Слайд 2
Исторический процесс — это последовательная череда сменяющих друг друга
событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
Слайд 3
Исторический процесс универсален:
От «добывания хлеба
до
изучения
насущного» планетарных явлений
«Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен
быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросовестно
действующим гражданином».
В. О. Ключевский
Слайд 4
Основа исторического процесса - события,
т. е. те или
иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни.
Всю
эту бесконечную череду событий в их неповторимом, присущем каждому из них облике изучает
историческая наука.
Слайд 5
философия истории –
еще одна ветвь обществознания,
изучающая
исторический процесс.
стремится выявить общую природу
исторического
процесса;
наиболее общие законы,
самые существенные взаимосвязи
в истории
(смысл и направленность
общественного развития) .
Слайд 6
социальная динамика
Социальные изменения — это переход тех или иных
социальных объектов из одного состояния в другое, появление у
них новых свойств, функций, отношений
социальное развитие - изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе
Слайд 7
ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ
линейное движение как восходящая или нисходящая
линия общественного развития.
Циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и
распада социальных систем
спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего.
Слайд 8
Рассеянная
мануфактура
фабрика
Производство
на дому
Индустриальное общество
Постиндустриальное
общество
Слайд 9
Формы социальных изменений
Эволюция — это постепенные, непрерывные изменения, переходящие
одно в другое без скачков и перерывов.
разновидность эволюционных изменений
-социальная реформа, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (институтов, учреждений, порядков и т. п.) при сохранении существующего общественного строя.
Социальная революция — это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества
революция приводит к замене старого общественного строя новым. Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных.
Слайд 10
ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИУМА
природные факторы - французский просветитель XVIII в.
Ш. Монтескье, считал определяющими;
духовный фактор - «Идеи правят миром», немецкий
философ Г. Гегель писал, что историей правит «мировой разум»;
материальные факторы - значение материального производства в развитии общества обосновывал К. Маркс.
Слайд 11
ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИУМА
техника и технология - переход общества
в новое качество они связали с «компьютерной революцией», развитием
информационных технологий, последствия которых проявляются в экономике, политике, культуре.
Слайд 12
Представленным выше взглядам противостоит позиция ученых, отрицающих возможность
объяснения исторических изменений каким-либо одним фактором.
(немецкий ученый М. Вебер )
Слайд 13
РОЛЬ НАРОДА В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
марксистская философия -
народные массы (трудящиеся)являются творцами истории;
формула «народ — творец истории» означает
широкую общность, соединяющую только те слои и классы, которые заинтересованы в поступательном развитии общества, например буржуазия;
русский историк В. О. Ключевский вкладывал в понятие «народ» этническое и этическое содержание.
Слайд 14
А. И. Герцен (1812—1870 гг.) писал, что народ — консерватор по
инстинкту,
«он держится за удручающий его быт, за тесные
рамы, в которые он включен...»
Русский философ Н. А. Бердяев (1874—1948 гг.) считал, что народ
может не иметь
демократических убеждений: «Народ может держаться совсем
не демократического образа мыслей, может быть совсем
не демократически настроен...»
Другая точка зрения на роль народных масс в истории:
Слайд 15
различие между понятиями «народ» и «масса»
Народ структурирован, осознает
себя в жизненных устоях, в своем мышлении, традициях.
Масса, напротив,
не структурирована, не обладает самосознанием, она лишена каких-либо отличительных свойств, традиций, почвы — она пуста.
(К. Ясперс)
Слайд 16
По мнению ряда философов, элиты играют особую роль
в управлении обществом, в развитии культуры.
Это сравнительно небольшое
число
лиц,
занимающих ведущее
положение в политической,
экономической, культурной
жизни общества.
Слайд 17
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Под группой людей я
подразумеваю известное число людей, объединенных общим интересом или общим
делом».
Т. Гоббс
Слайд 18
Интересы могут различаться по своей направленности:
государственные, политические, экономические,
духовные;
могут быть реальными и мнимыми;
могут носить прогрессивный
и регрессивный, или консервативный, характер.
Слайд 19
устойчивые и длительно существующие группы людей:
классы (рабы — рабовладельцы,
феодалы — крестьяне и др.);
племена, народности, нации;
сословия;
группы,
выделяемые по религиозному (протестанты, католики и др.),
возрастному (молодежь, пожилые люди и др.),
профессиональному (шахтеры, учителя и др.),
территориальному (жители какой-либо области) признакам.
Слайд 20
для защиты своих интересов социальные группы создают общественные
объединения
Под общественными объединениями понимаются формирования граждан, основанные на добровольном
участии, общности взглядов и интересов, самоуправлении, преследующие цели совместной реализации своих прав и интересов.
Слайд 21
Роль личности в истории:
«Понятие «великий» есть понятие относительное», —
писал русский философ Г. В. Плеханов.
«О великом человеке судят только по
его главным деяниям, а не по его ошибкам».
Ф. Вольтер