Слайд 2
Особенности развития:
Местные культурные традиции уступают место общерусским;
более весомо
заявляют о себе мотивы патриотизма, национальной гордости;
сказывается растущее влияние
самодержавной тирании и крайностей крепостничества, опричного террора на культурную среду русского общества.
Слайд 3
Фольклор.
События той славной эпохи получили отражение в сказках.
в
“Сказке о Борме-Ярыжке” ее герой, простой русский человек, добывает
для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства в Вавилоне-граде.
Сказки прославляют ум, сметливость выходцев из народа (“Умный мальчик-судья”, “Огненный змей”, “Мудрая дева” и др.), некоторые сказки вошли в “Повесть о Петре и Февронии” .
Слайд 4
Пословицы и поговорки.
Пословицы, которые вписал царь Грозный в
свое послание старцам Кирилло-Белозерского монастыря: “Жалует царь, да не жалует
псарь”, “дати волю царю, ино и псарю”.
Слайд 5
Жанр исторической песни
Народ прославляет взятие Казани, особенно героев
штурма — пушкарей, Ермака Тимофеевича.
Царя народ, с одной стороны,
воспевает за воинские подвиги, расправы с боярами; с другой — отмечает его жестокий нрав; в целом же поддерживает за защиту единой России — “Московского царства”
Взятие Казани.
Слайд 6
Просвещение.
Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде,
монастыри;
“Мастера грамоты” появляются в городах и по деревням;
Учили сначала
азбуку, потом—Часослов (молитвы, богослужебные тексты по часам церковной службы), письмо, Псалтирь (псалмы царя Давида). На этом учение обычно заканчивалось.
Слайд 7
.
За нерадение учитель, в соответствии с обычаем, мог
и должен был “сокрушать ребра”, “учащать раны” ученикам своим.
Той же цели—внушению “книжной премудрости”—служила и “душеспасительная” розга.
Слайд 8
Учебники.
Появлялись руководства по грамматике — труды Максима Грека:
“Начало грамоты греческой и русской”, “Предисловие о буковице, рекше
о азбуце”, “Беседа о учении грамоте...”, “Сказание грамотичным степенем”;
появляется первое пособие по арифметике — “Книга, рекома по-гречески Арифметика, а по-немецки Алгоризма, а по-русски цыфирная счетная мудрость”
Слайд 9
1 апреля 1564 г., Иван Федоров издал
в ней “Апостол”.
Поворотное для просвещения значение имело
появление книгопечатания.
Слайд 10
Научные знания.
Составлялись пасхалии специальные таблицы с указанием дат Пасхи и
других праздников по годам.
Знания в области физики, техники требовались
мастерам-литейщикам при изготовлении пушек, пищалей, в том числе и нарезных орудий, созданных в России.
Солеварение и поташное производство, лечебное и иконописное дело требовали знаний из прикладной химии, медицины, и они отражены в рукописях рецептурного характера, травниках
Слайд 11
Научные знания.
Во второй половине XVI — начале XVII
в. появились детальные руководства по солеварению (“Роспись, как зачать
делать новая труба в новом месте”), по писцовому делу (1556 г.), статья “О земном верстании, как землю верстать” (исчисление площади квадратов, прямо- и треугольников, параллелограммов, трапеций).
В “хождениях” авторы описывали страны, которые посетили.
Слайд 12
Литература. Историческая и политическая мысль.
“Хронограф” (обзор всемирной истории) 1512
г;
“Повесть о Вавилонском царстве”;
“Сказание о князьях Владимирских”.
“Повесть о Молодинском
сражении” 1572 г.,
“Повесть о прохождении Стефана Батория на Псков”.
Грозный в письме к шведскому королю без тени сомнения утверждал: “Мы от Августа кесаря родством ведемся”.
Слайд 13
Многие публицисты обсуждают проблемы самодержавия и устроения государства,
боярства и положения крестьян.
И. С. Пересветов выступает сторонником
сильной царской власти.
Он писал: “Царю нельзя быть без грозы: как конь под царем без узды, тако и царство без грозы”. Он выступает сторонником “правды” (“Бог не веру любит, а правду”), “книг”, “мудрости”, противником холопства, “которая земля порабощена, в той земле зло сотворяется... всему царству оскудение великое”.
Слайд 14
Сильвестр, протопоп Благовещенского собора в том же Кремле,
в посланиях, “Домострое” (ему принадлежит окончательная редакция памятника) проповедует рациональное хозяйствование,
получение “правильного стяжания” (прибыли).
Слайд 15
«Нестяжатели» и «Иосифляне».
обличали стремление присвоить труд чужих рук,
сребролюбие, чревоугодие, гордость, тщеславие и прочие пороки.
Нил Сорский.
Иосиф Волоцкий
же говорил о другом: “Церкви богатство — Божье богатство”.
Слайд 16
На рубеже XV—XVI вв. оформляется Кремлевский ансамбль в
Москве — стены и башни, соборы и Грановитая палата.
Возводили
их итальянские архитекторы (Аристотель Фиораванти, Пьетро Солари, Марко Руффо, Алевиз Новый и др.)
Архитектура.
Слайд 17
Хоромы Строгановых в Соли-Вычегодской. Гравюра И. Ческого. 1842
год
Слайд 18
Живопись.
На рубеже XV — XVI вв. в иконописи
и фресковой живописи прославились Дионисий с сыновьями и соратниками.
Церковь
после Стоглавого собора 1551 г. усиливает надзор за иконописцами.
В конце XVI в. получают известность иконы “строгановского письма”. Они отличаются миниатюрностью, тонкостью и изяществом прорисовки, декоративностью и праздничностью.
Слайд 19
Быт.
С конца XV в. начинается расцвет искусства эмали,
забытого во времена ордынского ига;
В церковном обиходе часто использовали
изделия с художественным шитьем;
Знатные люди жили в хоромах, обычно двухэтажных, с разными пристройками, жилыми и хозяйственными, для себя, дворни, скота и птицы. Дома в основном — деревянные, но встречались и каменные.