Слайд 2
21 сентября отмечается День воинской славы России –
День победы русских полков во главе с великим князем
Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году.
Преподобный Сергий, игумен Радонежский, и великий князь Дмитрий Иванович, прозванный после битвы Донским, их предшественники митрополиты Московские и всея Руси Петр и Алексий, воспитавшие князя Дмитрия, а также сотни тысяч безымянных русских воинов – вот они, победители.
Слайд 3
Александр Бубнов.
«Утро на Куликовом поле»
Слайд 4
"Утро на Куликовом поле" - самое известное произведение
знаменитого советского художника Александра Бубнова. Бубнов написал картину "Утро
на Куликовом поле" вскоре после победы русской армии над фашистами.
На картине изображен эпизод из Куликовской битвы, которая состоялась в 1380 году между русскими и монголо-татарами. Русским войском управлял князь Дмитрий Донской. Замысел "Утра на Куликовом поле" возник у Бубнова в 1938 году.
Слайд 5
Первоначально автор собирался рисовать картину на тему битвы
на Чудском озере. Однако, собирая материал и погрузившись в
историческую литературу, Бубнов решил написать картину именно о Куликовской битве. Бубнов тщательно работал над эскизами картины, искал образы, долго и тщательно прорабатывал детали. В результате кропотливого труда Бубнову удалось создать исторически достоверную, правдивую картину.
В официальных источниках указывается, что Бубнов работал над картиной с 1943 по 1947 гг.
Но, по другим источникам , Бубнов писал картину 2 года - с 1947 по 1949 гг.
Слайд 6
По словам исследователей, прототипом одного из воинов
стал друг живописца, скульптор Александр Кибальников. Еще одним воином
стал другой скульптор - Тимофеев. У картины "Утро на Куликовом поле" существуют другие варианты, созданные самим Бубновым. Например, один из вариантов, меньший по размеру, был создан художником в 1947 году. За "Утро на Куликовом поле" в 1948 году Бубнов получил Государственную премию СССР. На данный момент картина "Утро на Куликовом поле" находится в Москве в ГТГ.
Слайд 7
Преподобный Сергий Радонежский. Житийная икона
Слайд 8
Орест Кипренский.
Дмитрий Донской на Куликовом поле
Слайд 9
В 1805 году перед художником ставится задача -
написать большое программное произведение на тему Великого Князя Дмитрия
Донского, представленного в битве с Мамаем, когда после одержания победы Князь погибает среди своих воинов в роще. Великий Князь, чья фигура располагается немного слева от центра, вскидывает руки в небо в молитвенном движении и благодарит
Небеса за предоставленную победу над врагом.
Слайд 10
Вокруг Дмитрия Донского собрались его воины, участники кровавого
сражения.
На их лицах читается удивление и радость от вести
о том, что их предводитель жив.
На заднем плане виден пейзаж – важная часть классической картины – и темные тучи на небе звучат в унисон с настроением картины.
Кипренский создал классическое, сделанное в лучших академических традициях, произведение.
Слайд 11
«Голова великого князя исполнена выражения. И радость об
одержанной победе, его одушевляются, купно с благодарностью ко Всевышнему,
живо изображены в томных взорах его, устремленных к небесам. Сие произведение есть первый опыт трудов сего молодого художника, подающего о себе большую надежду», – говорилось в отзыве на работу будущего первого русского портретиста.
1 сентября 1805 года Кипренский был удостоен за картину большой золотой медали.
Сейчас работа находится в собрании Русского музея (Санкт-Петербург).
Слайд 12
Василий Сазонов.
«Дмитрий Донской на Куликовом поле»
Слайд 13
В центре полотна мы видим Дмитрия Донского, лежащего
в окружении воинов. Слева от него стоят двое, склонив
свои головы перед Великим Князем. Другие два воина поддерживают его, старец перевязывает раны. По правую сторону мы видим преклоняющихся казаков, а так же человека в доспехах и царской мантии, который указывает на них.
Возможно, это московский боярин Михаил Андреевич Бренко, с которым Дмитрий Донской поменялся одеждой и конем перед тем, как встать в ряды большого полка.
Слайд 14
В картине просматриваются два плана. На переднем разворачивается
событие, второй же служит скорее декорациями, как бы оттеняя
главные действующие лица. Так же фигуры воинов слева и казаков справа образуют своеобразные кулисы. Таким образом, художник концентрирует наше внимание исключительно на главных героях полотна, фигуры которых он намерено освещает и всячески выделяет.
Дмитрий Донской изображен без доспехов, они лежат рядом на земле, но вся освещенная фигура его достаточно выразительна на фоне алых одежд молодого воина.
Слайд 15
Источник света условный, что характерно для академической живописи.
За счет определенного освещения выделяется главное действие на полотне,
световые блики формируют свое неповторимое движение. Таким образом взгляд зрителя концентрируется на Дмитрии Донском и помогающих ему воинах.
Картина выдержана в холодной гамме, благодаря этому красные драпировки воспринимаются активнее. У алого цвета здесь свое символическое значение, ведь действо происходит уже после крупной битвы, и главный герой ранен.
Слайд 16
Деревья на втором плане воспринимаются силуэтно, они написаны
в холодных темных тонах и создают иллюзию глубины пространства.
Фактура
поверхности картины гладкая, мазок практически неразличим. Так же художник превосходно передает ощущения фактуры и материала - блестящую поверхность металлических доспехов, тяжесть пурпурных драпировок, легкость белой ткани, что на коленях у князя.
