Слайд 2
Учебная цель: изучить сформировавшиеся традиции двух античных государств,
сравнить духовную сторону жизни Древней Греции и Рима, выяснить,
чем схожи и в чем различие между этими странами, выробатать и доказать определенную точку зрения по поводу античных государств.
Воспитательная цель: побудить учеников к познавательной деятельности, способствовать духовному воспитанию учеников на примерах достижений античных цивилизаций, вызвать чувство уважения к традициям стран Древнего мира
Цель проекта:
Учебная цель: изучить сформировавшиеся традиции двух античных государств, сравнить духовную сторону жизни Древней Греции и Рима, выяснить, чем схожи и в чем различие между этими странами, выробатать и доказать определенную точку зрения по поводу античных государств.
Воспитательная цель: побудить учеников к познавательной деятельности, способствовать духовному воспитанию учеников на примерах достижений античных цивилизаций, вызвать чувство уважения к традициям стран Древнего мира
Слайд 3
тип проекта:
информационно-групповой
Слайд 4
План урока:
1) Роль семьи в Древней Греции и
в Древнем Риме
2)Воспитание и образование в Древней Греции
и в Древнем Риме
3)Медицина в Древней Греции и в Древнем Риме
4)Монетная система в Древней Греции и в Древнем Риме
5)Праздники и зрелища в Древней Греции и в Древнем Риме
Слайд 5
Роль семьи в Древней Греции
Считалось, что супружество преследует две цели: общегосударственную и
частно-семейную.
Заключение брака предшествовалось формальное обручение. Обещание жениху давала не сама невеста, а её отец от её имени.
В классической Греции свобода женщин подвергалась существенным ограничениям. Даже свободная женщина не имела прав. Почти все дни гречанки проводили на женской половине дома – в гинекее, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием детей.
Появлением на свет мальчиков было для семьи событием торжественным. Когда рождался мальчик, двери дома украшали оливковыми ветвями, а когда девочка – шерстяными нитками.
Слайд 6
Роль семьи в Древнем Риме
Уже в древние времена семья была в Риме прочной
и сплоченной ячейкой общества, в которой безраздельно властвовал отец семейства – «патер фамилиас». Понятие семьи в римских правовых памятников было иным, чем сегодня, в состав её входили не только отец и мать и незамужние дочери, но и замужние дочери, не переданные формально под власть мужа, сыновья со своими семьями, а также рабы и прислуга.
Мать семейства ведала всем домашним хозяйством
и занималась воспитанием детей, пока те были
маленькими.
В канун свадьбы невеста приносила в жертву богам
свои детские игрушки и носившееся ею до той поры
одежды–точно также поступали и греческие девушки.
Хотя римские законы и отстраняли женщину от
участия и отстраняли женщину от участия в делах
государственных, матери, жены и сестры римских граждан хорошо ориентировались в политике, о многом узнавали от своих мужей, отцов, и даже помогали своим родным. Ухаживать за малышами римлянки доверяли рабыням-гречанкам.
Слайд 7
Воспитание и образование в Древней Греции
Начиная с семи лет мальчики попадали под опеку
отца. Они приобретали навыки обращения с оружием, обучались музыке и танцам. Готовясь к участию в общественной жизни, мальчики овладевали ораторским искусством. Готовили мальчика и к жизни практической: он учился вести хозяйство, наблюдал, как работают в поле и в винограднике, знакомился даже с практической медициной. С 14 лет начиналось систематическое занятие физическими тренировками, что служило подготовкой к воинской службе. Начиная с 18 лет, молодые люди должны были окончить эфебию (военно-спортивное учреждение), в которрой обучались 4 года.
Совершенно иную, чем в Афинах, форму обучение мальчиков в Спарте. Семи лет от роду мальчик переходил под опеку государства. Включенный в один из отрядов, называвшихся илами, он мог после 4-летней подготовки, в 12 лет, приступить уже к более серьезным занятиям, которые завершал лишь в 20-летнем возрасте в качестве ирена-зрелого юноши. Интеллектуальная подготовка спартанцев ограничивалась умением читать, писать, знанием нескольких религиозных и военных песен, а также некоторые сведения о традициях Спарты, о её истории, религии и обрядах.
