Слайд 2
Цель:
Изучить культуру и быт
народов Бурятии: бурят, эвенков, татаров, русских, поляков.
Задачи:
Изучить особенности культуры народов Бурятии.
Воспитывать в молодом поколении чувства интернациолизма.
Актуальность:
Современный мир подвергается все большему воздействию процессов глобализации. Это означает, что стираются особенности, своеобразию национальных культур. Многие уникальные национальные культуры находятся на грани исчезновения. Проблемы, сохраняя этих культур, являются актуальными на сегодняшний день.
Слайд 3
ВВЕДЕНИЕ
Первое направление, получившее в Бурятии значительное Развитие, -
религиоведческое. Оно охватывало изучение проблем возникновения, развития и падения
ламаизма, шаманизма и старообрядчества и связанных с ними идеологических институтов, а также разных вопросов атеистической работы среди населения. Сибирь – регион в северной части Азии, ограниченный с запада Уральскими горами, с востока и севера – океанами (Тихим и Северным Ледовитым соответственно). Подразделяется на Западную Сибирь, Восточную Сибирь. Иногда также выделяют Южную Сибирь. Происхождение слова «Сибирь» до конца не установлено. По версии З. Я. Бояршиновой, этот термин происходит от названия этнической группы «сипыр», языковая принадлежность которой носит спорный характер. Позднее оно стало относиться к тюркоязычной группе, жившей по р. Иртыш в районе современного Тобольска.
Республика Бурятия - один из наиболее красивых регионов Восточной Сибири, поражающий удивительным разнообразием природы, органично сочетающей величие и мощь озера Байкал, бескрайние таежные пространства Сибири, полноводные реки и заснеженные вершины саян - горных хребтов.
Слайд 4
История Края
Бурятия — один из наиболее красивых регионов Восточной
Сибири, поражающий удивительным разнообразием природы, органично сочетающей величие и
мощь Байкала, бескрайние таёжные пространства, полноводные реки и заснеженные вершины Саянских горных хребтов. С древнейших времён на территории современной Бурятии жили разные племена и народы. В каменном веке они занимались охотой и рыболовством. В эпоху бронзы появилась культура «плиточных могил», оставившая после себя древние памятники на могилах умерших, «оленные» камни среди степей и множество рисунков на скалах и пещерах. Люди, жившие в те далёкие времена, умели обрабатывать медь и бронзу, делать прекрасные украшения и предметы обихода из золота и бронзы. . Буряты относятся к центрально-азиатскому типу северо-азиатской расы большой монголоидной расы. Говорят на бурятском языке, суверенной подгруппы монгольской группы алтайской семьи. Выделяются западные и восточные группы диалектов.
Слайд 6
Культура и быт народов Бурятии: бурят, эвенков, татар,
русских.
Культура бурят
Один из интереснейших пластов культуры бурятского народа составляет
система религиозно-философских представлений об устройстве мира и месте в нем человека. Она нашла выражение в бурятском шаманизме и мифологии. Одним из наиболее выдающихся образцов мифотворчества является героический эпос "Абай Гэсэр", тысячелетие создания которого было отмечено в 1995 году. Огромный культурный пласт представляют традиции бытовой культуры, в которой нашли отражение не только суровые условия жизни кочевников, но и талант народа, сумевшего создать достаточно совершенные для того времени формы организации быта, облагородив их своим творчеством и сделав их, таким образом, оригинальным культурным достижением.
Слайд 7
Эвенки
Эвенки - один из крупнейших народов Сибири. Этот
этнос вошел в орбиту Российской государственности в XVI веке
с этнонимом «тунгусы», который, не будучи самоназванием, использовался для обозначения эвенков до XX в. Считается, что прародина эвенков - Прибайкалье, вторая версия утверждает, что прародина эвенков 3aбайкалье - Приамурье.
В результате смешения различных по происхождению племенных образований сложились три основных хозяйственно-культурных типа эвенков - «пешие» (охотники), «оленные» и «конные». К числу последних относятся хамниганы, жившие в Забайкалье и Монголии. Традиционным жилищем эвенков был чум. По языку эвенки принадлежат к тунгусо-манчжурской ветви алтайской языковой семьи. Часть эвенков перешла на якутский и бурятский языки. Антропологический эвенки представляют собой южносибирский тип большой монголоидной расы.
Первые контакты эвенков с русскими относятся к 1605-1609 гг., когда последние вышли на Енисей. Этнос эвенков находился тогда на стадии формирования. Их собственные этнонимы: орочен, килэн. хамниган, солон, онгкор, манягир, кумарчен. мурчен. За годы советской власти эвенки перешли на оседлый образ жизни. Появились поселки, изменился быт. Одновременно произошла утрата традиционной культуры эвенков. В 1991 г. в Улан-Удэ создан Республиканский центр эвенкийской культуры «Арун» и Фонд возрождения эвенкийского народа.
Сегодня на территории республики эвенкийское население сосредоточено в северных районах: Баунтовском эвенкийском, Баргузинском, Северобайкальском, Курумканском. Численность - 1,6 тыс. человек 0,2% от общего числа проживающих в республике.
Слайд 9
Татары
Татары всегда были
активным, мобильным и подвижным народом, расселившимся по всей территории
России и СНГ. Появление татар на территории Бурятии началось с заселением Восточной Сибири и Дальнего Востока и налаживанием торговых и производственных отношений этих регионов с Центральной Россией . Подъем национального самосознания народов России в 90-е гг. привел к самоорганизации этнических групп в общественные организации. В августе 1997 г. был образован Татарский национально-культурный центр Республики Бурятия. В апреле 2005 г. создана Региональная национально-культурная автономия татар Республики Бурятии. Автономия татар Бурятии включает национально-культурные автономии татар г. Улан-Удэ, Заиграевского района, а также Татарские культурные центры
Мухоршибирского района, с которыми у нас завязались теплые дружеские отношения.
Слайд 10
Русские
С приходом русских у бурят начало широко развиваться
земледелие. Небольшое земледелие было и раньше; буряты выращивали, например,
просо, но русские крестьяне привезли и распространили рожь, пшеницу, овес. Вместе с земледельческой культурой в бурятский язык проникали и связанные с ней русские названия, а русское население воспринимало у бурят названия, связанные со скотоводством. В ХIX веке в Бурятии начинают развиваться капиталические отношения. Когда на юге Восточной Сибири стала развиваться промышленность и возникли города и заводы, увеличился спрос на продукты сельского хозяйства. Это стимулировало развитие земледелия и в Бурятии. В улусах и деревнях появляются кулацкие хозяйства. Бедное население, угнетаемое царскими чиновниками и попонами, обираемое богатеями и духовенством, задавленное непосильными податями, теперь попадало еще и в кулацкую кабалу.
Слайд 11
Заключение
Несмотря на то, что интерес к
этнической культуре русских в Сибири не ослабевает на протяжении
нескольких веков, эта тема остается одной из слабо изученных. Основная часть публикаций по данной тематике была посвящена отдельным группам русского этноса, сохранившим в силу своей замкнутости быта многие черты традиционной культуры. Большинство же русского населения не принадлежит к каким-либо этнографическим группам, хотя и обладает в силу различных обстоятельств некоторыми локальными особенностями. Продолжение исследований позволит решить проблему этнокультурного развития русских в Сибири, может способствовать разработке программ.