Слайд 2
Почему Древнерусское государство называют «Киевской Русью».
На заре отечественной
истории Древнерусское государство называлось просто «Русью». Название «Киевская Русь»
введено учеными. Но поскольку это название оказалось весьма удобным, то оно вошло в широкое употребление.
Слайд 3
С 9 по 12 столетие Киев стоял во
главе большого государства. Киев стал колыбелью истории и культуры
русского, украинского и белорусского народов. Говоря «Киевская Русь», мы сразу представляем первые века нашей родной истории.
Слайд 4
Киевская Русь — это наши древнейшие и величайшие
святыни, исторические памятники, культурные связи с другими странами. Недаром
со времен князя Олега
Киев называется матерью городов русских.
Н.К.Рерих. Городок
Слайд 5
Один из первых вопросов «Повести временных лет»: «Кто
в Киеве первым стал княжить?». На этот вопрос Нестор-летописец
отвечает народным преданием о трех братьях — основателях Киева.
Первый князья в Киеве
Основатели Киева - Кий, Щек, Хорив
и сестра их Лыбедь
Слайд 6
На месте будущей столицы Древней Руси жили поляне
— одно из восточно-славянских племен, которому
Нестор придает особое
значение.
Слайд 7
«И были три брата: один по имени Кий,
другой — Щек
и третий — Хорив, а сестра
их была Лыбедь.
«И быша три братья...». Миниатюра Радзивилловской летописи
Слайд 8
Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев,
Подъем
Боричев
Слайд 9
а Щек сидел на горе, которая ныне зовется
Щековица,
Подол с Олеговской (Щековицы)
Слайд 10
а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по
нему Хоривицей».
Замковая гора, Хоривица
Слайд 11
Эти братья, как повествует Нестор, построили городок и
во имя старшего брата назвали его Киев.
Памятник-фонтан в Киеве
основателям города
Слайд 12
Вокруг города был лес, поляне ловили там зверей.
Братья-основатели города называются летописцем
«мужами мудрыми и смысленными».
Н.К.Рерих. Славяне
Слайд 13
Летописное свидетельство о трех братьях-основателях Киева подтверждается археологическими
раскопками, показавшими, что Киев сложился из трех первоначально самостоятельных
поселений.
Раскопки в Киевской крепости
Слайд 14
В 1982 году киевляне праздновали 1500 лет основания
города. Если мы сопоставим свидетельство Нестора-летописца и то, что
говорят археологи о древности Киева, то можем сделать вывод: предания народные хранятся веками, и их нельзя не учитывать при изучении родной истории.
Скульптурный монумент основателям Киева – братьям Кию, Щеку и Хориву, а также их сестре Лыбеди
Слайд 15
Призвание варягов
Как мы знаем, у славянских племен были
разные названия. Некоторые историки предполагают, что «рос» или «рус»
—
это наименование одного из славянских племен.
Другие ученые производят слово «Русь»
от названия речки Рось — притока Днепра.
Река Рось
Слайд 16
Существует много и других предположений. Вопрос этот не
простой, потому что с ним связан самый важный вопрос
—
как образовалось Русское государство.
Древний Киев
Слайд 17
«Повесть временных лет» содержит рассказ о призвании из
Скандинавии варяжских князей, с которыми по летописи связывается начало
русского государственного устройства.
Слайд 18
В 18 столетии некоторые ученые считали, что варяги-русь, о
которых говорит летописец, это не какое-то скандинавское
племя, а
военные дружины скандинавов. Но есть и другое мнение. М.В. Ломоносов считал, что варяги-русь сами
имеют славянское происхождение.
Слайд 19
Из этих двух мнений впоследствии выросли две научные
школы: норманнская и славянская. Ученый спор между школами заставил
тех, кто изучает родную историю,
искать новые источники и более тщательно изучать
и сверять уже известные исторические сведения.
Н.К.Рерих
Славяне
Слайд 20
Рюрик – первый русский князь
О Рюрике говорит летописец
Нестор. По его рассказу, в 859 году из-за моря
пришли варяги и наложили дань
на славян, на чудь, мерю и кривичей.
Слайд 21
Эти племена изгнали варягов и начали сами управляться,
но «не было среди них правды,
и встал род
на род,
и была у них усобица,
и стали воевать
друг с другом».
И. Архипов. Войны с соседями
Слайд 22
Тогда решили они поискать себе князя, который бы
управлял
ими и судил их по правде. Пошли они
опять-таки за море к варяжскому племени, которое называлось русью.
Слайд 23
И пригласили варяжских князей такими словами: «Земля наша
велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите
княжить и владеть нами».
