Слайд 2
*
Капитолийская волчица Древний Рим
500 до н. э.
Италия, Рим, Музей Капитолия
Слайд 5
Каков же он, человек той эпохи? Вот каким
его представляет известный римский оратор и общественный деятель Цицерон
(106— 43 гг. до н. э.) в трактате «06 обязанностях»:
«Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. Всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах... он... будет держаться справедливости и нравственной красоты»
Слайд 6
*
Капитолийский Брут
Древний Рим
210 - 190 до н. э.
Италия,
Рим, Палаццо Деи Консерватории
Слайд 7
*
Статуя Октавиана Августа из Прима Порта
Древний Рим
20 н.
э.
Ватикан, музеи Ватикана
Слайд 8
Октавиан Август из Прима Порта.
Отец Октавиана, Гай ОктавийОтец
Октавиана, Гай Октавий, происходил из богатого плебейскогоОтец Октавиана, Гай Октавий, происходил из
богатого плебейского рода, принадлежавшего к всадническому сословию; Юлий ЦезарьОтец Октавиана, Гай Октавий, происходил из богатого плебейского рода, принадлежавшего к всадническому сословию; Юлий Цезарь сделал его патрицием. Мать-Атия, была дочерью Юлии, сестры Цезаря, и сенатора Марка Атия Бальбина — родственника Гнея ПомпеяОтец Октавиана, Гай Октавий, происходил из богатого плебейского рода, принадлежавшего к всадническому сословию; Юлий Цезарь сделал его патрицием. Мать-Атия, была дочерью Юлии, сестры Цезаря, и сенатора Марка Атия Бальбина — родственника Гнея Помпея. Гай Октавий женился на ней вторым браком, от которого родилась и сестра Октавиана — Октавия МладшаяОтец Октавиана, Гай Октавий, происходил из богатого плебейского рода, принадлежавшего к всадническому сословию; Юлий Цезарь сделал его патрицием. Мать-Атия, была дочерью Юлии, сестры Цезаря, и сенатора Марка Атия Бальбина — родственника Гнея Помпея. Гай Октавий женился на ней вторым браком, от которого родилась и сестра Октавиана — Октавия Младшая (Младшей её называли по отношению к сводной сестре). Прозвище «Фурин» Октавиан получил в год своего рождения в честь победы отца над беглыми рабами Спартака, одержанной в окрестностях города Фурии. Имя «Октавиан» Август старался не употреблять, так как это напоминало ему, что в род Юлиев он попал со стороны, а не по прямому происхождению.
Слайд 9
Гай Ю́лий Це́зарь Октавиа́н А́вгуст
Основы искусства были
заложены в эпоху правления Октавиана Августа. Это время, отличающееся
высоким уровнем развития культуры, не случайно называют «золотым веком» Римского государства. Именно тогда создавался официальный стиль римского искусства, наиболее ярко проявившийся в многочисленных статуях Октавиана Августа.
Слайд 10
*
Римский писатель Светоний (ок. 70 — ок. 140
гг.) отмечал: «Он радовался, когда кто-нибудь под его пронзительным
взором, словно под ослепительными лучами солнца, опускал голову»
Слайд 11
Статуя Марка Аврелия — бронзовая древнеримская статуя, которая находится
в Риме в Новом дворце — бронзовая древнеримская статуя, которая находится
в Риме в Новом дворцеКапитолийских музеев.
Была создана в 160—180-е года.
Первоначально позолоченная конная статуя Марка АврелияПервоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуяПервоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она св. Константина.
Слайд 12
В XII веке статую перенесли на площадь ЛатеранаВ XII
веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский
библиотекарь ПлатинаВ XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла IIIВ XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III. Цоколь для статуи сделал Микеланджело.
Статуя лишь в два раза превышает натуральную величину. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще (поверх туники).
Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.
Слайд 13
*
В эпоху переоценки ценностей он так выразил свое
мироощущение:
«Время человеческой жизни - миг, ее сущность - вечное
течение, ощущение — смутно, строение всего тела — бренно, душа — неустойчива, судьба — загадочна, слава недостоверна»
(Из дневника «Наедине с собой»)
Слайд 15
Септи́мий Бассиа́н Карака́лла (186 (186—217 (186—217) — римский (186—217) — римский император (186—217) — римский император из династии Северов.
Один из самых
же жестоких императоров. Резкий поворот головы, стремительность движения и
напрягшиеся мускулы меи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию. Гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрительный взгляд из под лобья, массивный подбородок_ все говорит о без пощаадной жестокости императора.
Слайд 16
*
Портрет Каракаллы
Древний Рим
211 - 217 н. э.
Италия, Рим,
Национальный Римский музей
Слайд 17
*
Авл Метел
Древний Рим
110 - 90 до н. э.
