Слайд 2
Восстановление централизованной системы управления
В ноябре 1964 г. пленум ЦК
отменил деление партийных организаций на сельские и промышленные. Были
восстановлены единые территориальные обкомы и райкомы. В 1965 г. были ликвидированы совнархозы и восстановлены 29 отраслевых министерств. Общее руководство экономикой, как и прежде, осуществлял ЦК КПСС посредством Госплана, Госснаба, Государственного комитета по ценообразованию.
Управление экономикой стало предельно централизованным.
Слайд 3
Восьмая пятилетка(1966-1970гг.)
В восьмой пятилетке началось проведение хозяйственной реформы.
Ее цель - укрепление самостоятельности предприятий и повышение материальной
заинтересованности работников. Если раньше основным плановым показателем был валовой объем произведенной продукции, то теперь работу предприятий стали оценивать по объему реализованной продукции, величине прибыли и рентабельности. Предприятия переводились на хозрасчет, основными принципами которого являлись самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление. К концу пятилетки почти все заводы перешли на хозрасчет.
Слайд 4
Март 1966 г. - XXIII съезд КПСС, на
котором учредили восьмую пятилетку.
Официальные итоги восьмой пятилетки оказались благоприятными.
Развернулось освоение нефтяных богатств Западной Сибири. Построена крупнейшая в мире Красноярская ГЭС. В целом за пятилетку в СССР было создано 1900 крупных промышленных предприятий. С 1968 г. все отрасли промышленности работали рентабельно. В будущем эту пятилетку назовут "золотой" и будут считать, что она самая успешная в истории СССР.
Слайд 5
Неоднозначность восьмой пятилетки.
В конце пятилетки обнаружилось, что три
четверти крупных строек начались еще до 1966 г., а для
их завершения необходимо как минимум семь лет. Из-за долгостроя распылялись средства, техника и технология устаревали уже к моменту пуска завода. В годы восьмой пятилетки был осуществлен «щекинский эксперимент». Предприятию определялся стабильный фонд заработной платы, а средства, сэкономленные благодаря повышению производительности труда и сокращению занятости, использовались для повышения зарплаты оставшихся работников. В итоге предприятия перешли на хозрасчет, но полновластие министерств возродилось. Чиновники опасались, что рост самостоятельности предприятий приведет к сокращению управленческого аппарата и лишит их должностей.
Слайд 6
Индустриальное развитие СССР в 1970-х гг.
К началу 1970-х гг.
Советский Союз вышел на первое место в мире по
производству угля и железной руды, стальных труб, цемента, гидравлических турбин, тепло- и электровозов, тракторов и комбайнов. В конце девятой пятилетки началось строительство 3200-километровой Байкало-Амурской магистрали. В 1974 г. состоялся пуск Усть-Илимской, а в 1978 г. — Саяно-Шушенской ГЭС. В 1979 г. вышла на проектную мощность крупнейшая в Средней Азии Нурекская ГЭС. К началу 1980-х гг. в СССР работали 12 атомных электростанций. Общее производство электроэнергии в СССР в 1970- х гг. возросло на 75%.
Слайд 7
Быстро, но ненадёжно
В 1965 г. в Западной Сибири добывалось
1 млн т нефти, в 1975 г. — 148 млн т,
а в 1982 г. — 353 млн т. СССР смог получить огромные доходы в твердой валюте. Полученные средства расходовались на приобретение оборудования, предметов потребления и продовольствия за рубежом. За 1960–1985 гг. доля сырья и топлива в советском экспорте возросла втрое, а доля машин и оборудования сократилась вдвое.
Высокие цены на мировом рынке оправдывали расходы, но ученые предупреждали, что бесконечно наращивать производство не удастся. Уже в конце 1970-х гг. прирост нефтедобычи замедлился, а в 1983–1984 гг. сошел на нет. С 1981 г. на мировом рынке начался постепенный спад цен на нефть, что предвещало советской экономике серьезные трудности. С конца 1970-х гг. начался спад и в угольной промышленности. В начале 1980-х гг. США и Китай обогнали Советский Союз по добыче угля.
