Слайд 2
Андрей Рублев - имя, ставшее символом Святой Руси,
символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким
он может и должен быть.
Образы Рублева навевают нам воспоминания об утерянной райской жизни, об утерянном покое, счастье и гармонии со вселенной.
Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворенность сквозят во всех его немногочисленных работах, дошедших до наших дней.
В творчестве Рублева, равно как и в творчестве Пушкина, отчетливее всего выразились мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте.
Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов.
Слайд 3
Не известно в точности, когда родился Андрей Рублев,
к какому сословию принадлежал, кто был его учителем в
живописи.
Большинство исследователей считают условно 1360 год датой рождения художника.
Самые ранние сведения о художнике восходят к московской «Троицкой летописи». Среди событий 1405 года сообщается, что «тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое благовещенье на князя великого дворе, а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Упоминание имени мастера последним, согласно тогдашней традиции, означало, что он является младшим в артели. Но вместе с тем участие в почетном заказе по украшению домовой церкви Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского, наряду со знаменитым тогда на Руси Феофаном Греком характеризует Андрея Рублева как уже достаточно признанного, авторитетного мастера.
Слайд 4
Художественная среда, стоящая на высоком уровне
Создание А. Рублевым
высокого стиля
Творчески претворив богатство этой многообразной художественной культуры, он
обрел свои собственный изобразительный язык, родной и понятный всем его окружающим.
Он сумел в своем творчестве отразить лучшие чаяния и устремления русского народа в решительный момент его борьбы за свое национальное бытие.
Слайд 5
Битва на Куликовом поле
Победа оставила глубокий след в
народном сознании.
«Задонщина»:
«Князи и бояря и удалые люди, оставимте вся
домы своя и богатество, жены и дети, и скот, честь и славу мира сего получити, главы своя положити за землю за Русскую и за веру христианскую»
Московский князь Василий Дмитриевич, представитель ветви владимирских князей, потомков Мономахов, предпринимал обновление Успенского собора в начале XV века как некий закономерный и необходимый акт, связанный с возрождением после победы на Куликовом поле духовной и культурной традиции Руси эпохи национальной независимости.
Слайд 6
Конец XIV и начало XV в. были порой,
когда самосознание народа углублялось, его характер воспитывался историческими условиями
в согласии с идеями единения Русской земли.
Андрей Рублев и мастера его круга сказали новое слово в этот важный исторический момент, и то, что они сказали о человеке своего времени, выношено было в глубинах народного сознания, было призвано к жизни и вознесено в степень идеала.
Слайд 7
Фреска «Страшный суд»
Фрески Успенского собора во Владимире 1408
г. К сожалению, о росписях Андрея Рублева, Даниила Черного
мы можем судить лишь по отдельным сценам «Страшного суда» в среднем и южном нефах, нескольким фигурам на столбах и незначительным фрагментам евангельских сюжетов.
Возмездию за грехи они отвели лишь незначительное место, судя по позднейшей записи, оно изображалось только символически. «Страшный суд» для них - начало «царства праведных». С ним связывалось глубоко народное представление о восстановлении правды и справедливости, попираемых на земле.
Слайд 8
Образ Спаса Рублёва
В образе Спаса Рублева (свод среднего
нефа), «грядущего судить живых и мертвых», нет и тени
устрашающей грозности.
Он воплощение торжества, гуманности и творческого подъема.
Касаясь ногой предела круга, он как бы готов выступить из него, отчего композиция, полная монументальной ясности и завершенности, приобретает жизнь и движение. Он весь воплощение поэтического образа света.
Слайд 9
Четыре царства
Крылатая пантера – «Царство Македонское»
Крылатый лев –
«Римское царство»
Медведь – «Царство Вавилонское»
«Чудовищный зверь»: рога и человеческое
лицо, на хвосте – Змеиная голова – «Царство Антихристово»
Слайд 10
Упоминания
Летописная запись под 1547 г. о пожаре в
Москве, во время которого в Благовещенском соборе загорелся «деисус
Андреева письма Рублева»
Постановление Стоглавого собора 1551 г.
Запись в Степенной книге о росписи Успенского собора во Владимире
«Сказание о святых иконописцах»
Слайд 11
Не выходя из своей роли художника, ограничиваясь изображением
того, чего все искали, он внушал людям веру в возможность
осуществления на земле и мира, и согласия, и любви. Заметьте, это происходило в те годы, когда страну раздирали братоубийственные распри, в мире было много жестокого, неразумного, царили произвол, недоверие. Что же могло поддерживать вдохновение в поэте того сурового времени? Источники молчат об этом. Можно полагать, прежде всего родная страна, «светло светлая и красно украшенная Русская земля», лучшие из числа его современников, с которыми его свела судьба, его глубокая преданность тому, во что он свято верил, наконец, редкая способность гения мимолетному видению красоты найти вечные формы выражения в своих творениях.
Рублева нельзя назвать гуманистом в точном смысле этого слова. Нет необходимости прибегать к натяжкам для того, чтобы сделать его более близким нашей современности. Человек у Рублева не приобрел еще полной самостоятельности, как у мастеров итальянского Возрождения. Он представляет себе человека существом, зависящим от высших сил. В этом русский мастер ближе к пониманию древних греков, современников Софокла. И все же искусство Рублева в основе своей глубоко человечно, отзывчиво ко всему человеческому.
Слайд 12
Рублев не создавал в собственном смысле портретов своих современников,
как его итальянские и нидерландские современники. Но можно утверждать, что
образы Рублева как бы составляют один, обобщенный коллективный портрет русских людей его времени, и в этом отношении нельзя не восхищаться редкой чуткостью художника, правдивостью его свидетельств. Чтобы ближе подойти к его пониманию, следует сказать, что его особенно занимал собирательный образ человека, достойного райского блаженства. Вот почему Рублев так полно проявил себя в изображении ангелов, существ окрыленных, легко ступающих по земле. Ангелы Рублева не такие торжественные и воинственные, как в более раннем искусстве, но и не такие миловидные, пригожие, как в живописи Возрождения. Рублев не нарушает черты, которая отделяет их от каждодневности.
Слайд 13
В эпоху великого русского живописца Андрея Рублева, на
рубеже XIV—XV веков, Московское государство переживало годы подъема, что
выражалось не только в его общественно-политическом могуществе, но и в культурном росте.
В Москве уже существовали свои очаги просвещения, богатейшие книгохранилища, были писатели, зодчие, живописцы, мастера прикладного искусства. Строились и украшались живописью великолепные соборы Московского Кремля — Успенский, Благовещенский, Архангельский. Привозили из Византии и городов Руси многочисленные станковые произведения (иконы). Созывались в Москву для работы русские художники и приглашались греческие.
Слайд 14
Жизнь на Руси после первой победы над татарами
(1380) была неспокойной: все еще продолжались татарские набеги. Андрею
Рублеву пришлось пережить нашествие Едигея в 1407 году. Летописи того времени отметили страшную болезнь — моровую язву, дважды потрясшую Московское государство. Но русских людей поддерживала надежда на скорый успех в борьбе с татарами и начавшееся объединение разрозненных княжеств во главе с Москвой, в связи с чем на Руси зародилось ожидание предстоящего обновления жизни. Это была эпоха начавшегося расцвета искусства.
Слайд 15
Андрей Рублев был человеком Святой Руси, своего государства
и выражал чувства и мысли своих современников. Он говорил
языком родного искусства, основываясь на традициях московской живописи, получившей в его произведениях блестящее развитие. В его замечательных творениях, проникнутых гуманизмом, звучала сама жизнь.