Слайд 2
Диссидент (лат. несогласный, инакомыслящий) - это гражданин, не
разделяющий господствующую в обществе официальную идеологию.
Диссидентство - это движение
советских граждан, оппозиционно настроенных по отношению к политике властей и ставивших целью либерализацию политического режима в СССР.
Инакомыслие имело место в советском обществе на протяжении всей истории существования СССР.
В 1920-1930-е гг. существовала критически мыслящая русская дореволюционная интеллигенция и не разделявшие сталинскую политику старые большевики, которые были уничтожены в ходе массовых политических репрессий.
В 1940-1950-е гг. охватившее часть творческой интеллигенции и молодежи инакомыслие, также было подавлено репрессивно-карательными органами.
Слайд 3
Причины возникновения диссидентского движения
- Несоответствие провозглашенных в Конституции
СССР прав и свобод граждан реальному положению дел.
- Отход
советского руководства от политики десталинизации (оттепели).
- Подписание Советским Союзом Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки, зафиксировавшего обязательства соблюдать права человека.
- Острая идеологическая борьба в условиях «холодной войны».
Слайд 4
Состав диссидентского движения
По своему составу диссидентское движение было
неоднородным и включало в себя:
1) Национальное движение, боровшееся за
национально-государственную независимость отдельных народов.
2) Религиозное движение, выступавшее за свободу совести и вероисповедания.
3) Движение за выезд на историческую родину (евреи, немцы).
4) Правозащитное движение, боровшееся за соблюдение прав человека
Слайд 5
Цели диссидентского движения
- Демократизация (либерализация) общественно-политической жизни в
СССР.
- Предоставление населению реальных гражданских и политических прав и
свобод (соблюдение прав и свобод гражданина и человека в СССР).
- Отмена цензуры и предоставление свободы творчества.
- Снятие «железного занавеса» и установление тесных контактов с Западом.
- Недопущения неосталинизма.
- Конвергенция социалистической и капиталистической общественных систем.
Слайд 6
Методы борьбы диссидентов
- Направление писем и обращений к
официальным властям.
- Издание и распространение рукописных и машинописных изданий
— самиздат.
- Публикация произведений за рубежом без разрешения советских властей - тамиздат.
- Создание нелегальных организаций (групп).
- Организация открытых выступлений.
Слайд 7
Первый период развития диссидентского движения
Первым громким политическим процессом
нового времени стало в 1965-1966 гг. дело писателей А.
Синявского и Ю. Даниэля, которые опубликовали за границей под псевдонимами свои литературные произведения, квалифицированные органами КГБ как «антисоветские».
Слайд 8
Cудебный процесс против писателей А. Д. Синявского и
Ю. М. Даниэля
Слайд 9
Вскоре после ареста Ю. Даниэля и А. Синявского математик
и поэт А. Есенин-Вольпин, считавший, что надо обратиться к
властям с требованием соблюдать собственные законы, написал «Гражданское обращение», которое завершалось приглашением на «митинг гласности». Он состоялся в День советской Конституции 5 декабря 1965 г. на площади Пушкина в Москве. Основным его лозунгом стали слова: «Уважайте Конституцию - Основной закон Союза ССР».
С 1965 г. молчаливая демонстрация протеста на Пушкинской площади стала традиционной. Формируется новый тип социального поведения, одной из главных черт которого было игнорирование негласных запретов власти, не имевших никакого законного основания. Людей, следующих именно этому типу поведения, стали впоследствии называть «диссидентами».
Слайд 10
В феврале 1966 г. А. Синявский был осужден на 7
лет лагерей, а Ю. Даниэль - на 5.
Осенью 1966 г. А.
Гинзбург закончил составление сборника документов по делу Синявского и Даниэля - «Белой книги», а поэт Ю. Галансков - альманаха «Феникс-66», в который включил статью Ю. Даниэля «Что такое социалистический реализм». Составители сборников и двое их «сообщников» В. Лашкова и А. Добровольский были арестованы. В январе 1968 г. над ними состоялся суд, ставший известным под названием «процесс четырёх». Гинзбург получил 5 лет заключения, а Галансков - 7 лет.
