Слайд 2
ДРЕВНЯЯ
ИНДИЯ
В Индии во второй половине II тысячелетия до
н. э. наряду с упадком древней цивилизации в долине
Инда возникают и развиваются классовые общества в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада.
Слайд 3
ОБРАЗОВАНИЕ ВЕДИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
За Индской цивилизацией последовал ведический период, продолжавшийся
вплоть до V века до н. э. Ведическая цивилизация послужила основой для индуизма и других культурных
аспектов раннего индийского общества.
Начиная с VI века до н. э. на территории Индии появилось множество Махаджанападов — независимых королевств и республик. В III веке до н. э. большая часть Южной Азии объединилась в Империю Маурьев под управлением Чандрагупты Маурьи.
Наибольшего расцвета империя достигла при правлении буддийского царя Ашоки. В начале II века до н. э. Индия пережила череду нападений со стороны Центральной Азии, результатом которых стало образование на территории Индийского субконтинента Индо-греческого, Индо-скифского и Индо-парфянского царств, а также Кушанской империи.
Начиная с III века в истории Индии начался период правления династии Гупта, который принято считать «золотым веком» Индии.
Слайд 5
ХОЗЯЙСТВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Основа хозяйства – оросительное земледелие по
берегам рек (выращиваемые культуры – рис, ячмень, просо, пшеница,
горох, сахарный тростник, лекарственные растения)
Высокий уровень развития агрономических знаний (специалисты-агрономы тщательно учитывали параметры погоды и количество осадков, необходимых для той или иной культуры)
Сохраняются древние сельские общины, члены которых связаны круговой порукой. Постройка дорог, плотин и каналов выполнение многих повинностей были тяжкой обязанностью общинников
Развитие ремесленного производства (изготовление орудий из железа, ткачество из дикого хлопка, производство шёлка)
Слайд 6
ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Строительство культовых сооружений и дворцов
Ведение внешней
торговли (Персия, Китай)
Борьба со стихийными бедствиями
Распределение земельной собственности. Особые
«надзиратели за земледелием» должны были наблюдать за посевами. Землю можно было продавать, дарить, сдавать в аренду. Арендная плата взималась обычно в виде определенной доли урожая
Регламентация ремесленного производства. Свободные ремесленники объединяются в особые группы, напоминающие позднейшие гильдии или цехи. Эти гильдии (срени) управлялись советами и начальниками, которые регламентировали цены и качество изделий
Учет в управлении имущественных и кастовых различий
Слайд 7
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИЕРАРХИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Царь – юридический собственник земли
При
царе существовал совет — паришад — из представителей знати
семей рабовладельческой аристократии. Паришад имел лишь совещательные функции
Царские чиновники управляли городами, провинциями и селами на основе сборников законов — наставлений и вед
Крестьяне и ремесленники – низшая ступень управленческой иерархии (в их подчинении – только немногочисленные рабы)
Слайд 8
КАСТОВАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Каста — сословие или раса, на которые распадается население Индии
В
период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200
до н. э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами» (санскр.цвет»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих)
Слайд 10
КАСТОВАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
В Древней Индии насчитывалось около
90 каст, впоследствии их число увеличилось до 200. В
последний раз сведения о числе каст были опубликованы в 1931 (3000 каст). Но эта цифра не обязательно включает все местные подкасты, которые функционируют как самостоятельные социальные группы
Слайд 11
ИСТОЧНИКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
«Манавадхармашастра» («Законы Ману») (II в. до
н.э. – II в. н.э.)
«Артхашастра» («Наука политики»)
(IV-III в. до н.э.)