Слайд 9
Опять проблемы
В 1970-х гг. в мире начался новый
этап научно-технической революции (НТР). Уровень экономического развития теперь зависел
от развития наукоемких отраслей. Однако в конце 1970-х гг. в СССР около трети работников в промышленности и почти половина в строительстве всё еще были заняты ручным трудом. Треть выпускаемых станков и машин устарела. Особенно велико было отставание от передовых стран в электронике и автомобилестроении.
Плановое государственное хозяйство оказалось слишком неповоротливым для быстрого внедрения достижений НТР. Если на Западе ассортимент промышленного производства полностью обновлялся за 6–7 лет, то в СССР это требовало 15–20 лет.
Слайд 10
А всё почему
Экономические затруднения объяснялись и непомерными военными
расходами вызванными стремлением поддерживать военный паритет со странами НАТО.
Большая часть машиностроения работала на военные нужды, а гражданское производство финансировалось по остаточному принципу. Работники оборонных предприятий 20 получали самые высокие зарплаты, в первую очередь обеспечивались жильем и снабжались дефицитными товарами, на военные заводы направлялось лучшее оборудование, там трудились самые квалифицированные инженеры и рабочие.
Слайд 11
Метод Злобина
Экстенсивное развитие экономики требовало все новых и
новых рабочих рук. Во второй полови- не 1970-х гг. приток
молодежи на производство снизился вследствие низкой рождаемости в 1960-х гг. В этих условиях особое значение приобретали трудосберегающие методы. Важнейшим среди них стал бригадный подряд, внедренный бригадой строителей Н.А. Злобина.
Хозрасчетные подрядные бригады возводили дома и предприятия «под ключ» в жестко определенные сроки, получали оплату по конечному результату, самостоятельно распределяли заработок. Производительность труда у них была в среднем на 16% выше, чем в обычных бригадах, а себестоимость работ — ниже. Метод Злобина пропагандировался в печати, внедрялся не только в строительстве, но и в промышленности. Однако повторилась история «щекинского эксперимента»: самостоятельность и высокие заработки подрядных бригад вызывали недовольство управленческих работников.
Слайд 13
Военное могущество СССР прирастало экстенсивными методами. Советский Союз
далеко превзошел западные державы по числу танков, но сильно
отстал в разработке высокоточного оружия.
Между тем в девятой пятилетке прирост производительности труда составил 34%, в десятой пятилетке — лишь 17% против запланированных 34%. В экономике возник порочный круг: технологическая отсталость требовала новых ресурсов, которые обходились все дороже, еще больше снижая эффективность производства.
Итог
Слайд 14
Сельское хозяйство СССР во второй половине 1960-х — начале
1980-х гг.
Сельское хозяйство оставалось самой неблагополучной отраслью. Пленум ЦК в
марте 1965 г. принял ряд решений, направленных на освобождение колхозов из-под мелочной опеки. Теперь устанавливался план продажи продукции по стабильным ценам на пять лет, а сверхплановую продукцию разрешалось продавать на 50% дороже. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию увеличились на 20%. Были ослаблены ограничения личного подсобного хозяйства колхозников, а приусадебные участки увеличены с 0,25 до 0,5 га.
Слайд 15
Не опять, а снова
В сельское хозяйство в 1965–1985
гг. были вложены гигантские средства. Закупочные цены повысились вдвое.
Колхозам и совхозам предоставлялись субсидии. Но если в 1970 г. колхозы получили 8,1 млрд руб. прибыли, то в 1980 г. — 0,2 млрд руб. убытка, поскольку цены на промышленную продукцию для сельского хозяйства возросли в 2–5 раз. Техника дорожала, но не становилась лучше. СССР производил больше всех в мире тракторов и комбайнов, но их не хватало: они постоянно ломались и подолгу простаивали из-за отсутствия запчастей. Значительная часть средств шла на неэффективные проекты, нужные только самим ведомствам. Например, мелиоративные работы, развернутые по инициативе Минводхоза на миллионах гектаров, привели во многих случаях не к росту плодородия, а к экологическим бедствиям, например к сокращению акватории Аральского моря.
