Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Культура Византии

Содержание

Византия была не только самым богатым, но и наиболее культурным государством раннего средневековья. В Константинополе действовали юридическая, философская и высшая Патриаршая школы, работали историки и философы.ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ:РАННЕХРИСТИАНСКИЙ(1-3 ВЕК)РАННЕВИЗАНТИЙСКИЙ«ЗОЛОТОЙ ВЕК» ЮСТИНИАНА (527-565гг)Храм Софии, мозаики РавенныИКОНОБОРЧЕСКИЙ(8-первая
КУЛЬТУРА  ВИЗАНТИИПосле распада в 395 г. Римской империи Восточная часть—Византия Византия была не только самым богатым, но и наиболее культурным государством раннего народное творчество: эпос и лирика, апокрифы, и «громовики» (толкователи природных явлений), искусство Отличия византийской культурыБолее высокий (до 12 века)уровеньматериального производстваКульт императора как сакральной фигурыЦерковь Став при Императоре Константине государственной религией, христианство, отбросив аскетизм, претворилось в пышный АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИВначале наиболее распространенной формой церковных построек была базилика. Постепенно все большее Наивысшим достижением византийской архитектуры был собор св. Софии в Константинополе, главный собор Храм, достигавший в длину более 70 м, имел три нефа. Из боковых, Храм считался символом и уменьшенной моделью Вселенной и соединял в себе основные В соответствии с моделью храма как космоса располагались и росписи. На Византийские мозаики Императорская власть в Византии достигла небывалого могущества. Мозаики в алтаре церкви св. Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли Их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ Используя античную технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли и свои, оригинальные способы ВЫХОД ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНА. МОЗАИКА АЛТАРНОЙ ЧАСТИ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВИТАЛИЯ В РАВЕННЕ ИМПЕРИАТРИЦА ФЕОДОРА. ДЕТАЛЬ МОЗАИКИ АЛТАРНОЙ ЧАСТИ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВИТАЛИЯ В РАВЕННЕ Смальта - это и есть тот самый великолепный материал, из которого Первоначально иконами называли любые священные изображения, выполненные на камне, дереве, ткани или В византийской иконописи сложился иконографический канон — строгие правила изображения сцен религиозного Сергий и Вакх. VI в.Государственный музей западного и восточного искусства, КиевНа одной Характерными особенностями икон становятся- фронтальность изображения (обращенность их к зрителю), - строгая Владимирская Богоматерь. Начало XII в. ГТГ Шедевром византийской иконописи по праву считается Иконы играли важную роль в убранстве византийских храмов. К X в. в ИСКУССТВО ЭМАЛИВысокого расцвета в Византии IХ-ХII вв. достигло производство эмали, позаимствованное с При изготовлении эмали стекловидную разноцветную массу заливали в участки, образованные тонкими перегородками, МУЗЫКА ВИЗАНТИИСчиталось, что во время богослужения голоса ангельские сливаются с человеческими и Начиная с VII в. самым популярным жанром становится канон — сложная музыкально-поэтическая Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., поставили точку в истории Византийской
Слайды презентации

Слайд 2 Византия была не только самым богатым, но и

Византия была не только самым богатым, но и наиболее культурным государством

наиболее культурным государством раннего средневековья.
В Константинополе действовали юридическая,

философская и высшая Патриаршая школы, работали историки и философы.

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ
ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ:

РАННЕХРИСТИАНСКИЙ
(1-3 ВЕК)

РАННЕВИЗАНТИЙСКИЙ
«ЗОЛОТОЙ ВЕК»
ЮСТИНИАНА (527-565гг)
Храм Софии, мозаики Равенны

ИКОНОБОРЧЕСКИЙ
(8-первая половина 9 века)

Поздний период
(вторая половина 9-10 века)


Слайд 3 народное творчество: эпос и лирика, апокрифы, и «громовики»

народное творчество: эпос и лирика, апокрифы, и «громовики» (толкователи природных явлений),

(толкователи природных явлений), искусство бродячих мимов, певцов и акробатов



светская культура: придворные церемонии, пиры и охота, игры на ипподроме и триумфы василевса

общенародные торжества: государственные и церковные календарные праздники.

Слайд 4 Отличия византийской культуры
Более высокий (до 12 века)
уровень
материального производства
Культ

Отличия византийской культурыБолее высокий (до 12 века)уровеньматериального производстваКульт императора как сакральной

императора как
сакральной фигуры
Церковь –
господствующий орган,
подотчётный светской

власти
и не претендующий на
политические функции

Борьба
за политическое влияние
между национальными
группами и социальными слоями
(Византия – многонациональная
империя)

Высокоразвитая
государственость
и полное подчинение личности
тоталитарному государству

Устойчивое сохранение
античных традиций,
отсутствие периода
культурного упадка,
какой был в Европе(5-10 век)


Слайд 5 Став при Императоре Константине государственной религией, христианство, отбросив

Став при Императоре Константине государственной религией, христианство, отбросив аскетизм, претворилось в

аскетизм, претворилось в пышный обряд. Важнейшая роль в этом

принадлежит искусству.