Слайд 8
Девочки рано привыкали к
труду. Под опекой матери они учились прясть, ткать, вести
домашнее хозяйство, практиковались даже в лечении своих домочадцев, а также учились читать и писать.
В Спарте воспитание девочек мало отличалось от воспитания мальчиков. На первом месте стояла физическая сила и выносливость. Девочки занимались гимнастикой, упражнялись в беге, метании диска, даже в борьбе. А также их учили пению и танцам.
В VI-V в. до н.э. первые школы ещё отличались между собой системой образования, у истоков многих школ стояли греческие философы. Ничего неизвестно о греческих школах для рабов наподобие римских. Но так как рабы – педагоги должны были водить в школу греческих мальчиков, присутствовать на уроках, делать вместе с детьми уроки, то можно предпоожить, что среди рабов было немало грамотных и образованных людей.
Слайд 9
Воспитание и образование в Древнем Риме
Как мальчики, так и девочки начинали учиться с
семи лет. Девочки из богатых семей – дома, под руководством матери, мальчики имели своего домашнего учителя, а те, кто происходил из семей менее состоятельных, посещали школу. Школы эти были частными, содержали их, чаще всего, греки – вольноотпущенники. Мальчики, ходившие в школу, были под постоянной опекой раба-педагога: он сопровождал их на занятия, а дома выполнял роль воспитателя и учителя одновременно.
Римляне охотно отправляли своих детей на учебу за границу. Денег на это не жалели. Учились римляне в Афинах или на острове Родос.
В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло на время оставить обучение и пройти военную службу.
Одинаковое значение придавалось развитию интеллектуальных и физических способностей, упражнения и иные занятия не носили военного характера.
Слайд 10
Девочки из богатых
семей учились дома, те же, кто победней, ходили в
школу вместе с мальчиками. Существовало, таким образом, совместное обучение с обязательной общей программой. Образование было необходимо женщинам прежде всего для участия в общественной жизни, в частности в общих собраниях граждан.
Кроме того, девочки должны были заботиться о
своем интеллектуальном развитии как будущие матери.
Рабов разделяли на две категории: это те, кто
оказался в Риме уже взрослыми людьми, и те,
кто родился в доме своего господина. Среди
первых было много образованных людей и,
овладев латинским языком, они становились
секретарями, библиотекарями. Для детей рабов
организовывали школы – педагогиум. Программа
в таких школах мало отличалась от программы для
детей свободных граждан.
Иного рода учебным заведением была школа
гладиаторов. Сражаясь и умирая в амфитеатрах,
они, лучшие ученики этих школ, развлекали
богачей и отвлекали, успокаивали народные толпы,
пристраиваюшиеся к подобным кровавым зрелищам.
Слайд 11
Медицина в Древней Греции
Изобретение
врачебного искусства греки приписывали богам: Апполону, Асклепию и Артемиде.
В VI веке до н.э. в Греции появились многочисленные святилища – больницы, так называемые асклепионы, где жрецы – лекари поддерживали культ великого бога-исцелителя. Расцвет врачебной деятельности жрецов в асклепионах пришёлся на V век до н.э. На рубеже V – VI вв. до н.э. получило известность святилище Асклепия на острове Кос, где сформировалась знаменитая медицинская школа, связанная с именем Гиппократа, «отца медицины», работавшего не только на острове Кос, но и в Афинах, в Фессалии.
Методы лечения постоянно обновлялись и уже не сводились только к принятию лекарства. Геродик из Силибрии во Фракии стал применять массажную терапию, лечебную гимнастику. Диокл из Кариста большое внимание уделял вопросам гигиены тела, диете и умению правильно чередовать работу и отдых.
Искусство врачевания росло, применялись все новые методы лечения, но независимо от этого сохранялась и народная медицина.
Слайд 12
Медицина в Древнем Риме
Родоначальниками
медицины в Риме считали богов – Апполона и Асклепия-Эскулапа.
Однако люди в Италии лечили друг друга еще задолго до того, как там утвердился культ Эскулапа.
