Слайд 2
Проблема культурного диалога между Византией и Древней Русью
и степень влияния Византийской империи на культурное развитие древнерусского
государства продолжает оставаться одной из ведущих в Отечественной истории на всем протяжении познания феномена русской культуры. Историки не раз описывали экономические, политические, религиозные факторы, которые позволили Руси стать могущественным государством. А роль, которую сыграла Византия, может расцениваться как один из важнейших факторов формирования русской истории и культуры.
Слайд 3
Если говорить о культурном взаимодействии и взаимовлиянии между
Русью и Византией, то самым значительным результатом взаимоотношений между
двумя государствами стало принятие Русью православия — одной из важнейших основ византийской культуры.
Слайд 4
Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь
исторического развития, принятие христианства означало в то время приобщение
к многовековой и высокой культуре Византии.
Слайд 5
На разных этапах развития древнерусской культуры степень воздействия
византийской культуры то возрастала, то шла на убыль. Временем
наиболее активных контактов Руси и Византии в сфере художественного творчества был конец X-XII вв. Киев являлся в это время центром культурных контактов Руси и Византии. Киевские князья (Владимир, Ярослав Мудрый и др.) стали приглашать из Византии греческих мастеров: ювелиров, зодчих, живописцев, резчиков по камню, мозаистов. С их помощью в Киеве началось строительство храмов и дворцов.
Слайд 6
Византийское влияние наиболее ярко проявилось в архитектуре Древней
Руси. В конце X-XI вв. было воспринято византийское каменное
зодчество с его сложным типом крестово-купольного храма, совершенной системой перекрытий, высочайшей для того времени строительной техникой. В отличие от романской архитектуры Западной Европы, где в это время лишь в отдельных регионах происходил медленный и трудный процесс перехода от деревянных конструкций к каменным сводам. Киевская Русь очень рано получила от Византии почти в готовом виде изощренную систему сводчатых и купольных перекрытий, здания тонкой, изысканной пространственной конфигурации и большой высоты.
Слайд 7
Первым каменным храмом на Руси был построенный в
Киеве в 989 - 996 гг., т.е. сразу после
принятия Русью христианства, храм УСПЕНИЯ Богородицы (Десятинная церковь). Как сообщает летопись, храм был сооружен греческими мастерами. В 1031-1036 гг. греки возвели в Чернигове собор Спаса Преображения - самый Византийский, по мнению СПЕЦИАЛИСТОВ, храм Древней Руси.
Слайд 8
Вершиной южнорусского зодчества XI в. стал собор Святой
Софии в Киеве. Он был призван возродить на киевской
земле традиции главной святыни православного мира - Софии Константинопольской. Как и Софийский собор в Константинополе символизировал победу христианства и могущество византийских императоров, так и София Киевская утверждала торжество православия в Древней Руси и силу великокняжеской власти. Но художественное воплощение этой концепции было иным. Созданная греческими и русскими мастерами, София Киевская, представляющая собой огромный пятинефный храм с просторными хорами, охватывающими и боковые нефы, не имеет прямых аналогий среди памятников церковного зодчества Византии. При сохранении византийской основы крестово-купольного храма Софийский собор в Киеве знаменовал постепенный отход древнерусского зодчества от византийских образцов.
Слайд 9
В древней русской живописи византийское влияние было более
длительным и устойчивым, чем архитектура. Византия не только ознакомила
русских художников с техникой мозаики, фрески, темперной живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась православной церковью. Артели художников, в которые входили русские и греческие мастера, работали, обычно следуя византийским образцам, так называемым подлинникам.
Слайд 10
Литература Киевской Руси поражает богатством как переводных, так
и оригинальных произведений. Особое значение имела византийская литература, еще
сохранявшая, пусть видоизмененными, античные традиции. Древняя Русь получила в свое распоряжение переводы многих библейских книг, составлявших основу мудрости в Средние века, сочинения православных отцов церкви - Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина. У них русские книжники почерпнули основы античной философии в соединении с библейскими представлениями. Вопросы о двух началах в человеке - духовном и телесном, о причинности в мире и в жизни человека - решались исходя из провиденциальности библейской концепции: на первое место ставилась воля Бога, но признавались и необходимость, судьба, счастье, случайность.
Слайд 11
В процессе взаимного политического, экономического и культурного общения
Древняя Русь восприняла от Византии символ её государственности –
Двуглавого орла, который и сегодня является гербом Российской Федерации.