Слайд 13
«МАНАВАДХАРМАШАСТРА»
Действующий свод дхарм (законов, религии, правил, регламентов, обычаев
или наставлений) для всех индийцев по широкому кругу вопросов
Наряду
с общими повествованиями о происхождении мира и общества, об источниках дхарм и изучении вед, дхарм для представителей различных сословий древнекитайского общества, трактат содержит дхарму для царей
Изложены основы политики, управления государством в военное и мирное время, цели царской власти, указаны качества, которыми должен обладать правитель, распорядок его дня
Слайд 14
«МАНАВАДХАРМАШАСТРА»
рассматриваются по существу все кадровые проблемы в комплексе,
т. е. излагаются вопросы оценки потребности в кадрах управления,
формулируются требования к управленческим кадрам, принципы подбора и расстановки кадров, цели, задачи и методы их подготовки к деятельности в системе управления, приводятся различные системы вознаграждения, характеристики разных стилей управления, вопросы делегирования полномочий
указаны семь случаев, при которых человек становился рабом (даса) — военнопленный (дхваджарта), за содержание (бхактадаса), рождённый в доме (грихаджа), купленный (крита), подаренный (датрирна), доставшийся по наследству (пайтрика) и в силу наказания (дандадаса). Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными. Дети рабыни считались собственностью хозяина.
Слайд 15
«МАНАВАДХАРМАШАСТРА»
Главной задачей царя являлась охрана его подданных, за что
он имел право назначить им налог (бали), однако он должен
был быть умерен в его сборах. Также ему вверялось осуществление правосудия с помощью опытных брахманов, он являлся опекуном всех малолетних, больных, вдов. Царю предписывалось почитать брахманов, знающих Веды и поступать по их совету. Царь также назначал ряд должностных лиц и контролировал их деятельность
«Ману-смрити» написана на санскрите, содержит 2684 стихов (шлок), которые разбиты на 12 глав:
I глава описывает представления о происхождении Вселенной, сословий (варн), человеческого общества;
II — правила жизни в период обучения;
III-IV — правила жизни семьянина-домохозяина;
V — некоторые религиозные нормы;
VI — правила жизни отшельника;
VII — наставления об обязанностях царя и управлении государством;
VIII — наставления о судопроизводстве и юридической практике;
IX-X посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;
XI — предписания о покаяниях и обетах во искупление совершённых грехов;
XII — описание посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.
Слайд 16
«МАНАВАДХАРМАШАСТРА»
«Надо назначить семь или восемь сановников, наследственных, знатоков
шастр, храбрых, опытных в военном деле, родовитых, испытанных. Вместе
с ними следует постоянно обдумывать обычные (дела), мир, войну, стхана, взимание налогов, охрану (страны) и обеспечение приобретенного. Узнав мнение каждого из них — в отдельности или совместно, следует самому выбрать при исполнении дел полезное для себя...»
«Надо назначить также других служащих — честных, умных, собирающих богатства надлежащим образом и хорошо испытанных. Сколько человек нужно для надлежащего исполнения дел, столько способных, предусмотрительных и неумолимых и надо назначить. Из них следует назначить храбрых, способных, родовитых, честных в делах в рудники и мастерские, робких — во внутренние покои дворца»
«Следует назначить старосту для (каждой) деревни, управителя 10 деревень, управителя 20 и 100, а также управителя 1000. В каждом городе надо назначить одного, думающего обо все делах, высокого по положению, грозного на вид, подобного планете среди звезд»
Слайд 18
«АРТХАШАСТРА»
древнеиндийский политический и экономический трактат, составителем которого считается Каутилья (Кауталья,
Чанакья или Вишнагупта) — главный советник императора Чандрагупты Маурьи (321—297 года до н. э.)
Каутилья
из всех критериев успешного управления отдавал предпочтение именно материальной выгоде, или пользе («артха»), считая ее главной, ведущей целью любого управления
«Артхашастра» — это общий термин, которым индийцы называли сочинения, посвященные различным вопросам государственного управления (политическим, юридическим, административно-хозяйственным)
Слайд 19
«АРТХАШАСТРА»
«Артхашастра» — большое произведение, состоящее из 15 отделов,
или книг. Каждый отдел, в свою очередь, имеет разделы
и главы. Всего насчитывается 150 глав, 180 разделов, или 6000 стихов (в число последних включается общее количество фраз трактата)
1-й отдел «Артхашастры» начинается вступительной (первой) главой, где дано перечисление отделов и разделов всего трактата и излагаются правила поведения царя. В этом отделе содержатся разделы и главы об общении с учеными, назначении министров и советников, об испытании их честности, назначении тайных агентов и руководстве ими, о направлении послов, о наблюдении за царскими сыновьями, о царском жилище и самосохранении царя.