Рюрик, Синеус и Трувор принимают послов. Гравюра
Слайд 24
Тогда собрались три брата Рюрик, Синеус и Трувор
и «взяли с собой всю Русь».
Заморские гости. Н.К.Рерих
Слайд 26
Синеус на Белоозере,
Ладья варягов в городе Белозерске
Слайд 28
И от варягов-руси славяне начали называться русскими,
а
земля их Русью.
А. Васнецов. Варяги
Слайд 29
Нестор-летописец указывает, что было это в 862 году.
Этот год обычно и считается годом основания русского государства.
В память об этом в Новгороде в 1862 году
был поставлен замечательный памятник «Тысячелетие России».
Слайд 30
Князья из рода Рюриковичей правили на Руси до
1598 года. Поэтому М.В. Ломоносов называет Рюрика «самодержавства Российского
основателем и праотцем многих государей». Династия Рюриковичей прервалась
со смертью сына Ивана Грозного.
Глазунов И.С. Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус
Слайд 31
Летописец Нестор говорит, что Рюрик «овладел всею властью»
в Русской земле. Он стал раздавать города
знатным дружинникам
своим.
Аскольд и Дир
Слайд 32
И было у него два дружинника — Аскольд
и Дир — не родственники его, а бояре. Они
отпросились со своими дружинами в Константинополь и, когда плыли по
Днепру, увидели на берегу небольшой город.
Н. Рерих.
Славяне на Днепре
Слайд 33
Аскольд и Дир спросили: «Чей это городок?». Тамошние
же жители ответили: «Были три брата, Кий, Щек и
Хорив,
которые построили городок этот и сгинули, а мы тут
сидим, их потомки, и платим дань хазарам».
Слайд 34
Аскольд же и Дир остались в этом городе,
собрали у себя много варягов и стали владеть землею
полян».
«Асколд же и Дир остаста в граде сем... и начаста княжити...». Миниатюра Радзивилловской летописи
Слайд 35
Умер Рюрик в 879 году.
Князь киевский Олег
Место гибели
Рюрика
О.В. Нагорная Воин с топором
Слайд 36
Перед смертью он передал княжение своему родственнику Олегу
и ему же поручил своего малолетнего сына Игоря.
Прощание с
Рюриком.
И.Глазунов. Князь Олег и Игорь
Слайд 37
Три года Олег находился в Новгороде, а потом
собрал
войско, отправился в поход на юг и достиг
Киева.
Там в это время княжили Аскольд и Дир.
Слайд 38
Летопись рассказывает, как Олег хитростью овладел Киевом. Подойдя
к городу, он спрятал войско, а сам приплыл к
киевскому берегу в небольшой лодке с маленьким Игорем и послал сказать Аскольду и Диру, что пришли купцы из Новгорода и хотят повидаться с родичами-варягами.
Слайд 39
Аскольд и Дир, ничего не подозревая, подошли к
лодке. Тут спрятавшиеся воины окружили их, а Олег, держа
Игоря на
руках, сказал: «Вы не княжеского рода,
но я княжеского рода».
Слайд 40
И велел убить Аскольда и Дира. А сам
завладел Киевом, сделал его своей столицей и сказал:
«Да
будет (этот город)
матерью городам русским!».
Слайд 41
Киевляне хорошо знали, где были погребены Аскольд и
Дир.
На Аскольдовой могиле впоследствии была построена
церковь Святителя
Николая, а рядом с могилой Дира —
церковь Святой Ирины.
Именно тут, по преданию, в 882г князь Олег убил Аскольда и Дира
Слайд 42
Олег был смелым и удачливым воином. Он подчинил
себе соседние племена, строил новые города и так
расширял
свои владения.
И. Архипов. Княжеская дружина
В. Килиниченко. Новгород торговый
Слайд 43
С покоренных племен он брал дань, то есть
определенный выкуп, иногда шкурками ценных зверьков, иногда серебром или
еще какими вещами, представлявшими в то время ценность.
При этом он и защищал эти племена от набегов хазар.
Н.К.Рерих
Полюдье
Слайд 44
Поход князя Олега на Византию
Олег воевал непрерывно, пытаясь
покорить все новые и новые племена. Последним делом князя
был его знаменитый поход на Византию в 907 году. По словам летописца, дружинники Олега ехали на конях и кораблях; кораблей было 2000,
и в каждом по 40 воинов.
Поход Олега на Царьград (Константинополь) Миниатюра Радзивилловской летописи
Слайд 45
При приближении русских греки замкнули гавань и закрыли
город. Дружинники Олега вышли на сушу и стали опустошать
окрестности, разрушать здания и храмы, мучить,
избивать и бросать в море жителей.
