Слайд 2
Отец Франческо, Бартоломео Карло в конце 1715 года
принял предложение от российского посла поехать в Россию на три
года на службу к Петру I.
Слайд 3
Уже в феврале 1716 году Карло Растрелли прибыл
в Петербург с шестнадцатилетним сыном - своим ближайшим помощником.
Слайд 4
Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли
ни у себя на родине, ни в других странах
Западной Европы, да и нигде в мире не было в ту пору строительства, хотя бы отдаленно схожего по своим масштабам и смелости замысла с застройкой Петербурга.
Слайд 5
Первой самостоятельной работой молодого зодчего в Петербурге было
сооружение с 1721 по 1727 год дворца на Миллионной
улице для молдавского господаря Антиоха Кантемира.
Слайд 6
Между 1727 и 1730 годами Растрелли создает план
каменного дворца с садом для князя Ивана Долгорукого и
план нового здания Арсенала в Москве.
Слайд 7
По-настоящему дар Растрелли как искусного зодчего раскрылся в
царствование Анны Иоанновны.
Слайд 8
Первый заказ от всесильного фаворита императрицы Бирона Растрелли
получил весной 1732 года: выстроить на пустыре между Невским
и Большой Морской вместительный и подходящий манеж.
Слайд 9
Осенью 1734 года Бирон снова призывает к себе
архитектора для того, чтобы доверить ему возвести замок в
Курляндии в Руентале - день закладки дворца - 24 мая 1736 года.
Слайд 11
В конце февраля 1741 года Растрелли подготовил план
нового Летнего дворца, а в июне того же года
в торжественной обстановке состоялась его закладка.
Слайд 12
В ноябре 1741 года произошел очередной дворцовый переворот,
тот, что привел на высочайший трон дочку Петра I
Елизавету Петровну.
Слайд 13
В 1749 году Елизавета Петровна издает указ о
строительстве Смольного монастыря в Петербурге и поручает его Растрелли.
Растрелли не пришлось завершить сооружение собора: в 1757 году сооружение (начатое в 1748 году) приостановилось в связи с Семилетней войной. Несмотря на незавершенность строительства, Смольный монастырь не только по замыслу, но и по исполнению остается одним из самых значительных и цельных произведений Растрелли, одним из замечательных архитектурных ансамблей XVIII века.
Слайд 14
Работая над сооружением Смольного монастыря в декабре 1745
года, Растрелли получает новое приказание императрицы Елизаветы Петровны - активизировать
сооружение Верхних палат в Петергофе.
Слайд 15
15 июня 1752 года Елизавета Петровна впервой устроила
в обновленном Петергофском дворце прием. Присутствовавшие на нем придворные
и приглашенные гости были в восторге от внешнего великолепия и внутреннего убранства дворца.
Слайд 16
Но Петергофский дворец служил как бы подготовкой к
значительно больше значительному и цельному произведению зодчего - Большому
(Екатерининскому) дворцу Царского Села. Работы Растрелли в Царском Селе начались в 1748 году.
Слайд 17
Первоначально они заключались главным образом в переделках старого
дворца. С 1752 года Растрелли начал к новой перестройке
всего здания. Екатерининский дворец Царского Села - одна из грандиознейших дворцовых композиции XVIII века. По своим масштабам, цельности пространственного построения, единству фасадных мотивов и отделки интерьера, по необычной насыщенности архитектурных форм пластикой и цветом - это произведение Растрелли представляет собой явление единственное в своем роде.
Слайд 20
16 февраля 1753 года Елизавета Петровна издает указ
о строительстве нового Зимнего дворца. Однако прошло больше года,
в свое время чем был бесповоротно утвержден четвертый по счету план Зимнего дворца. По замыслу Растрелли, Зимний строится на Дворцовом лугу. Площадь перед дворцом окружит галерея с широким разрывом напротив него.
Слайд 22
Дворец - маковка русского барокко середины XVIII века,
его завершение и начало конца. Именно в Зимнем Растрелли
довел до совершенства те композиционные и архитектонические приемы, которыми пользовался все предыдущие годы.
Слайд 23
Как это ни парадоксально, но как раз Петр
III оказался единственным из всех государей и императриц, при
которых творил Растрелли, кто удостоил наградой архитектора за его труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Св. Анны. Это была последняя благосклонность фортуны к итальянцу.
Слайд 24
28 июня 1762 года к власти пришла Екатерина
II. С этого времени над головой Растрелли начали сгущаться
тучи. Ему перестали одаривать заказы, считая, что его манера барокко стал немодным. Обер-архитектор просит вручить ему отпуск, и 10 августа 1762 года Екатерина II подписывает надлежащий указ. Растрелли с семьей отправляется к себе на родину, в Италию. Через год он возвращается с тайной надеждой, что еще раз вернется к работе. Но за время его отсутствия обстановка ухудшилась. Растрелли узнает, в частности, о том, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. Он подает прошение об отставке. 23 октября 1763 года Екатерина II принимает заключение об отставке обер-архитектора Франческо Бартоломео де Растрелли с назначением ему пенсиона - тысяча рублей в год.
Слайд 26
В 1764 году Растрелли отправляется в Митаву, столицу
Курляндии, к своему старому покровителю и доброжелателю Эрнсту Иоганну
Бирону. Почти год он проработал в Митаве и Руентале. Но вскоре сынуля Эрнста Иоганна Бирона Петр, тот, что ныне управлял всеми делами, дал осознать, что хочет брать молодого архитектора. Это означало не что иное, как вежливый отказ от услуг Растрелли