Слайд 2
Социально-экономические реформы и стратификация казахстанского общества.
Трансформация социальной структуры
казахстанского общества обусловлена характером осуществляемых в республике реформ, по-разному
воздействующих на разные группы и слои населения. Одни группы населения инициируют и организуют реформы, другие определяют и реализуют для себя способы адаптации к изменениям, третьи оказались не готовыми к восприятию реформ. В стадию рыночных преобразований Казахстан вступил, имея социальную структуру, характерную для советского общества в целом и учитывающую особенности участия республики в общесоюзном территориальном разделении труда:
Слайд 3
1) правящий класс, партийно-советская номенклатура имел безграничную власть
и узаконенные привилегии, выполнял в той или иной форме
функции распорядительства и распределения ресурсов;
2) средний класс (руководство предприятий, высококвалифицированные специалисты, творческая интеллигенция, работники систем распределения);
3) “низший” класс (рабочие, колхозники, массовая интеллигенция), стандарт жизни которого идеологами определялся как типичный для общества в целом, составлял большинство населения две трети;
4) “социальное дно”, численность которого незначительна.
Слайд 4
Либерализация экономики, ориентация на укрепление политической независимост.
1991 -1993
1993-1995
1996
–1997
1998-2000
2000-2002
Первый этап
Усиление
экономи-
ческих
тенденций
в политике
государства
Второй этап
Переход к социально
ориентиро-
ванной
концепции реформ
Макроэкономическая стабилизация
на основе жесткой денежно-
кредитной политики
Активизация
человече-ского
потенциала
Экономи-ческий
рост, борьба с бедностьюи
безработицей
Третий этап
Преодоление
спада
Экономический
рост
Этапы трансформации экономической системы Республики Казахстан
Слайд 5
Сравнительная характеристика социальной стратификации общества на примере Западных
стран, Восточной Европы, Казахстана
Высший
Высший Средний
Низший средний
Низший
Слайд 6
Социальное устройство казахского ханства
Основу социальной организации казахов составляла
племенная организация. Казахов от других кочевых социумов отличало наличие
четко выраженной сословной стратификации. Каждое сословие имело свои определенные права и обязанности, свой статус. Социальный фактор в казахском обществе являлся ведущим и социальное положение человека в нем определялось не столько его имущественным положением, сколько принадлежностью к тому или иному социальному слою. Сословные группы в сочетании с племенной организацией дополняли общую конфигурацию этноса.
Слайд 7
В традиционном казахском обществе отчетливо выделялись следующие сословия:
Ак
суйек (белая кость) – замкнутая привилегированная каста, состоявшая из
торе (ханы и султаны) и ходжи (потомки пророка Мухаммеда). Ханы и султаны образовывали высшую феодальную аристократию, которая в условиях формирования феодальных отношений, составляла один господствующий обширный род тюринцев (потомков Джучи). Он один имел право на выдвижение из своей среды ханов и султанов, ему принадлежало, по существу, право владения всей землей в Казахстане, представители этого привилегированного рода имели право на самый большой кун и аип при защите своей личности и т.д. Представителям этого рода запрещалось вступать в браки с нетюринцами.
Слайд 8
Особое положение в среде господствующего феодального класса занимало
мусульманское духовенство - ходжи, имамы и муллы. Ходжи возводили
свою генеалогию к прямым потомкам пророка Мухаммеда. Это давало им возможность иметь привилегированное положение в обществе. Многочисленные общины ходжей находились на юге, в Туркестано - Ташкентском оазисе и влияние ходжей здесь было более сильным. Вместе с тем кочевое население все еще находилось в плену шаманских традиций, признавая только на словах приоритет ислама и его носителей – ходжи.
Слайд 9
Как писал Ч.Валиханов казахи являлись мусульманами лишь по
названию. Вся остальная часть населения относилась к кара –
суйек (черная кость). Среди них выделялись – – самое многочисленное феодальное сословие. Бии выделились еще в незапамятные времена из членов коренных казахских родов в качестве родовых старейшин и племенных вождей, постепенно это сословие превратилось в наследственную аристократию. Бии распоряжались родовыми кочевьями. Как правило, они владели большими стадами скота, составляя особую группу феодалов в казахском обществе. Бий являлся важным звеном в системе управления ханством и сочетал в себе 4 качества: военачальник, административное лицо, судья и представитель степной аристократии. Бии, в противоположность чингизидам – «наднациональному» сословию составляли, так называемую, «национальную» аристократию, элиту социальной группы кара-суейк.
Слайд 10
Батыры. К группе привилегированных особ казахского общества ханского
периода можно отнести и батыров. Как титул это слово
прибавлялось к собственному имени. Значение батыров- профессиональных военных определялось их ролью в военной жизни, а также близостью ко двору хана или влиятельного султана. Эти батыры не имели в обществе иной власти, кроме той, которую дают им их личные качества, и потому чаще других выступали в роли узурпаторов права на управление родами. Значение батыров усиливалось во время войн и обострения межродовой вражды.
Слайд 11
Баи – у казахов-кочевников баи составляли довольно многочисленную прослойку
общества. Однако баи не составляли особое сословие: они были
и среди султанов, и среди биев, и среди рядовых кочевников. Иными словами, баи представляли собой социально-неоднородную группу общества. Богатство, материальное благополучие, несомненно давали огромные выгоды и определяли престиж в обществе. Тем не менее с большим состоянием не соединялись особые политические права. Значение отдельных баев в обществе определялось значением сословия, к которому они принадлежат. Какой-нибудь султан, в имущественном отношении мог быть даже нищим, но он пользовался всеми правами и привилегиями, даваемыми Законом этой социальной группе общества в постоянное обладание.
