Слайд 2
Абдул Хамид II
(1842-1918)
34-й султан Османской империи, правил в
1876—1909 годах, последний из представителей танзимата, периода реформ 19
в., которые преобразовали Османскую империю в современное государство.
عبد الحميد ثانی
Слайд 3
Был вторым сыном султана Абдул-Меджида I, от жены-черкешенки
Тиримюжгюн Кадын Эфенди (Tirimüjgan Kadın Efendi). Получил хорошее образование,
в особенности военное, путешествовал по Европе.
Абдул-Меджид I
Абдул Хамид II
Слайд 4
взошел на престол с помощью конституционалистов во
главе с Мидхат-пашой,
которому в обмен на трон пообещал
принять конституцию и созвать законодательное собрание.
Вступление
на престол
Слайд 5
Государственное банкротство 1875 года подорвало кредит; в Болгарии
и Герцеговине — внутренние волнения; Сербия и Черногория начали
войну, Россия их поддерживала; империя оставалась без союзников.
Слайд 6
« Хотя султан Абдул-Гамид сердечно предан мусульманству, но
он чужд фанатизма. Он назначил к себе куафёром христианина,
чему доныне примера не было. Многие из придворных не без удивления видели это назначение, не постигая как можно допустить чтобы нечистая рука гяура касалась священной бороды калифа.»
сентября 1876 года газета «Московскiя Вѣдомости»
Слайд 7
Русско-турецкая война (1877-1878): вынужден после Берлинского конгресса
усмирить непокорных албанцев
В феврале 1878 г. он отменил
конституцию
Установил деспотический режим правления, известный как зулюм.
Принимал все меры, чтобы поставить армию на один уровень с западноевропейскими.
Первый армянский геноцид (1894—1896), после чего Абдул Хамид был прозван армянами Великим убийцей
Слайд 8
Обладая сильным характером, будучи образованным человеком, Абдул Хамид
II остался в истории как правитель-деспот, «Великий убийца».
Его
политика, внешние факторы привели к появлению политических обществ, настроенных оппозиционно, в частности, младотурок.
После подавления младотурками контрреволюционного мятежа 27 апреля 1909 года был низложен и арестован.
До 1912 содержался под стражей в Салониках, затем был перевезён в Константинополь, где умер в заключении.
Слайд 9
Пантюркизм - национал-шовинистическая буржуазная идеология, согласно которой все
народы, говорящие на тюркских языках, и прежде всего тюрки-мусульмане,
являются якобы одной нацией и должны объединиться под главенством Турции в единое государство.
Первоначально пантюркизм, возникший на рубеже 19 и 20 вв., развивался как наслоение тюркизма — раннего туркского буржуазного национализма, но после Младотурецкой революции 1908, по мере усиления реакционных тенденций в политике партии «Единение и прогресс», П. стал превалировать над тюркизмом, а накануне 1-й мировой войны 1914—18 полностью заслонил его.
Слайд 10
Панисламизм - религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат
представления о том, что ислам обеспечивает наднациональную и надклассовую
общность его приверженцев и что политическое объединение мусульман под главенством халифа важнее всех др. государственных и политических объединений.
Оформившись в последней четверти 19 в. в условиях империалистической экспансии и формирования на Востоке капиталистических отношений, панисламизм имел тогда главной целью сохранение независимости феодальных государств и создание таких мусульманских политических центров и политических объединений, которые могли бы закрепить господство феодалов и противостоять колонизаторам.
Первым идеологом был Джемаль-ад-дин аль-Афгани, стремившийся приспособить течение к задачам антиколониальной борьбы. Однако проповедь объединения на основе ислама неизбежно приходила в противоречие с идеологией буржуазного национализма формировавшихся наций Востока, с идеями патриотического единства населения отдельных государств. В результате панисламизм в начале 20 в. постепенно теряет антиколониальную направленность и используется преимущественно в реакционных целях как орудие агрессивной политики султана Абдул-Хамида II, а затем и младотурок.