Н.К.Рерих. Бой
Слайд 46
«И вышел Олег на берег, и начал воевать,
и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и
разбили множество палат, и церкви подожгли. А тех, кого захватили в плен,
одних иссекли, других замучили, иных же застрелили,
а некоторых побросали в море, и много другого зла
сделали русские грекам, как обычно делают враги.
Слайд 47
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и
поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли
они паруса
и пошли по полю к городу».
«И повелел Олег воинам своим...». Миниатюра Радзивилловской летописи
Слайд 48
Греки испугались и заключили с Олегом мирный договор.
Этот договор о правилах торговли между греками и русскими,
о наказании за убийство и воровство, об обмене пленными и помощи при кораблекрушении — первый из известных юридический и дипломатический документ Древней Руси.
Слайд 49
Легенда о «вещем» Олеге
В знак победы, как гласит
предание, Олег повесил свой
щит на воротах Царьграда. Царьградом
на Руси называли столицу Византии — Константинополь.
А.Клименко. Триумф князя Олега
Слайд 50
Умер князь Олег в 912 году, вскоре по
возвращении из Царьграда. Летописец рассказывает при этом легенду, что
князь, по исполнившемуся предсказанию кудесника, умер от укуса
змеи, выползшей из груды костей любимого коня Олега.
В. М. Васнецов. Князь тихо на череп коня наступил…
Слайд 51
Эта легенда вдохновила А.С. Пушкина на прекрасное стихотворение
«Песнь о вещем Олеге», которое
хорошо бы всем знать
наизусть.
В. Васнецов. Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Слайд 52
Войны Игоря с печенегами. Миниатюра Радзивилловской летописи
Князь
Игорь
Преемник Олега князь Игорь был тоже очень воинственный, но
не такой удачливый, как Олег. При нем явились в первый раз
на землю Русскую печенеги — народ, который потом более полувека был страшным врагом наших предков.
Слайд 53
Печенеги в X веке пришли из Средней Азии,
с берегов реки Урала, и заняли все степи от
Дона до Дуная. Они не строили себе домов, но делали подвижные шатры или шалаши и пасли скот. В поисках травы для своего стада они быстро переселялись на новые места.
Слайд 54
Кони их бегали очень быстро, и сами они
плавали в реках, как рыбы. Это помогало им нападать
на соседей своих, быстро грабить, захватывать пленных и спасаться от погони. Игорю удалось заключить с печенегами мир, и они отошли к Дунаю.
Слайд 55
Важнейшим событием княжения Игоря был новый поход русских
на Византию. Всего Игорь совершил два похода, но первый
кончился бегством Игоря с малым числом уцелевших воинов. Греки победили, «применив какой-то чудесный огонь», спаливший корабли русских.
Походы Игоря на Византию
Слайд 56
Второй же поход был более удачным. Не доводя
дело до сражения, греки дали Игорю и его дружине
богатый
выкуп и заключили с ним договор, утвердивший
«любовь между греками и русскими».
Слайд 57
Из этого договора мы узнаем, что владения киевского
князя простираются на юге уже до самого Крыма и
Кавказских гор,
а на севере — до берегов Волхова; что среди языческого
войска Игоря было немало русских христиан, которые
давали клятву при заключении договора в
киевском храме Святого пророка Илии.
Присяга русичей и греков
Слайд 58
Смерть князя Игоря
Смерть Игоря летопись относит к 945
году. Не довольствуясь данью, уже полученной им с древлян,
Игорь с небольшой частью своей дружины вернулся однажды в древлянскую землю за новой данью.
Игорь собирает дань с древлян
Слайд 59
Но древляне, жители города Искоростеня, с князем своим
Малом во главе рассудили: «Когда волк привыкает
похищать овец,
то выносит все стадо, пока убит не
будет». И древляне убили Игоря и бывших с ним.
Убийство Игоря по приказу князя Мала у города Искоростеня. Миниатюра Радзивилловской летописи
Слайд 60
Игорь — первый русский князь, о котором кроме
Нестора пишут и иноземные писатели. Так византийский историк
Лев
Диакон даже подробно описывает смерть Игоря: древляне привязали его к верхушкам двух пригнутых друг к другу деревьев, а потом отпустили их,
и Игорь был разорван.
К.Васильев. Князь Игорь
Слайд 61
М.В. Ломоносов в «Древней Российской истории» первые три
главы посвящает жизнеописанию князей Рюрика, Олега и Игоря, подробно
пересказывает все сведения о них, которые оставил нам летописец. А глава, посвященная Игорю, заканчивается словами: «...и могила его видна была во времена летописателя российского Нестора». Это означает, что во времена Нестора, то есть почти через двести лет после кончины князя Игоря, люди знали и чтили его могилу.
