Слайд 2
Арабские завоевания неизбежно сопровождались гибелью произведений искусства. Однако
арабы сумели усвоить многие знания и традиции покоренных народов,
связать их воедино и развить на основе Корана и арабского языка
Слайд 3
Мусульмане считают, что Коран поощряет развитие науки и
научного знания, призывает людей задуматься о природных явлениях и
изучать их. Мусульмане считают научную деятельность актом религиозного порядка, обязанностью мусульманской общины. В исламе наука и окружающий мир неразрывно связаны.
Каждый мусульманин, если собирался занять какую-либо должность, должен был получить образование.
Начальные школы были частными.
Слайд 4
При наиболее известных мечетях были открыты высшие мусульманские
школы – медресе (в переводе с арабского – «место,
где изучают») . Первые медресе возникли в X в. в Средней Азии и Иране, а затем распространились по всему мусульманскому миру. Часто были не только духовными, но и культурными, научными центрами.
Медресе Шердор. Самарканд
Медресе Мустансирия. Внутренний двор. 1233 г. Багдад, Ирак
Слайд 5
Исторические условия развития культуры стран Арабского халифата
Слайд 6
Развитие получили те отрасли знаний, которые были связаны
с практическими потребностями ремесла и торговли: география, математика, астрономия,
а также медицина, литература, архитектура
Слайд 7
Развитие географических знаний
Арабские географы были первыми в области
знания путей, дорог и маршрутов.
Книга «Города и страны»
историка-географа аль-Якуби является одним из первых сочинений о географии. Он совершил длительные путешествия в Армению, Иран, Индию, Египет и в европейские страны.
Слайд 8
Особое место в развитии географии занимает арабский путешественник
Ибн Фадлан. Его путешествие в 309 г. до сих
пор изучается европейскими исследователями.
Арабская карта мира
«Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая».
Арабская пословица
Слайд 9
Арабское судно. Миниатюра Хlll в.
Арабская астролябия. Хl в.
Арабские
корабли были надежны, а карты и навигационные приборы отличались
точностью. Они изъездили мир от Атлантики до Тихого океана, и от Африки до Руси.
Слайд 10
Астрономия
На территории арабского халифата существовало много обсерваторий: в
Дамаске, Самарканде, Каире, Фесе, Толедо, Кордове и других городах.
Сборник
наблюдений, составленный в обсерваториях Багдада и Дамаска, был включён в трактат, называемый «Проверенные таблицы». Их наблюдения за днями равноденствия с достаточной точностью позволили зафиксировать длину года.
Слайд 11
Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить размеры
земного шара, описали положение видимых звезд на небе. Ученый
Аль-Бируни высказал гениальную догадку, что Земля движется вокруг Солнца.
Иллюстрация из книги Аль-Бируни. Показаны разные фазы Луны
Слайд 12
Математика
Аль-Хорезми впервые представил алгебру как самостоятельную науку об
общих методах решения числовых линейных и квадратных уравнений, дал
классификацию этих уравнений.
Аль-Хорезми разработал подробные тригонометрические таблицы, содержащие функции синуса.
До XVI века переводы его книг по арифметике использовались в европейских университетах как основные учебники по математике.
Памятник аль-Хорезми. Тегеран. Иран
Слайд 13
Медицина
Ибн Сина
(~ 980–1037)
Философ, врач
Ибн Сина (лат. Авиценна) —
среднеазиатский философ, врач, естествоиспытатель и поэт.
Его основные труды
— философская энциклопедия «Книга исцеления» и труд по медицине «Медицинский канон» — получили широкое распространение на Востоке, были переведены на латинский язык и пользовались большой популярностью на Западе.
Слайд 14
Копия рукописи «Канон врачебной науки» Ибн Сины 1030
года
Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими
существами. Они же портят воду, передают болезнь.
Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний.
Слайд 15
Могила Авиценны в Хамадане, Иран
Научное наследие Ибн Сины
охватывает различные области знания: философию, медицину, математику, астрономию, минералогию,
поэзию, музыку и т.д. Точное количество принадлежащих ему трудов не установлено: приписывается до 456.