Слайд 11
Единение и прогресс
İttihat ve Terakki
Политическая партия турецких буржуазных
революционеров — младотурок.
Основана 21 мая 1889 под названием «Общество
османского единства»
Талаат-паша
Энвер-паша
Джемаль-паша
Слайд 12
Позже объединилась с парижской группой младотурок и была
переименована в «Османское общество единения и прогресса»
Основные цели
— смещение режима султана Абдул-Хамида II, восстановление конституции 1876 и созыв парламента.
Слайд 13
Под её руководством было поднято в июле
1908 вооруженное восстание.
Придя к власти, комитет «Единение
и прогресс», реорганизованный в политическую партию, быстро утратил свои прежние прогрессивные черты.
Младотурецкие лидеры
Содействовали подавлению рабочего и крестьянского движения.
Выступали против законных национальных требований нетурецких народов.
Облегчали империалистическим державам дальнейшее закабаление Турции.
Установленный ими диктаторский режим отличался от режима Абдул-Хамида II лишь парламентской оболочкой да приобщением верхушки турецкой интеллигенции к бюрократической деятельности и части турецкой буржуазии к компрадорской торговле.
Слайд 14
Лидеры стремились пресечь в зародыше активность народных масс,
заслужить своей умеренностью «благоволение» империалистических держав.
Стачки рабочих подавлялись, национальные
меньшинства подвергались гонениям.
Феодально-клерикальная и компрадорская оппозиция, поддержанная империалистическими державами, подготовила и в апреле 1909 осуществила контрреволюционный мятеж, восстановивший на короткое время самодержавие Абдул-Хамида II.
Уже к 1910—11 революция по существу потерпела поражение.
Слайд 15
Энвер-Паша
Enver Paşa
1881 - 1922
«Верховный Главнокомандующий войсками Ислама, зять
Халифа и наместник Магомета».
Слайд 16
Семья железнодорожного рабочего
1897г. примыкал к движению младотурок.
1903 г. окончил
стамбульскую Академию Генштаба
1908 стал одним из трех лидеров партии
младотурок
Идеолог и практик пантюркизма и панисламизма
Слайд 17
В январе 1913 г. Энвер осуществил государственный переворот,
приведший к свержению правительства.
После переворота установил военную
диктатуру «трех пашей» — вместе с Талаат-пашой и Джемаль-пашой образовал неофициальный триумвират, фактически захвативший всю власть в Турции.
Занявший пост военного министра Энвер продвигал идеологию пантюркизма и панисламизма.
Был сторонником искоренения нетурецкого населения (в частности, армян и ливанцев) на территории Оттоманской империи.
Слайд 18
В 1914 г. выступал за военный союз Турции
с Германией и вовлечения Турции в первую мировую войну
Один из главных организаторов геноцида армян, греков и ассирийцев
1920 прибыл со своими сподвижниками в Москву. Базировался в Москве около полутора лет, работая в Обществе Единства Революции с Исламом.
1921 принял решение противодействовать большевикам и поднять панисламское движение за освобождение Средней Азии от красных империалистов.
Убит 4 августа 1922 в бою с частями Красной Армии
Слайд 19
Ахмед Джемаль-паша
Ahmet Cemal Paşa
«Ас-Саффах» («кровавый мясник»)
1872
- 1922
Слайд 20
Ахмед Джемаль-паша
Ahmet Cemal Paşa
1911- губернатор Багдада
1898-начальник штаба
Дивизии новобранцев в Салониках
1893- Стамбульскую военную академию
1906- Член партии
«Единения и прогресса»
1908- военный администратор
Слайд 21
Основные вехи карьерной службы
Участие в Балканских войнах
1911-1913
Переворот 23 января 1913 -стал начальником гарнизона Стамбула. В
1914 он стал министром морского флота.
Сторонник союза с Францией во время войны
Один из архитекторов внешней и внутренней политики Османской империи.