Практика и теория врачевания развивалась в Риме параллельно. В I веке н.э. Авл Корнелий Цельс, теоретик, сам не занимавшийся лечением больных, написал о различных недугов и методов борьбы с ними.
Одним из самых выдающихся врачей древности был Гален. Он был практиком и теоретиком одновременно. В своих медицинских трактатах он касается анатомии, физиологии, гигиены и диететики, патологии и других областей медицины.
Постепенно в Риме складывалась четкая специализация: были хирурги, окулисты, ларингологи, специалисты по женским болезням.
Женщины в Риме, в отличие от греческих, не были отстранены от лечения, но независимо от этого сохранялась и народная медицина, траволечение, знахарство, а также вера в целительную силу некоторых священных источников.
Слайд 13
Монетная система в Древней Греции
В древнейшие времена в Греции, как и повсюду
существовала торговля в форме непосредственного обмена. В дальнейшем за товары стали платить кусочками ценных металлов, а на следующем этапе кусочкам придавали форму: бруски, кружочки определенного веса. Пользовались ими до тех пор, пока не начали выпускать, наконец, настоящие монеты с выбитыми на них символами отдельных государств.
Ценность бесформенных кусочков металла определялась их весом, и это нашло выражение даже в названиях некоторых мер веса и самих греческих и римских монет. Но когда ценность этих кусочков стала определяться штемпелем, нанесенным на монету, возникла система, близкая к современному денежному обращению.
Первые монеты появились в греческих городах на побережье Малой Азии около 700 г. До н.э. Монеты эти чеканили из сплава золота с серебром, с так называемым электроном, или с «белым серебром». Первые золотые монеты начали чеканить в Лидии, именно там было много золотого песка. С появлением монет пришлось ввести устойчивую монетарную систему. Отдельные полисы имели свою монетную систему.
Одним из способов наживы было уже в те времена изготовление фальшивых денег. О греческих фальшивомонетчиках упоминает Геродот. Однако крупных размахов этот малопочетный промысел достиг только в Риме.
Слайд 14
Монетная система в Древнем Риме.
В эпоху
перехода от непосредственного обмена товарами и введению денежного обращения
главным средством платежа был скот. В дальнейшем за товары стали расплачиваться медными брусками прямоугольной формы. При всех расчетах деньги отмеряли по весу.
Настоящие монеты появились в Риме в середине V века до н.э. Но лишь с IV века до н.э. в Риме стали чеканить серебряные монеты. Их появление связано с растущими контактами между Римом и греческими колониями на юге Италии, где деньги из драгоценных металлов были уже в ходу. Золотые монеты вошли в обиход в период, когда Римская республика доживала свои последние годы.
Организация монетного дела в Риме произошла в 289 г. До н.э. с учреждением особой коллегии в составе трех человек.
Между монетами времен республики и империи заметны различия в знаках.
Около 225 г. До н.э. в Римской империи действовала крупная, хорошо организованная шайка фальшивомонетчиков. Их центром была провинция Паннония. Свой преступный промысел они довели до совершенства и нанесли громадный ущерб финансовой системе государства.
Слайд 15
Праздники и зрелища в Древней Греции
Музыка и пение находились под покровительством трех муз:
Эвтерпы, Эрато и Полигимнии. Только танец имел свою музу – Терпсихору. Среди музыкальных инструментов следует отметить большую популярность флейты, арфы, кифары. Изобретение лиры приписывают богу Гермесу. Считается, что в III в. до н.э. в греческих городах появились первые музыкальны школы.
Большой интерес у греков вызывали у греков вызывали выступления мимов. Они демонстрировали очень выразительные бытовые сценки, сопровождающиеся легкими песнями и танцами, остроумными импровизациями.
В V веке до н.э. триединовая хорея – музыка, пение, танец – породили театр. Это были представления, посвященные богу виноделия, плодородия Дионису. Это были великие Дионисии.
Театр Диониса в афинах дошел до наших дней, однако он несколько раз перестраивался и восстанавливался. Театр для греков – это было большое религиозное торжество.
Известен всему миру был также и греческий одеон – здание, предназначенное для музыкальных и поэтических состязаний.