2-й отдел, наиболее обширный, говорит об обязанностях многочисленных надзирателей в промышленности, сельском хозяйстве, судоходном и военном делах, а также надзирателей за мерами веса, пошлинами и податями и др.
3-й и 5-й отделы отражают вопросы государственной политики и суда. В них рассматриваются действия тайных агентов и утонченные средства государственной политики, принципы тайных наказаний, пополнения казны, поведения придворных, укрепления государства, единовластии и др.
Слайд 20
«АРТХАШАСТРА»
4-й и 8-й отделы говорят об устранении препятствий
на пути к общественному порядку, о наблюдении за ремесленниками
и купцами, о стихийных бедствиях и борьбе с ними, об охране нравов, о различных допросах, пытках, о наблюдениях за всеми ведомствами, способах наказания, о наказаниях за различные проступки, о задержании по подозрению и расследовании случаев внезапной смерти, о различного рода бедствиях (стихийных, внутренних), о беспорядках, подрывающих основы государства и власти царя и нарушающих спокойствие его державы.
6-й отдел посвящен основам государственности, он повествует о совершенствовании основ государства, о мире и труде.
7-й, 9-й, 10-й, 12—14-е отделы посвящены вопросам войны и внешней политики.
11-и отдел излагает образ действий по отношению к союзам и объединениям, а именно действия, вызывающие разногласия в объединениях и применение тайных карательных мер.
15-и отдел посвящен методике трактата и различным научным методам.
Слайд 21
«АРТХАШАСТРА»
высокопоставленные лица должны были служить в равной мере
3 главным целям, или установкам в жизни человека: законности
(или религии), пользе (или богатству) и любви (или наслаждениям): «Пусть он (царь) отдается любви, не нарушая закона и пользы; пусть он не будет лишен наслаждения или пусть в равной мере отдается трем целям, части которых связаны друг с другом. Ибо одно из трех, чрезмерно чтимое, вредит себе и двум другим»
Излагаются процедуры оценки кандидатов на должность министров, осуществляемые с помощью доверенных людей и тайных агентов (рекрутеров). «Их родину и способность к руководству пусть царь выяснит через доверенных людей; их искусство в ремесле и остроту в научном знании — от людей с одной с ними специальности; пусть выяснит красноречие, самоуверенность, искусство в ответах, в разговоре, из общения — честность, доброту, устойчивость в преданности; от сожителей пусть выяснит добродетель, силу, здоровье, стойкость, отсутствие упрямства и легкомыслие; лично — приветливость и неспособность вызывать ссоры; пусть выяснит ум, память, ловкость — по приступу к работе; в бедствии пусть выяснит предприимчивость, храбрость, выносливость»
Слайд 22
«АРТХАШАСТРА»
приводятся требования к личным и деловым качествам высших
руководителей — министров, главных советников, послов, домашнего жреца. Например:
«Местный житель, развитый, легко руководимый, искусный в ремеслах, прозорливый, умный, с хорошей памятью, ловкий, красноречивый, самоуверенный, искусный в ответах, одаренный предприимчивостью и храбростью, выносливый, честный, преданный, доброжелательный, сильный, здоровый, стойкий, но не упрямый и не легкомысленный, с приятным обращением, не ссорящийся — это совершенный министр. Лишенные четверти и половины этих достоинств — это средний и плохой министры»
описывается порядок разработки важнейших решений: «Всякое начало дела предваряется совещанием. На совещании разбирается то, что еще не стало известным. Необходимо совещаться со старцами, преуспевающими в знании»