6 мая 1916 г. в Дамаске и Бейруте были повешены ливанские и сирийские шииты и марониты по обвинению в измене
Слайд 22
Талаат-паша
Mehmed Talat Paşa
(1874—1921)
Турецкий государственный деятель, 268-й Великий визирь
Османской империи (1913—1918)
Слайд 23
1898—1908 - работал почтальоном в Салониках, став впоследствии
главой почтовой службы Салоников.
Родился в Кырджали (провинция Эдирне), в
семье оттоманского военного деятеля.
1893 - арестован за большую политическую активность. Освобожден через 2 года, выслан в Салоники, где возглавил местное отделение младотурецкой партии.
Слайд 24
Один из главных вдохновителей политики османизма — насильственной
туркизации нетурецких народов империи, ярый сторонник панисламизма.
Входил в состав
«триумвирата» (вместе с Энвер-пашой и Джемаль-пашой), осуществившего геноцид и депортацию армянского населения.
В своих мемуарах (опубликованы в 1946) Талаат признавал факт насильственной депортации и уничтожения армян, но мотивировал это исключительно защитой «национальных интересов» турок и стремлением помешать «созданию Армянского государства в приграничных с Россией вилайетах»
7 октября 1918 Талаат признал крах политики младотурок и отказался от власти, затем бежал в Германию, где жил под именем Али Сали-бей. Чрезвычайный полевой трибунал, состоявшийся в 1919 в Константинополе, заочно приговорил Талаата к смертной казни за военные преступления и за «уничтожение армянского населения империи».
Слайд 25
Абдулла Джевдет Карлыдаг
Abdullah Cevdet Karlıdağ
1869—1932
Курд по происхождению,
турецкий философ-материалист и просветитель, по профессии и образованию —
врач.
Известен как поэт, литературный переводчик, идеолог движения младотурков.
Сыграл значительную роль в вестернизации Турции в 1908—1918, однако продолжил свою деятельность и позднее, в годы правления Ататюрка, оказав на последнего большое влияние.
Слайд 26
На Джевдета оказали влияние взгляды западных философов-материалистов и
распространённая в XIX в. критика религии как консервативного пережитка
прошлого. Он начал публиковать статьи на социальные, религиозные, экономические и литературные темы в журнале İctihad, который он основал в 1904 в Женеве, и через который продвигал свои модернизаторские идеи в мусульманские массы. За свою политическую активность в Европе несколько раз подвергался арестам и высылке
Цель младотурков, к которым принадлежал и Джевдет, состояла в свержении режима султана Абдул-Гамида II. С этой целью Джевдет, вместе с 4 студентами-медиками Военно-медицинской академии в Стамбуле основали тайный "Комитет единства и прогресса" в 1889 г.
Джевдет мало участвовал в политической деятельности общества, а скорее использовал его для продвижения своих идей
Несколько раз находился под судом по обвинению в кощунстве против ислама и Пророка Мухаммеда. По этой причине противники называли его прозвищами «вечный враг ислама» и «адуваллах» (враг Аллаха).
Слайд 27
Ахмед-Риза - один из виднейших младотурок-эмигрантов. C 1896
г. издавал в Париже, по поручению комитета "Единение и
Прогресс", газету "Мешверет" ("Совет"), пользовавшуюся большой популярностью в Турции. После революции 1908 г. был избран председателем палаты депутатов.
В 1906 г. в Каире вышла брошюра Ахмеда Ризы, в продолжение первой работы, под названием «Воин», а вскоре еще одна - «Женщина».
В «Воине» он подчеркивал важность военной организации, являвшейся «одним из главных элементов структуры империи», призывал совершенствовать и модернизировать армию и изучать новейшие военные доктрины. Автор предлагает заменить идею газавата для армии идеей патриотизма (дабы не допустить распада империи), объединить всех «османов» независимо от расы и религии, и воспитать в них это чувство (патриотизма).
В последней брошюре, которая посвящена женскому вопросу, Ахмед Риза писал о значении семейного воспитания для привития молодежи чувства патриотизма, инициативности и решительности. Повышение культурного уровня женщин он считал важным условием хорошего воспитания детей.