Главные торжества проходили в Аттике во время Панафинейских празднеств. Великие Панафинеи длились пять дней. Начинались они с торжественной процесии к храму богини Афины Паллады. В эти дни проходили состязания: гонки на колесницах, легкоатлетические состязания. В эти дни праздника проходили также и музыкальные конкурсы, выступления чтецов. Излюбленным развлечением были танцы в полном вооружении (пирриха)
Слайд 16
Традиционной датой начала Олимпийских
игр считается 776 год до н.э. – под этим
годом они впервые упоминаются в источниках. Игры в Олимпии проходили в священной роще Зевса. С Олимпийскими играми связаны великие достижения древнегреческой цивилизации, а также новые традиции страны. Например, экехирия – запрет всем греческим государствамвести войны в период проведения игр. В 708 г. До н.э. было введено пятиборье – пентатлон: прыжки, бег, метание диска, метание копья, борьба. Устраивались ли соревнования по плаванию неизвестно. Как бы то ни было, среди греков были великолепные пловцы.
Известно, что к участию в играх не допускались рабы, иностранцы и замужние женщины. Лишь одной женщине позволено было наслаждаться зрелищем: это была жрица богини Деметры, святилище которой находилось в Олимпии.
Игры проходили пять дней.
В Афинах олимпионикам ставили памятники, они могли занимать в театре и на всю оставшуюся жизнь был освобожден от уплаты налогов.
В Спарте победителей чествовали по-своему, по-военному: во время войны олимпиники сражались в первых рядах бок о бок со спартанским царем.
Слайд 17
Праздники и зрелища в Древнем Риме
Как и в Греции, в Древней Италии ни
один праздник не обходился без музыки, пения и танцев. И здесь существовала триединая хорея.
Из ударных инструментов римляне знали кимвал, систр (разновидность трещотки), крупесиорны. Широко распространены были кифара, лира, самбук (небольшая арфа треугольной формы), флейта.
Без танцоров и танцовщиц в Риме так же не обходились ни пиры, ни публичные зрелища, ни торжественные шествия, как и без музыки и пения.
Как и в Греции, происхождение римских празднеств и зрелищ неотделимо от истории местных верований, культов и религиозных обрядов.
Говоря о римском театре, следует отметь, характер театральных представлений в Риме был совершенно иным, чем в Греции. Здесь заметно сказалось влияние этрусков, а затем и греков.
Старейший считается малый театр в Помпеях (80 в. до н.э.) вместить он мог около 15 тысяч человек. Новинкой римского театра был занавес. По окончанию представления занавес поднимался.
Помимо театра в Помпеях, Рим славился еще двумя театрами: театр Бальба, сооруженный при Октавиане Августе , театр Марцелла, начатый при Юлии Цезаре, но открытый только 11 году до н.э.
Древнейшими в Риме считались Таврские игры в честь подземных богов. Впервые они были проведены царем Тарквинием Гордым.
Важнейшими играми считались Великие игры. Они были посвящены Юпитеру и длились 4 дня.
Каждую весну, в середине мая, в Риме устраивали Амбарвалии, праздник в честь бога Марса;
Слайд 18
Первые организованные гладиаторские
игры сохранили связь с погребальными обрядами.
Само слово «гладиатор» образовано от слово «гладиус» - меч.
Со временем для гладиаторских боев стали строить амфитеатры. И бои стали устраивать по разным поводам: будь то похороны или праздники.
Гладиаторов отбирали главным образом из военнопленных, преступников, осужденных на смерть. Первоначально вооружение гладиатора состояло из копья, шлема, длинного прямоугольного щита и ножных доспехов. Постепенно вооружение менялось и становилось все более разнообразным. Особое удовольствие безжалостной публике доставляло, когда на арену выходил гладиатор в глухом шлеме, спускавшимся на лицо и лишенных отверстий для глаз.
Как известно, жизнь раненного бойца зависела от воли зрителей: большим пальцем они указывали жить раненному или нет, поднимая палец или опуская его вниз.
Некоторые гладиаторы были особенно популярны в Риме: Гермес, Гелий, Адволант.
Со временем на аренах амфитеатров стали устраиваться бои гладиаторов с дикими зверями.