Слайд 2
Учебные и воспитательные задачи:
1. Сформировать у обучаемых представление
об особенностях становления и развития средневекового государства и права
в странах Западной Европы.
2. Ознакомить обучаемых с характерными чертами общественно-государственного развития стран Восточной цивилизации.
3. Ознакомить курсантов с характерными особенностями становления мусульманского права.
4. Способствовать формированию у обучаемых исторического мышления и правовой культуры.
Слайд 3
Литература:
а) основная:
1. Батыр К. И., Исаев И. А.
и др.; Под ред. проф. К. И. Батыра. История
государства и права зарубежных стран: Учебник. – М.: Изд-во "Проспект", 2004.
2. Ражев Ю. Д. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций, часть 1. – Орел: Академия ФСО России, 2005.
б) дополнительная:
1. История государства и права зарубежных стран: Ч. 1: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н. А. Крашенинниковой и проф. О. А. Жидкова. – М.: Издательская группа "НОРМА-ИНФРА*М", 1998.
2. История государства и права зарубежных стран (конспект лекций). – М.: "Приор-издат", 2004.
Слайд 4
Вопрос 1.
Общая характеристика средневекового государства
в
Западной Европе
Слайд 5
Падение Западной Римской империи означало окончательное крушение античных
политико-правовых порядков и гибель цивилизации, представлявшей собой высшее достижение
древнего мира. На смену приходят средние века, когда западноевропейское общество надолго было отброшено назад и вынуждено было проделать новый виток развития к централизованным национальным государствам.
Развал Римской империи сделал возможным выход на политическую арену Западной Европы новых этносов и народов. Они уступали римлянам в политико-правовой культуре, но сумели в средние века создать свои, неизвестные странам Востока и античному миру, исторически более перспективные формы организации экономической, социальной и политической жизни.
Периодизация средневековья связывается прежде всего с уровнем развития феодального способа производства (становление феодализма – раннее средневековье, расцвет феодализма – развитое средневековье, упадок феодализма – позднее средневековье).
Слайд 6
Значительную роль в формировании политического и правового сознания
в Западной Европе сыграли средневековые города. Наиболее бурный рост
городов относится к концу XI–XII вв., когда шло развитие ремесла и торговли, зарождались капиталистические отношения. История средневековых городов – это борьба городского населения за личную свободу, вольности и привилегии, политическое самоуправление, а в ряде случаев и за полную независимость.
Главным институтом в политической системе выступало государство. Его политическое значение и вес определялись тем, что королевская власть являлась единственным общепризнанным представителем страны и народа в целом. Закрепляя феодальные формы поземельной собственности, сословные привилегии феодалов, средневековое государство, как любое другое государство, осуществляло общесоциальные функции (поддержание мира, традиционного правового порядка и т. д.).
Слайд 7
Вопрос 2.
Основные черты средневекового права
в Западной Европе
Слайд 8
Средние века – это эпоха, когда в рамках
складывающихся национальных государств формировались основы национальных правовых систем. Именно
в средние века определились контуры крупных мировых правовых систем (семей права) – континентальной и англосаксонской, сложились их специфические правовые институты.
Cредневековое право основывалось на правовых обычаях. Расцвет феодализма в Европе в XI–XII вв. означал повсеместное преобладание обычного права. К этому времени в западноевропейском обществе были утрачены многие элементы правовой культуры, получившие когда-то широкое развитие в античном мире, и поэтому длительное время обычаи выражались в устной форме.
Особое место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры в средние века занимало каноническое право. Каноническое право отличалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Оно не знало государственных границ и соединяло в единое целое всех католиков. Каноническое право отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений.
Слайд 9
Новая жизнь римского права в Западной Европе (его
второе рождение) началась в XI–XII вв. В основе этого
процесса лежало оживление экономической жизни, особенно торговли. Римское право содержало в себе точные и готовые формулы закрепления абстрактной частной собственности и торгового оборота. Не случайно центром зарождения римского права стали города-республики Северной Италии, которые переживали в XI в. экономический подъем и представляли собой в то время наиболее развитый в хозяйственном отношении регион Европы.
Рецепцию римского права в конечном счете санкционировала и королевская власть, стремившаяся к централизации, следовательно, и к юридизации всей общественной и государственной жизни. Именно римское право в это время проявило себя как наиболее разработанное, универсальное и рациональное право, содержащее регуляторы, необходимые для общества в целом и для основных его групп.
Слайд 10
Вопрос 3.
Особенности развития государства и
права
в странах средневекового Востока
Слайд 11
Эволюция восточного общества шла особым путем, отличающим его
от развития феодального Запада. Господство социально-экономических и социально-политических традиционных
структур определяло замедленный характер этой эволюции. Ни одна из средневековых стран Востока (Индия, Китай, Арабский халифат, Япония) не достигла в эпоху средневековья европейского уровня позднего феодализма. Замедленный характер развития определил устойчивую многоукладность средневековых восточных обществ, длительное сосуществование патриархально-родовых, клановых, рабовладельческих, полуфеодальных и прочих укладов.
Специфику социально-политической структуре восточного общества придавала господствующая в том или ином обществе религиозная идеология. Своеобразие государства Арабского халифата и других государств мусульманского мира было непосредственно связано с их религией – исламом, исходящим из неделимости духовной и светской власти, что было органически связано с теократической идеей о всемогуществе, всесилии и неделимости самого Аллаха. Ислам определял в мусульманском мире всю духовную сферу мусульман. Так, религиозно-правовым основам мусульманского общества соответствовала особая социальная структура, характеризующаяся отсутствием системы наследственно передаваемых титулов и привилегий, избранности и пр.
Слайд 12
Универсализм ислама, основополагающая идея мусульманской идеологии и политической
теории о слитности духовного и светского определили и особое
место государства в исламском обществе, его безусловное абсолютное.
Праву средневековых стран Востока было присуще много общих черт. Прежде всего, это традиционность и консерватизм норм права и морали. Традиционность, являющаяся отражением медленной эволюции экономической структуры, создавала у людей убежденность в извечности бытия, высшей мудрости, завершенности правил общественного поведения. В самом отношении членов восточного общества к нормам права и морали была заложена одна из важных причин их тормозящего обратного воздействия на экономическую сферу. Проявлением консерватизма социальных норм права и морали была их тесная связь с религией: конфуцианством, индуизмом, исламом, а также внутреннее единство религиозных, нравственных и правовых предписаний.
Слайд 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы, рассмотренные на занятии, позволяют в последующем перейти
к изучению особенностей развития государственно-правовых систем средневековых стран. Характерной
особенностью средневекового периода является появление основных контуров современных правовых систем, восстановление исторической преемственности с позитивными достижениями Античного мира.
Особое место во всемирной истории государства и права занимает система мусульманской теократии. Первоначально ядром халифата была созданная Мухаммедом в начале 7 в. в Западной Аравии мусульманская община. В результате арабских завоеваний халифат превратился в огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большей частью Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большей частью Пиренейского полуострова. Халифат представлял собой государство, в котором господствовали феодальные отношения при сохранении сильных рабовладельческого и патриархального укладов.
В 7—10 вв. в халифате сложилась яркая и многообразная культура, имевшая огромное значение для развития мировой культуры. В 9 в. различный уровень экономического развития входивших в состав халифат стран, слабость хозяйственных связей между областями халифата, народно-освободительные, антифеодальные восстания, борьба внутри класса феодалов, обусловило распад единого халифата и привело к возникновению фактически самостоятельных феодальных государств.