Италия,
Флоренция, Археологический музей
Слайд 18
Бронзовая статуя Авла Метелла из музея Флоренции, также
исполненная этрусским мастером того времени, хотя и сохраняет еще
в пластической трактовке формы все особенности этрусского бронзового портрета, по существу, уже римский памятник, исполненный гражданственного общественного звучания, необычного для этрусского искусства. В бюсте Брута и статуе Авла Метелла, как и во многих портретах с алебастровых урн, сблизились границы этрусского и римского понимания образа. Здесь следует искать истоки древнеримского скульптурного портрета, выросшего не только на греко-эллинистической, но прежде всего на этрусской основе.
Слайд 19
Фигура мужчины зрелого возраста, которая оставляет открытым правое
плечо, и в тунике. В высокой обуви римского типа
со шнурками. Голова слегка повернута вправо. Волосы короткие, с небольшими прядями. Морщины на лбу, а также в углах рта и пустых глаз, которые должны были быть заполнены вставками из другого материала. Правая рука поднята и протянута вперед, с открытой кистью; левая рука с полузакрытой кистью опущена вниз, вдоль тела, под тогой. На безымянном пальце левой руки кольцо с овальной оправой. Левая нога немного согнута вперед. Приписывается аретинскому производству.
Слайд 20
*
Портрет "сириянки"
Древний Рим
Около 170
Россия, Санкт-Петербург, Эрмитаж
Слайд 21
Выразительный реалистический портрет, выполненный из мрамора, является прекрасным
примером глубокой и точной психологической характеристики и блестящего мастерства.
Тонкое продолговатое лицо с неправильными и даже некрасивыми чертами по-своему трогательно и привлекательно.
Слайд 22
*
Антиной
Древний Рим
117 – 134 н.э.
Слайд 23
*
Юный красавец Антиной - любимец императора Адриана. Во
время путешествия императора по Нилу он покончил жизнь самоубийством,
бросившись в Нил. Охваченный горем император учредил нечто вроде культа Антиноя. Возникла даже легенда, что юноша, чтобы отвлечь от императора грозное предсказание оракула, пожертвовал собой. Это нашло поддержку в массах, так как вновь возрождало культ гибнущего и возрождающегося бога.
Слайд 24
*
Мать с младенцем ("Матер-матута")
Древний Рим
450 до н. э.
Италия,
Флоренция. Археологический музей
Слайд 25
*
Изображение сидящей женщины с ребенком на руках -
этрусско-латинское божество Великой Матери ("Матер-матута"). Уже в этой скульптуре
проявились черты этрусского характера: приземистость пропорций, застылая напряженность фигуры. В композицию введены два крылатых сфинкса - излюбленный мотив этрусков - по обе стороны трона.
Являясь антропоморфной (то есть представленной в образе человека) урной-канопой, статуя связана с культом мертвых.
Слайд 27
Мисте́рии — богослужение — богослужение, совокупность тайных культовых — богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам — богослужение,
совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались
лишь посвящённые. Зачастую представляли собой театрализованные представления.
Мистерии Древней Греции Древней Греции представляют оригинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих пор являются загадками. Сами древние придавали громадное значение мистериям: лишь посвященные в них, по словам Платона: лишь посвященные в них, по словам Платона, блаженствуют после смерти, а по утверждению Цицерона —мистерии учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами.
Слайд 28
Вилла Мистерий. Помпеи. Древний Рим
Ок. 100 до
н. э. Италия, Помпеи
Слайд 29
*
Вилла Мистерий. Настенная живопись
Древний Рим
Ок. 100 до н.
э.
Италия, Помпеи
Слайд 32
Виллам присуща большая роскошь и отделка из драгоценных
материалов.
Неотъемлемой частью вилл была стенная живопись.
Различалось два типа
вилл: вилла рустика - сельская вилла, имеющая хозяйственный или промышленный характер, и вилла пеурбана - городская, предназначенная для отдыха и всевозможных развлечений.
Слайд 34
Мозаикой греки называли картины, посвященные музам.
Как вечны музы,
так должны быть вечны и эти картины, а поэтому
их не писали краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного стекла — смальты.
Слайд 35
Александрова мозаика — наиболее известная античная мозаика с изображением Александра МакедонскогоМакедонского в
битве с персидским царём Дарием III. Мозаика выложена из около
полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике когда кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.
Мозаика была обнаружена 24 октября1831 года
при раскопках античных Помпей в Италии на полу одного из помещений дома Фавна
В 1843 году перенесена в Национальный археологический музей Неаполя.
Слайд 36
*
Битва Александра Македонского с персами
Италия 100 до н.
э. Италия, Неаполь, Национальный археологический музей