В рамках такого направления, как академизм, Виктор Сазонов изображает событие Древней Руси используя образы и приемы античности. Это придает изображаемому особую торжественность и значимость. За эту картину, а также выполненные в Италии копии, Сазонов в 1830 году был удостоен звания академика. Картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
«Битва на Куликовом поле»
Слайд 18
В 1850 году по заказу Николая I французский
баталист Ивон Адольф в Париже пишет монументальное полотно «Битва на Куликовом
поле». Первоначально планировалось, что картина украсит интерьеры нижнего коридора Храма Христа Спасителя, задуманного как храм-памятник героям войны 1812 года. Однако планы изменились.
Сегодня работа украшает пролет лестницы (аванзал), ведущий в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца.
После Куликовской битвы, эскиз
Слайд 20
В 1870-е годы «Куликовская битва» как тема включалась
в программу оформления интерьеров Исторического музея.
Одно из панно было заказано Валентину Серову, историческим консультантом которого стал Иван Забелин. Забелин был не только руководителем Исторического музея, но и одним из авторитетнейших специалистов по истории Древней Руси. На стенах музея он желал видеть народный эпос, который не оставит зрителя равнодушным и даст почувствовать связь времен.
Слайд 21
Серов напряженно работал над эскизом к панно. В
1894 году, побывал на Куликовом поле, детально прорабатывал композицию.
Сохранились сотни набросков и восемь эскизов, часть из которых была выполнена в масле. Работа регулярно обсуждалась на
заседаниях Ученого совета Исторического музея, менялась композиционно и даже художественно по настойчивому требованию Забелина.
Первое время Серов послушно следовал указаниям, но в 1898 году после очередного заседания отказался от продолжения работы над эскизом и вернул деньги, выданные ему Историческим музеем в счет оплаты картины. Многочисленные эскизы сегодня хранятся в собраниях Третьяковской галереи и Исторического музея.
Слайд 22
Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
Эскиз Нестерова
Слайд 23
Всю русскую землю, а не только свой личный
удел шел защищать молодой князь Дмитрий. Он твердо верил
в помощь Божию: и когда перед Донской иконой Божией Матери читал «Бог нам прибежище и сила», и когда пришел взять благословение у старца вступить в бой с безбожниками.
Для Нестерова ключевой темой стало напряжение той минуту, когда преподобный благословляет коленопреклоненного князя. Впрочем, эскиз «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву» так и не был завершен Нестеровым. В 1897 году эскиз был передан художником в дар городской галерее братьев Третьяковых.
Поединок Пересвета с Челубеем
Слайд 25
Выпускник батальной мастерской Академии художеств, участник Первой мировой
и гражданской войн, Михаил Авилов в своих работах демонстрирует не только
мастерство живописца, он поражает убедительностью изображения батальных сцен. К теме поединка богатыря-монаха Александра Пересвета и татарского мурзы Челубея Авилов обратился еще в 1917 году. Но тогда картина не получилась и даже была уничтожена автором. В 1942 году, приехав в Москву из эвакуации, художник получил большую мастерскую, что позволило ему вернулся к теме Куликовского сражения.
Слайд 26
«Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», «Дмитрий Донской решает
переправляться за Дон», «Куликовская битва», «Бегство Мамая» – четыре
больших эскиза были созданы Авиловым, но лишь один из них – противостояние русского витязя и татарского богатыря – стал законченным произведением, вошедшим в анналы мирового изобразительного искусства. В 1946 году за картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Авилов был награжден Сталинской премией первой степени. В настоящее время картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
Слайд 27
Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Дмитрий Донской. 1980
Слайд 28
80-е годы XX века стали следующим периодом и
новой волной интереса к теме Куликовского сражения: в 1980
году страна отмечала 600-летие со дня Куликовской битвы.
К этому юбилею были приурочен цикл «Поле Куликово» Ильи Глазунова, триптих «Поле Куликово» Юрия Ракши, а на киностудии Мосфильм режиссером Романом Давыдовым снят мультипликационный фильм «Лебеди Непрядвы».
Слайд 29
Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Канун. 1978
Слайд 30
Изучая историческую литературу, летописи, жития, Глазунов двадцать лет
своей жизни посвятил работе над циклом «Поле Куликово», в
который вошло тридцать картин. В шестидесятые годы появились первые полотна: «Гонец», «Штурм города», «Хан Мамай», а знакомство публики с циклом было приурочено к грандиозному юбилею, 600-летию Куликовской битвы.
В 1980 году Глазунов был удостоен звания народного художника СССР. Говоря о своем цикле, Глазунов поясняет, что стремился «передать только жизненную достоверность, истинность происходящего, чтобы еще раз наш современник прикоснулся к великому прошлому Родины, с новой силой почувствовал бы неразрывную связь времен, связь поколений, свою сопричастность к событиям давно минувших эпох».
Слайд 31
Юрий Ракша. Триптих “Поле Куликово”. 1980
Левая часть
– “Благословение на битву”
Слайд 32
Работать над картиной он начал в 1879 году
и уже тогда понял, что она станет его главным
и последним творением. Жена художника вспоминает, как Юрий работал до изнеможения, мужественно боролся со смертью и старался скрыть физические муки. «Он торопился, – вспоминала Ирина Ракша, – держался за кисть, как за спасательный круг, и тогда же сказал, что у каждого должно быть свое поле Куликово».
Слайд 33
Юрий Ракша. Триптих “Поле Куликово”. Центральная часть –
“Предстояние”
Слайд 34
Ракша любил работы Нестерова и ориентировался на них
в своем замысле, но его композиционное решение было все-таки
иным, кинематографичным. Три места действия, разбросанные по времени, даны одновременно. Эта авторская находка, имеющая иконописные истоки, позволяет зрителю последовательно воспринять события.
«Благословение на битву», «Проводы ополчения» и ключевой центр «Предстояние» – рождают состояние народного духа.
Слайд 35
Юрий Ракша. Триптих “Поле Куликово”.
Правая часть –
“Проводы ополчения”