Слайд 16
Литература
Первым памятником арабской письменности был Коран, в котором
собраны религиозные проповеди Мухаммеда, рассказы на библейские сюжеты, назидательные
речи и законоположения исламской общины и государства. Влияние Корана ощущается во всей последующей арабской литературе.
Страница из Корана
Слайд 17
Наиболее известным памятником арабской литературы является сборник «Тысяча
и одна ночь».
В сборнике сказок «Тысяча и одна
ночь» выделяется несколько частей:
волшебные сказки индийского или персидского происхождения;
2) истории, связанные с Багдадом, халифом Харуном аль-Рашидом и его визирем Джафаром;
3) «городские» сказки. В собрание также вошли повествования, которые возникли и стали известны как отдельные произведения, в их числе сказка о приключениях Синдбада Морехода, история о мудром Хайкаре, повесть о рыцаре аль-Нумане и т. д.
Слайд 18
В VIII-IX веках на арабский язык были переведены
научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых.
При Харуне ар-Рашиде в
Багдаде был основан «Дом мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. В Багдад изо всех областей халифата были собраны выдающиеся учёные.
«Книги – сады для ученых»
Арабская мудрость
Слайд 19
«Красота человека в красоте его письма»
Арабская мудрость
Каллиграфия –
искусство красивого написания букв и слов.
В искусстве орнамента арабы
достигли таких высот, что он получил название «арабеска».
Калам – тростниковое перо для письма
Слайд 20
Фирдоуси
Персидский эпический поэт X–XI вв., автор великой эпической
поэмы «Шах-наме». В поэме повествуется о сотворении мира, становлении и развитии человеческого
общества на Земле, о борьбе добра и зла.
Фирдоуси читает "Шах-Намэ" Махмуду Газневи
Картина В. Суренянца, 1913 год
940-1020
Слайд 21
Омар Хайям
Сын ремесленника-портного, сумевший стать «царем философов Запада
и Востока». В Исфахане он возглавлял «Дом мудрости» –
обсерваторию, в которой долгие годы наблюдал звездное неба. Создал очень точный солнечный календарь и вывел математические формулы, открытые в Европе только 500 лет спустя.
1048-1131
Слайд 22
«То, что Бог нам однажды отмерил друзья,
Увеличить нельзя
и уменьшить нельзя.
Постараемся с толком истратить наличность,
На чужое не
зарясь, взаймы не прося»
"От земной глубины до далеких планет
Мирозданья загадкам нашел я ответ.
Все узлы развязал, все оковы разрушил,
Узел смерти одной не распутал я, нет!»
Слайд 23
Архитектура
Мечеть Омейядов в Дамаске
В Средние века мусульмане считали
ее одним из чудес света. Построена на месте древнеримского
храма Юпитера.
Слайд 24
После взятия Иерусалима арабами по приказу халифа Омара
на Храмовой горе, которая в древности почиталась как центр
мира, была построена мечеть «Купол Скалы»
Слайд 25
Альгамбра – жемчужина мавританского зодчества. Гранада. Испания. Построена
в XIII-XIV вв.
Массивные стены крепости, её башни и ворота
с бастионами, ловушками и потайными входами скрывают и защищают «сокровище» – дворец, одновременно роскошный и удобный для жизни.
Слайд 26
В переводе с арабского “Альгамбра” значит “красная” –
возможно произошло оно от цвета кирпичей, из которых выложена
стена замка, но есть и более интересная версия происхождения названия мавританского архитектурного комплекса – арабские историки считают, что строительство велось ночью, при свете факелов, и такая подсветка придавала стенам красноватый оттенок — отсюда якобы и произошло название “Альгамбра”
Слайд 27
Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд. Начало XV века
Мавзолей азиатского завоевателя
Тамерлана в Самарканде Гур-Эмир был построен в 1404 г.
Мозаика, собранная из светло- и темноголубых глазурированных кирпичей, украшает стены и барабан, геометрический мозаичный орнамент ярко сверкает на солнце.
Слайд 28
Значение культуры стран Арабского халифата