжкую борьбу за власть. И чтобы не допустить этого, они добровольно принесли себя в жертву», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещая Смядынь во время своего визита в августе 2015 года на Смоленщину.