Слайд 6 АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ
Вначале наиболее распространенной формой церковных построек была

АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИВначале наиболее распространенной формой церковных построек была базилика. Постепенно все

базилика. Постепенно все большее значение стал приобретать другой тип

храма — крестово-купольный, имеющий в плане форму равноконечного креста и завершенный в центре куполом.

Слайд 9 Наивысшим достижением византийской архитектуры был собор св. Софии

Наивысшим достижением византийской архитектуры был собор св. Софии в Константинополе, главный

в Константинополе,
главный собор империи и всего христианского мира.

Он был построен в 532—537 гг. малоазийским зодчими Анфимием и Исидором и соединял в себе базилику с купольным перекрытием.

Слайд 11 Храм, достигавший в длину более 70 м, имел

Храм, достигавший в длину более 70 м, имел три нефа. Из

три нефа. Из боковых, затененных нефов человек попадал в

центральную ярко освещенную часть храма, увенчанную куполом высотой 50 м. и диаметром 30 м. Грандиозный купол, голубой внутри, с золотым крестом в центре, был у основания прорезан 46 окнами и казался парящим, возносящимся к небу.

Слайд 12 Храм считался символом и уменьшенной моделью Вселенной и

Храм считался символом и уменьшенной моделью Вселенной и соединял в себе

соединял в себе основные части мироздания. Четыре его стены

символизировали четыре стороны света под властью единой церкви, купол уподоблялся небу, алтарь всегда помещался на востоке, ибо там, согласно Библии, находился Эдем (рай), западная же часть храма символизировала ад.

Слайд 13 В соответствии с моделью храма как космоса

В соответствии с моделью храма как космоса располагались и росписи.

располагались и росписи.
На своде купола помещалось изображение Пантократора,

Христа-Вседержителя, окруженного архангелами.
На барабане, поддерживающем купол, в простенках между окнами рисовали фигуры двенадцати апостолов, учеников Христа.
На четырех парусах изображали евангелистов — Матфея, Марка, Луку и Иоанна.
На своде алтарной арки, в конце апсиды, размещалось изображение Богоматери — оранты.
На столбах рисовали ветхозаветные сцены, а также множество образов святых и великомучеников. Все эти росписи располагались ярусами, спускаясь от Христа Вседержителя в куполе, символизировавшем небо, к земле, где жили мученики и святые.

Слайд 17 Византийские мозаики

Византийские мозаики

Слайд 18 Императорская власть в Византии достигла небывалого могущества. Мозаики

Императорская власть в Византии достигла небывалого могущества. Мозаики в алтаре церкви

в алтаре церкви св. Виталия в Равенне (546-547г.г.) переносят

зрителя в атмосферу роскошных царских выходов. Декор алтаря имел не только религиозный, но и политический смысл.
Персона императора рассматривалась как священная. Властитель считался наместником Бога на земле.

Слайд 19 Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской

Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили

истории, они переносили мысли верующих в особый мир. Многочисленные

изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного Писания и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик.

Слайд 20 Их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых,

Их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как

он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых,

как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображенных фигур эффект немеркнущего, священного сияния.

Слайд 21 Используя античную технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли

Используя античную технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли и свои, оригинальные

и свои, оригинальные способы их создания. Кусочки матовой или

прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись в связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой

Слайд 23 ВЫХОД ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНА. МОЗАИКА АЛТАРНОЙ
ЧАСТИ ЦЕРКВИ СВЯТОГО

ВЫХОД ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНА. МОЗАИКА АЛТАРНОЙ ЧАСТИ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВИТАЛИЯ В РАВЕННЕ

ВИТАЛИЯ В РАВЕННЕ


Слайд 25 ИМПЕРИАТРИЦА ФЕОДОРА. ДЕТАЛЬ МОЗАИКИ АЛТАРНОЙ ЧАСТИ ЦЕРКВИ СВЯТОГО

ИМПЕРИАТРИЦА ФЕОДОРА. ДЕТАЛЬ МОЗАИКИ АЛТАРНОЙ ЧАСТИ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВИТАЛИЯ В РАВЕННЕ

ВИТАЛИЯ В РАВЕННЕ


Слайд 27 Смальта - это и есть тот самый

Смальта - это и есть тот самый великолепный материал, из

великолепный материал, из которого создавались мозаики Византийской империи.
Стеклоделие—умение изготовить

стекло и стеклообразные массы и вырабатывать из них различные изделия— принадлежит к древнейшим ремеслам, хорошо известным и многим славянским племенам, населявшим пространства в Киевской Руси VIII—IX вв.
Палитра смальт, применявшихся в мозаичной живописи киевских храмов XI в., насчитывала 72 различных вида смальты, в число которой входило 8 видов кубиков, представлявших собой натуральные природные минералы.

Слайд 28 Первоначально иконами называли любые священные изображения, выполненные на

Первоначально иконами называли любые священные изображения, выполненные на камне, дереве, ткани

камне, дереве, ткани или металле. Со временем этот термин

стал применяться для обозначения изображений на специальных досках, используемых во время богослужения. Самые первые иконы относятся к IV в.

ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ


Слайд 29
В византийской иконописи сложился иконографический канон — строгие

В византийской иконописи сложился иконографический канон — строгие правила изображения сцен

правила изображения сцен религиозного содержания и образов Христа, Богоматери,

святых и пр.

целью византийского искусства было не изображение окружающего мира, а отображение художественными средствами сверхъестественного мира, существование которого утверждало христианство.
Отсюда -
главные канонические требования к иконографии.

образы на иконах должны подчеркивать их «духовный», неземной, сверхъестественный характер, что достигалось своеобразной трактовкой головы и лица фигуры. В изображении на первый план выдвигались одухотворенность, спокойная созерцательность и внутреннее величие.

поскольку сверхъестественный мир, это мир вечный, неизменяемый, фигуры библейских персонажей и святых на иконе должны изображаться неподвижными, статичными.

икона предъявляла специфические требования к отображению
пространства и времени.

Слайд 30 Сергий и Вакх. VI в.
Государственный музей западного и

Сергий и Вакх. VI в.Государственный музей западного и восточного искусства, КиевНа

восточного искусства, Киев
На одной из ранних византийских икон «Сергий

и Вакх» запечатлены святые мученики, особенно почитавшиеся в Константинополе. Внимание зрителей непременно привлечет их пристальный взор, переданный с помощью неестественно крупных, широко раскрытых глаз. В этих образах особенно подчеркиваются духовная сосредоточенность и отрешенность от внешнего мира.

Слайд 31 Характерными особенностями икон становятся
- фронтальность изображения (обращенность их

Характерными особенностями икон становятся- фронтальность изображения (обращенность их к зрителю), -

к зрителю),
- строгая симметрия по отношению к центральной

фигуре Христа или Богоматери,
- подчеркнуто высокий лоб - средоточие духовного начала, сияющий нимб вокруг головы,
- пристальный, суровый взор увеличенных глаз, состояние аскетического бесстрастного покоя,
- декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур.

Слайд 32 Владимирская Богоматерь. Начало XII в. ГТГ
Шедевром византийской

Владимирская Богоматерь. Начало XII в. ГТГ Шедевром византийской иконописи по праву

иконописи по праву считается икона «Владимирской Богоматери» (начало XII

в.), привезенная на Русь из Константинополя в 1155.

Мир переживаний Богоматери глубоко человечен. В нем выражено то, что близко и понятно всем людям, — идея жертвенности материнской любви. В глазах Богородицы святая печаль. Она предвидит трагическую участь сына.

Слайд 33 Иконы играли важную роль в убранстве византийских храмов.

Иконы играли важную роль в убранстве византийских храмов. К X в.

К X в. в Византии сформировался иконостас — особая

преграда, отделяющая помещение храма от алтаря, место сосредоточения большого количества икон.

В иконостасе иконы располагаются рядами над «царскими вратами», ведущими в алтарь.


Слайд 34 ИСКУССТВО ЭМАЛИ

Высокого расцвета в Византии IХ-ХII вв. достигло

ИСКУССТВО ЭМАЛИВысокого расцвета в Византии IХ-ХII вв. достигло производство эмали, позаимствованное

производство эмали, позаимствованное с Востока.

Эмаль — это прочное

стекловидное вещество, получаемое путем обжига, прозрачное или окрашенное в разные цвета.

Художественная эмаль применялась при украшении икон, императорских корон, блюд, кубков, ювелирных изделий и пр. Византийские мастера славились искусством перегородчатой эмали на золоте.

Слайд 35 При изготовлении эмали стекловидную разноцветную массу заливали в

При изготовлении эмали стекловидную разноцветную массу заливали в участки, образованные тонкими

участки, образованные тонкими перегородками, напаянными на золотую основу, затем

массу обжигали, а после затвердевания она приобретала прозрачность и особый блеск.

Слайд 36 МУЗЫКА ВИЗАНТИИ

Считалось, что во время богослужения голоса ангельские

МУЗЫКА ВИЗАНТИИСчиталось, что во время богослужения голоса ангельские сливаются с человеческими

сливаются с человеческими и воссоздают в песнопениях божественный образ.
Основным

видом церковного песнопения был тропарь
(греч. «тропос» — стиль, характер, лад, тональность)
Это были музыкально-поэтические импровизации на библейские сюжеты или тексты.
Широкое распространение получили и гимны, возникшие поначалу вне церковной музыки.

Слайд 37 Начиная с VII в. самым популярным жанром становится

Начиная с VII в. самым популярным жанром становится канон — сложная

канон —
сложная музыкально-поэтическая композиция, исполнявшаяся во время утренней

службы. Она имела несколько частей, строфы канона (от 8 до 36) объединялись в песни, число которых составляло от 2 до 9, по четыре строфы в каждой.

История византийской музыки ознаменована также введением нотного письма,
позволившего с точностью записывать и воспроизводить мелодию.

  • Имя файла: kultura-vizantii.pptx
  • Количество просмотров: 129
  • Количество скачиваний: 0