Слайд 2
Образ жизни обитателей средневекового города разительным образом отличался
от быта средневековой деревни. Вместо церковного колокола ритм жизни
задавали городские башенные часы, которые громко отбивали каждую четверть часа.
Слайд 3
Вместо деревянных домишек в городе господствовала тесная, многоэтажная
застройка. Второй и третий этажи домов нередко нависали над
первым, почти лишая улицу солнечного света. За свою жизнь горожанин встречался с несравненно большим, чем сельский житель, числом людей разных профессий и социального положения.
Слайд 4
Центром жизни горожан была рыночная площадь. В торговых
рядах и лавках продавались самые разные товары. На рынке
можно было заключить сделку, воспользоваться услугами писца, купить в аптеке необходимые медикаменты.
Читать умели немногие, поэтому перед магазинчиками и лавками ремесленников вешали особые знаки, чтобы люди знали, что здесь продается. Подкова означала кузницу, зеленый куст – харчевню, ножницы – цирюльню и т. д.
Слайд 5
Рыночная площадь
На рыночной площади шумно отмечались празднества, читали
свои проповеди странствующие монахи. Именно здесь на Рождество и
Пасху ставились музыкально-драматические представления – литургические драмы (из них потом возник театр). Здесь выступали бродячие акробаты и жонглеры, пели свои песни поэты-певцы из ремесленных цехов.
Особенно популярными были «песни странствующих подмастерьев» - лирические и шутливые, плясовые, а порой и непристойные песенки про горожан. Автор одного из стихотворений говорил о дворянах, которые «чужой доблестью богаты, от предков по наследству взятой».
Слайд 7
Популярным литературным жанром был городской роман. В «Романе
о Лисе», например, под видом животных были выведены типичные
представители средневекового общества: крупный сеньор – медведь Бренн, злой и алчный рыцарь – волк Изегрин, умный и насмешливый горожанин – лис Ренар. Благодаря своей изворотливости и находчивости Ренар всегда выходил победителем в споре с теми, кто «обжора страшный и что дуб, как говорится, глуп и туп». Городской роман воспитывал чувство человеческого достоинства и осуждал привычку пресмыкаться перед знатью.
Слайд 8
В городе труд и богатство были признаками достоинства
человека. В отличие от церкви, которая рассматривала стремление к
наживе как грех, горожане считали, что следует копить деньги, как пчела мед. Вместе с тем стремление богато одеться, украсить свой дом дорогими вещами было для горожан средством хоть как-то уравнять разницу в происхождении между ними и дворянством.
Слайд 9
Жизнь делала горожан любознательными. Купцу необходимы были сведения
в различных областях знаний: по праву, географии, арифметике, иностранным
языкам. Ремесленник должен был знать счет и письмо, разбираться в свойствах материалов – металлов, шерсти, кожи, пеньки, меха. Для горожан недостаточно было опираться только на авторитет предков и традиции. Они также высоко ценили собственный опыт, знания, навыки и умения, заимствованные друг у друга.
Слайд 10
В городах возникла система светского образования. С XII
века городские школы, где преподавали учителя, прославившиеся своей ученостью,
стали превращаться в университеты. В отличие от обычных школ, здесь преподавался хотя бы один из трех специальных предметов: законы (право), богословие или медицина.
Для учебы в наиболее знаменитых университетах (в Болонье. Праге, Париже, Оксфорде, Саламанке) съезжались школяры со всех стран Европы. Преподавание велось на латыни, благодаря чему научные знания были доступны всем желающим.