Слайд 16
Только благодаря усилиям ученых и общественности в середине
1980-х гг. удалось остановить широко разрекламированный проект поворота северных рек
в Каспийское море, грозивший невиданной экологической катастрофой.
Слайд 17
Проблема деревень
Село по-прежнему резко уступало городу по уровню
комфорта. В большинстве сельских домов отсутствовали центральное отопление, газ,
водопровод и канализация. Решить эту проблему пытались путем ликвидации «неперспективных деревень» и сселения их жителей на центральные усадьбы колхозов. В результате удаленные земли переставали обрабатываться. Из-за тяжелых условий быта и труда, однообразности досуга деревенская молодежь уходила в города, а сельское население стремительно старело.
Слайд 18
Но главное заключалось в сохранявшихся пороках колхозной системы.
Провозглашенная самостоятельность колхозов все время нарушалась. Чем больше снижались
темпы роста производства, тем сильнее «нажимали» на колхозы партийные и государственные органы. Не случайно призывы к освобождению крестьян от излишнего контроля повторялись на пленумах ЦК в июле 1978 г. и в мае 1982 г. почти в одних и тех же формулировках. Поэтому все попытки заинтересовать колхозников в результатах общественного производства оставались безуспешными (за исключением немногочисленных передовых хозяйств). В деревне все шире распространялись хищения, пьянство, тунеядство.
Если в 1966–1970 гг. прирост сельскохозяйственного производства составил 21%, в 1976–1980 гг. — 9%, а в 1981–1985 гг. — всего 6%, что не могло обеспечить растущие потребности населения в продовольствии, а промышленности — в сырье.
Слайд 19
СССР превратился в крупнейшего в мире импортера продовольствия.
В 1973 г. закупки зерна за рубежом составили 13,2% от
его производства в стране, в 1981 г. — 41,4%. За 1970–1987 гг. импорт зерна возрос в 13,8 раз, мясопродуктов — в 5,2 раза, сливочного масла — в 183,2 раза. Снабжение продовольствием все сильнее зависело от нефтяного экспорта. В первой половине 1980- х гг. рост расходов на закупки продовольствия за границей даже привел к падению доли машин и оборудования в советском импорте с 26% до 20%. Для оплаты импорта зерна в неурожайные годы приходилось даже прибегать к внешним займам. Несмотря на это во многих районах страны на прилавках годами не бывало мяса, колбасы, масла и сыра, случались перебои с овощами, крупами и даже хлебом. Нормой стали талоны, ограничение отпуска продуктов в одни руки. Более или менее прилично снабжались лишь Москва, Ленинград и столицы союзных республик.
Слайд 20
Неудачная попытка спасения
В мае 1982 г. пленум ЦК
КПСС принял Продовольственную программу. Ставилась задача в течение 10 лет
полностью обеспечить страну продовольствием. Пять сельскохозяйственных министерств объединились в Госагропром, на местах были созданы агропромышленные объединения (РАПО). Все это привело лишь к созданию новых бюрократических ведомств, бесконтрольно распоряжавшихся огромными средствами. Были установлены надбавки к закупочным ценам. Но это не помогло отстающим укрепить производство. Напротив, дотации позволили слабым хозяйствам не заботиться о прибылях. В 1980 г. колхозы тратили на оплату труда 96% валового дохода (в 1965 г. — 64%).
Продовольственная программа оказалась мертворожденным документом. К середине 1980-х гг. развитие сельского хозяйства страны зашло в тупик. Решительный перелом был невозможен без отказа от неэффективной колхозно-совхозной системы и превращения крестьянина в подлинного хозяина на своей земле.