Слайд 2
Определение
Неомарксизм- одна из наиболее известных модификаций марксизма в
XX в.
Неомарксизм организационно оформился в 1930-х гг. на базе
Франкфуртской школы социальных исследований.
Неомарксизм включает в себя политические и правовые теории, эстетические и культурологические учения, социологию, психологию, футурологию, религиоведение.
Франкфуртская школа
Франкфуртская школа- направление леворадикальной
социально-философской мысли на Западе, вариант так называемого неомарксизма.
Возникла с 30-х гг. на базе Франкфуртского института социальных исследований.
Основными методологическими принципами школы были:
Приверженность марксистской диалектике, гуманизму и освобождению человека от всех форм эксплуатации;
Акцентирование значимости человеческого начала в социальных отношениях.
Слайд 4
Новациями неомарксистов Франкфуртской школы стали два главных положения:
Движущей
силой революции является не пролетариат, который интегрировался в капитализм,
а люди низших сословий - люмпены, безработные, радикальные слои студенчества и гуманитарной интеллигенции, нищее население «бедных» стран, противостоящее «богатым» странам.
Слабое звено буржуазного общества - не власть и государство, а система духовных ценностей - культурных, моральных, религиозных и определяемых ими семейно-брачных отношений. Единственное, что сближало старых и новых марксистов, это понимание морали: все, что способствует революции - нравственно, что препятствует ей - аморально.
Слайд 5
Ведущие представители неомаркзима:
Теодор Адорно и Герберт Маркузе
«Немецко-американские» философы
Они отвергали марксистские положения о классовой борьбе как
способе установления диктатуры пролетариата и ленинскую идею «первенства политики над экономикой» и другими сферами общественной жизни.
(1903-1969)
(1898-1979)
Слайд 6
“Критическая теория”
Критическая теория является продуктом группы немецких неомарксистов,
неудовлетворенных состоянием марксистской мысли в первой половине XX века,
в особенности тенденцией к экономическому детерминизму.
Критическая теория направлена главным образом на различные аспекты социальной и интеллектуальной жизни. Будучи одной из вариаций марксистской теории, критическая теория начала с критики именно марксизма.
Критика позитивизма
Центр господства сместился из экономики в сферу культуры. (критическая «школа» сочла, что Маркс и его последователи переоценили значение экономических структур и в результате они уделили недостаточное внимание другим аспектам социальной реальности, в особенности культуре.)
Слайд 7
Причины критики позитивизма
Позитивизм обнаруживал тенденцию к упрощению.
Представители критической
теории делали акцент, в отличие от позитивистов, на человеческой
деятельности и ее влиянии на социальные структуры. Хабермас полагал, что нельзя согласиться с тем, что общие законы науки могут быть прямо применены для объяснения человеческих действий.
Позитивизм уделял особое внимание средствам, используемым для достижения определенных целей, но он не сумел осмыслить сами цели.
В результате критики пришли к выводу, что позитивизм по сути своей весьма консервативен и не способен бросить вызов существующей системе. Позитивизм обрекает действующих лиц и исследователя на пассивность.
Слайд 8
“Критическая теория”
Представители критической теории попытались переориентировать марксистскую теорию
в направлении субъективности. в 20-е годы XX века Карл
Корш и Джордж Лукач, которые пытались соединить интерес к субъективному с объективными структурами, описанными Марксом.
Под идеологией критическая теория понимает систему идей, часто ложных, которую производит элита общества.
Важную роль в критической теории играет понятие, обозначенное Ю.Хабермасом как легитимация. Под ним он понимал системы идей, генерируемые политической системой, ради поддержки существующей системы.
Важным предметом интереса критической теории является диалектика. Смысл состоит в том, что никакой частный аспект социальной жизни и никакой изолированный феномен не может быть понят до тех пор, пока он не увязан с исторической целостностью как глобальным единством.
Слайд 9
Итог
Большинство представителей критической теории так и не смогли
связать теорию и практику. Чаще всего их критиковали за
то, что критическая теория обычно излагается таким языком, что остается непонятной массам людей. Интерес критической теории к культуре как надстройке выразился в том, что она исследовала целый ряд весьма экзотических тем, не имеющих отношения к обыденной жизни.
Основной вопрос: как можно перейти из нынешней ситуации идеологического обмана к просвещению и освобождению? И дают на него следующий ответ: люди должны подвергнуть себя критической процедуре с тем, чтобы выяснить источник их верований о мире.
Слайд 10
Антонио Грамши
Основной труд «Тюремные тетради»
Развивал политико-философский аспект марксизма
Его
основной идеей было то, что движущей силой истории является
не развитие производительных сил, как утверждал К. Маркс, а конкуренция гегемонии и культурных моделей, причем не обязательно связанных с экономикой.
(1891-1937)
Слайд 11
“Теория гегемонии” А. Грамши
Смысл этой теории состоял
в достижении рабочим классом экономического, политического и идейно-нравственного господства
в обществе путем создания «исторического блока» с другими угнетенными классами и слоями, внедрения в массовое сознание новой культуры, ориентированной на социалистические ценности.
Слайд 12
“Теория гегемонии” А. Грамши
Важную роль в своей теории
он отводил интеллигенции рабочего класса (Она должна не просто
творить культуру, но и посредством культуры объединять нацию вокруг доминирующего класса)
Интеллектуальный лидер нации- марксистская партия (согласно А. Грамши, обладает монополией на истину )
Концепция революции как способ достижения рабочим классом полной гегемонии. ( Для овладения господствующими позициями необходима «маневренная война»в политическом обществе и «позиционная война» в структурах гражданского общества)
Слайд 13
И. Валлерстайн, А. Франк, С. Амин
Разработка проблематики экономического
неравенства и зависимости в современном мире, социальной дифференциации населения,
прежде всего по оси «богатый Север - бедный Юг».
Расслоение мирового сообщества
Архаичная периферия
Процветающий центр
Полупериферия
Слайд 14
Иммануил Валлерстайн
Написал работу «Анализ мировых систем и
ситуация в современном мире»
Он прогнозирует возможность прямых нападений государств
Юга на страны «богатого» Севера, захватнических войн между государствами Юга с применением ядерного оружия; нестабильность внутри ядра «мир-системы». Главной угрозой ядру «мир-системы» И. Валлерстайн считает массовые миграции населения Юга на Север.
Слайд 15
«Теория зависимости» (Р. Пребиш). благополучие экономически развитых стран
основано на эксплуатации ресурсов и неэквивалентном обмене между богатыми
и бедными государствами.
Теория «структурного неравенства» (И. Галтунг) рассматривает причины межнациональных конфликтов в неравноценном положении одних и тех же государств в различных типах международных структур (экономической, политической, военной и т. п.).
Слайд 16
Итог
В целом неомарксизм отражал поиск марксистскими и марксистски
ориентированными мыслителями «третьего пути», свободного как от буржуазности, отчуждения
и манипуляций массовым сознанием, так и от тоталитаризма с присущими ему засильем бюрократии и государственной идеологии.