Слайд 12
Политическое устройство Казахского ханства в последней трети XV-XVI
вв.
Органы власти. Высшей законодательной властью в Казахском ханстве обладал
маслихат - съезд султанов и представителей общин. Маслихат собирался раз в год и решал наиболее важные государственные вопросы - заключение мира, объявление войны, перераспределение пастбищ, определение маршрутов кочевания.
Кроме того, маслихат выбирал и смещал ханов, исходя из принципа меритократии - выбора наиболее достойного. Обязательным условием для участия в работе маслихата было наличие оружия - полноправными членами этого органа были только мужчины.
Слайд 13
Вся полнота исполнительной власти находилась в руках хана.
Хан избирался маслихатом из сословия торе - потомков Чингисхана
и исполнял свои обязанности пожизненно. Известны случаи, когда ханы смещались и изгонялись. Хан выполнял следующие функции:
1. Организация вооруженной охраны государства от внешних врагов.
2. Определение внешнеполитического курса государства.
3. Функции высшей судебной власти.
4. Охрана существующего порядка и общественного устройства.
Слайд 14
В XV-XV1 вв. казахские ханы обладали широкими полномочиями,
вытекающими из исполняемых ими функций. Так, хан, как верховный
главнокомандующий, мог объявить войну, заключить мир, распоряжаться всей территорией ханства, назначать глав улусов и правителей подвластных городов. Кроме того, хану принадлежало право выносить смертный приговор своим подданным и издавать законы и распоряжения, обязательные для всего населения ханства.
Процедура возведения нового хана на престол заключалась в поднятии провозглашаемого на белой кошме. Только при выполнении этого древнего обряда хан считался юридически избранным.
При хане существовал совет биев-совещательный орган, в который входили наиболее авторитетные бии и представители ассоциаций общин. Кроме того, для ведения делопроизводства при хане была канцелярия. Весь центральный аппарат ханства в XV-XV1 вв. не имел постоянного места размещения и кочевал вместе с ханским аулом. Только Мурындык и Касым хан на короткое время устраивали ставку в г.Сарайшыке, постоянной же столицы государство не имело.
Административное устройство. Территория и население ханства делились на уделы во главе с султанами-родственниками хана. В составе каждого удела было 50-60 тысяч семей, он в свою очередь делился на улусы по 10 тысяч семей в среднем. Во главе улусов стояли также султаны, назначаемые ханом. Они исполняли гражданскую, судебную и военную власть на всей территории улуса и подчинялись непосредственно хану.
Слайд 15
Войско ханства формировалось из постоянной дружины хана, дружин
султанов и ополчений улусов. Воины, набранные в одной общине,
ассоциации или улусе, составляли отдельные подразделения со своим знаменем и боевым кличем - ураном. В мирное время ханская и султанская дружины служили для поддержания внутреннего порядка и выполнения различных поручений хана -сбора налогов, дипломатических миссий и т.п.
Слайд 16
Культура Казахстана в 16 – 18вв.
Культура – это
образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.
Первоисточниками казахской литературы являются
дастаны “Алып Ер Тонга”, “Шу Батыр”, созданные в 11—3 веках до нашей эры. Научными исследованиями доказано, что описанные в них события тесно связаны с древней историей казахского народа. Орхон-Енисейские письменные памятники показали, что у тюркских племен искусство слова отличалось поэтической силой, глубиной мысли и богатством содержания.
Фольклорное наследие тюркской литературы представлено легендами, сказками, пословицами, поговорками, героическими и лироэпическими поэмами. В число нетленных образцов героического эпоса народов мира входят “Алпамыс”, “Қобыланды”, любимые в казахском народе социально-бытовые эпические поэмы — “Қозы Қорпеш — Баян сулу”, “Қыз Жибек”, более поздние сюжеты — “Айман — Шолпан”, “Күлше-қыз”, “Мақпал-қыз”. Из фольклора письменная литература обильно черпала идеи, художественные образы.
Слайд 18
Сайыс – единоборство всадников на пиках, представляет собой
старинную
военизированную игру, устраиваемую только на особо крупных торжествах. Бойцы
для поединка выставлялись из различных родов или между соседними народами, как, например, между казахами и киргизами на юге Казахстана. Участники снаряжались необходимой экипировкой, вооружались длинными деревянными копьями с тупым концом. Цель поединка – выбить соперника из седла или нанести ему тяжелый удар, чтобы он не смог продолжить единоборство. Аударыспак – борьба на лошадях с целью сбросить соперника из седла. Участвовали только зрелые мужчины, обладающие большой физической силой, ловкостью, выносливостью и умелым владением конем. Обычно такие мастера выставлялись на состязаниях от целого аула и рода. Кокпар тарту, известный у русских как козлодранье. Происхождение кокпара имеет несколько истоков:
1) участники игры изображают хищных степных
волков, нападающих на стада;
2) возможно, что таким образом убегали прежде с добычей, так, наверное, спасали от плена раненого батыра;
3) связана с борьбой фратрий за тушу тотемного животного.
Слайд 19
Алты бакан (буквально “шесть столбов”) – казахские качели,
сооружались из шести столбов, концы которых перетягивали крепкой веревкой,
сверху устанавливали поперечный шест, куда закрепляли парные арканы для ног и сидения. Алты бакан проходил в вечернее время. Девушка и юноша раскачивались на качелях и при этом должны были начать какую-нибудь веселую песню, остальные подхватывали ее, играли на домбре. Пары сменяли друг друга