Слайд 11
Второй период
Окончательно надежды на либерализацию режима рухнули в
1968 г., когда на территорию Чехословакии, провозгласившей курс на
демократические и экономические реформы, были введены советские войска. 25 августа 1968 г. на Красной площади в Москве восемь человек: К. Бабицкий, Л. Богораз, В. Делоне, В. Дремлюга, П. Литвинов, В. Файнберг, Н. Горбаневская, Т. Баева- устроили молчаливую сидячую демонстрацию, основным лозунгом которой стали слова «За вашу и нашу свободу». Демонстранты были арестованы сотрудниками милиции и КГБ, избиты и доставлены в отделение милиции. Семеро из них поплатились свободой за участие в акции протеста.
Слайд 12
1968 г., начало издания под редакцией Натальи Горбачевской
машинописного бюллетеня «Хроника текущих событий», публиковавшего материалы о нарушении
прав человека в СССР.
1970 г., создание первой правозащитной организации -Комитета прав человека в СССР, в состав которого вошли Андрей Сахаров, Александр Солженицын, Александр Галич и др.
Комитет прав человека И.Г. Шафаревич (слева), А.Д.Сахаров, Г.С.Подъяпольский. Москва, 1973
Слайд 13
«Диссидентские кухни» заменили многим людям неприемлемые для советского строя
институты и учреждения: свободные лектории, выставочные залы для неформального
искусства, клубы, бары, службы знакомств, исповедальни, концертные залы. Бурные дискуссии, литературные и музыкальные вечера, семинары по всем отраслям знания, обсуждения новостей, которые невозможно было узнать из советской прессы, и самиздатовской литературы - все это было приметой времени.
Слайд 14
Третий период
Идейные направления диссидентского движения
I. Историк Рой Медведев
(ленинско-коммунистическое): либерализация советского общественного строя путем правительственных реформ -
за социализм с человеческим лицом.
II. Физик Андрей Сахаров (либерально-демократическое), «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе»: мирное сближение двух общественно-политических систем в единое плюралистическое общество - за конвергенцию социализма и капитализма.
III. Писатель Александр Солженицын (религиозно-националистическое), «Открытое письмо вождям Советского Союза»: возвращение к национальным дореволюционным ценностям и нормам жизни - за установление сословной беспартийной монархии, возрождение православия, семьи и величия России.
Слайд 15
Рой Медведев
Андрей Сахаров
Александр Солженицын
Слайд 16
Правозащитное движение в СССР в конце 70-х -
начале 80-х
С начала 70-х гг. аресты правозащитников в
столице и крупных городах значительно усилились. Начались особые «самиздатские» процессы.
В середине 70-х годов начался новый этап диссидентского и правозащитного движения, который можно назвать «хельсинским».
1974 г., выступление на Балтийском флоте группы моряков корабля «Сторожевой» под руководством капитана Валерия Саблина.
В 1976 году физиком Юрием Орловым была создана общественная группа содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР.
Слайд 20
Борьба советских властей с диссидентским движением
Борьбой с диссидентским
движением занималось созданное по инициативе Ю. В. Андропова 5-е
управление Комитета государственной безопасности.
Основными мерами подавления диссидентства были:
1) Уголовное преследование и заключение в места лишение свободы.
2) Запрет на творческую деятельность.
3) Помещение в психиатрические лечебницы.
4) Высылка за границу.
Слайд 21
Причины слабого распространения диссидентского движения в СССР
- Укорененность
в сознании народа советских реалий.
- Относительное материальное благополучие жизни
совете граждан по сравнению с временем войны, голода и репрессий.
- Нелегальное положение диссидентов, отсутствие возможности открытого распространения своих идей.
- Наличие у государства мощного репрессивно-карательно и идеологического аппарата, направленного на подавление диссидентского движения.
- Идейная и организационная разобщенность диссидентов.