Слайд 62
О чем могут рассказать договоры русских с греками
О
взаимоотношениях русских с греками в X веке свидетельствуют договоры,
заключенные от имени князей Олега, Игоря и Святослава. Два заключены от имени князя Олега в 907 и
911 годах, один — от имени князя Игоря в 945 году,
и один заключен князем Святославом в 971 году.
Переговоры об условиях мирного договора между Олегом и византийским императором Львом VI, и его братом Александром. Миниатюра Радзивилловской летописи
Слайд 63
Эти древнейшие источники по родной истории рассказывают нам
о времени военных столкновений Руси с Византией, о мирных
переговорах, о торговле, которую имела в то время Русь с Византией, о наказаниях, которые предусматривались для нарушителей соглашений между обеими странами, и о том,
как жили послы и купцы русские в Константинополе.
Константинополь
Слайд 64
Историки по этим договорам узнали очень много интересного
о наших предках, живших тысячу лет тому назад: как
именовались люди разных сословий, каковы были
тогда деньги, как совершалась торговля, как
поступали с пленными и многое другое.
Слайд 65
Как именовалась в договорах русская сторона
Русские в договорах
именовались «Русь», «Русская земля», «люди Русской земли», «все люди
русские». Причем, под именем «русских» упоминались не только славяне, но и люди неславянского происхождения, представлявшие Русь. Встречаются в
договорах и скандинавские имена варягов, служивших
на Руси или расселившихся в Русской земле. В начале
Игорева договора говорится так: «Мы от рода Русского!».
Б. Ольшанский. Рось великая
Слайд 66
Договоры Руси с Византией 907, 911 и 945
годов закрепляли военные успехи русских князей и обеспечивали
возможность
мирной торговли.
Слайд 67
Но, очевидно, не только возможность торговать привлекала русских.
Величие, духовные богатства и культурные сокровища Византии не могли
не привлекать молодую Русь.
Прием византийским императором Львом VI русских послов, показ им церковных святынь и богатств. Миниатюра Радзивилловской летописи
Слайд 68
Правила торговли русских сгреками
Русские послы обязаны были иметь
при себе в знак доверия от великого князя киевского
золотые печати, а русские купцы — серебряные. Печати имели официальное значение. Они свидетельствовали об ответственности правителей Руси за тех людей, которых они отправляли в Византию.
Сребреник. княжеский знак
Слайд 69
В летописях купцы называются «гости». Отсюда произошло и
слово «погост» — место, где останавливались торговцы-гости. Приезжающим запрещалось
«творить пакости в селах в нашей стране», то есть в Византии. Жили послы и все гости около монастыря Святого Маманта, который находился в пригороде Константинополя.
Правый берег Западной Двины. Памятный знак начала торгового пути «Из Варяг в Греки»
Слайд 70
Причем, первое место получали киевляне, второе — черниговцы,
третье — переяславцы и так далее в зависимости от
важности княжеского стола на Руси. Послы получали от императорского двора денежное содержание, а гости — пропитание: хлеб, вино, мясо, рыбу и фрукты. Купцы-гости содержание получали помесячно в течение полугода.
Купцы с соболиными шкурками
Слайд 71
Входить в город русские могли только через одни
ворота, группами не более 50 человек,
без оружия.
Ю.Лазарев. Послы
Русов
Слайд 72
Чиновник от греческого правительства составлял списки приезжих и
следил за законностью действий русских. Когда русские купцы-гости к
осени собирались домой, то император обязан был обеспечить им отъезд: давалось продовольствие и необходимое снаряжение в случае неисправности судов. Шелковых тканей можно было брать купцу не более 50 кусков.
Херсонес – крупный торговый центр Византии, бывшая торговая площадь
Слайд 73
Договоры показывают нам, как хорошо были развиты торговые
связи между Русью и Византией. Благодаря торговле русские быстрее
знакомились с жизнью и обычаями
православных византийцев.
Храм Софии в Константинополе
Слайд 74
О взаимной помощи
В договоре князя Олега с греками
имеется статья, которая говорит о том, как должны были
греки и русские оказывать помощь друг другу в случае опасности: «Если выкинута будет ладья сильным ветром на чужую землю и будет там кто-нибудь из нас, русских, и соберется снабдить ладью товаром своим и отправить вновь в Греческую землю, то проводим ее через всякое опасное место, пока не придет в место безопасное; если же ладья эта от бури или противного ветра задерживается и не может возвратиться в свои места, то поможем гребцам той ладьи мы, русские, и проводим с куплею их поздорову». Так же должны были поступать и греки.
Славянское судно