Слайд 2
1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Культура восточного славянства –
культура язычества
Культура Киевской Руси – синтез восточнославянской и христианской
культуры Византии
Культура периода раздробленности – формирование на базе предыдущего пласта местных вариантов культуры древнерусской народности
Слайд 3
ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ
Язычество: сознание народа, крестьянский
быт, литература, живопись
Географическое положение: открытость другим культурам, культурно-бытовая ассимиляция
Христианство
и Византия: сначала - образец для подражания, затем – ассимиляция и переработка
Итог: архитектура, живопись, письменность Руси
невозможны вне православной догматики и идеологии
Слайд 4
ФЕНОМЕН РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Основные черты русской культуры
стремление к
монументальности, масштабности, образности в летописании;
народность, цельность и простота в
искусстве;
изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре;
мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи;
слитность русского народа с природой, ощущение его сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и страдания.
Слайд 5
2. ГРАМОТНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ
Глаголица (IX век, Кирилл и
Мефодий) – основа дохристианской письменности
Кириллица – более позднее явление,
привнесенное из Византии
Зографское Евангелие
Слайд 6
2. ГРАМОТНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ
Берестяные грамоты (Новгород)
Грамотность была распространена
среди торгово-ремесленного населения и верхушки русского общества
Граффити – надписи
на стенах
Берестяные грамота IX век Новгород
Слайд 8
БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ
берестяные грамоты - письма и записи на
коре берёзы (бересте) памятники письменности Древней Руси XI-XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники
по истории общества и повседневной жизни средневековых людей.
Слайд 9
ТЕКСТЫ ДРЕВНЕРУССКИХ БЕРЕСТЯНЫХ ГРАМОТ, СОДЕРЖАЩИЕ УПОМИНАНИЯ ОДЕЖД И
УКРАШЕНИЙ
Новгород. Грамота № 141. Конец 60-х - 70-е гг.
XIII в. Неревский раскоп.
Перевод: "У Сидора, Тадуя и Ладопги (другой вариант: у Сидора-Тадуя, по прозвищу Ладопга) положил Гришка с Костой в суиках (тоболах) [вещи]: Гришкины - шуба, свита, рубашка (сорочица), шапка, Костины - свита, рубашка; а [сами] сумки Костины; да [еще] сапоги Костины, а другие Гришкины. А если что случится на Мовозере, приславши [за вещами], возьмет [их] (или: возьмете)".Цит. по: Зализняк А.А. Древненовгородский диалект. - М., 1995.-С. 404.
Прорисовка грамоты дана по: Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1955 г.). - М., 1958.-С.18.
Слайд 10
ТЕКСТЫ ДРЕВНЕРУССКИХ БЕРЕСТЯНЫХ ГРАМОТ, СОДЕРЖАЩИЕ УПОМИНАНИЯ ОДЕЖД И
УКРАШЕНИЙ
Новгород. Грамота № 638. Середина 50-х - середина 90-х
гг. XII в. Троицкий раскоп.
Перевод: первая строка: вероятно "Ортемье гривна дана" вторая строка: "(такой-то или ты заказал за эти) денги у меня плащ. Я шил [его] себе (?)..." Заключительная часть письма: "Если избавлюсь [от долгов?], то пришлю заранее (другой вариант: то пошлю за пряжей) и выкрашу в синий цвет, а сейчас мне не пакости".
Слайд 11
ТЕКСТЫ ДРЕВНЕРУССКИХ БЕРЕСТЯНЫХ ГРАМОТ, СОДЕРЖАЩИЕ УПОМИНАНИЯ ОДЕЖД И
УКРАШЕНИЙ
Новгород. Грамота № 288. 10-е - 30-е гг. XIV
в. Неревский раскоп.
Перевод: "... полотна 3 локтя, золотник зеленого шелка, другой [золотник] красного, третий - желто-зеленого, золотник (?) белил на белу, "бургальского" мыла на белу, а еще на одну белу ...". Золотник - мера объема пряжи, ткани.
Цит. по: Зализняк А.А. Древненовгородский диалект. – М., 1995.-С.444, 445.
Слайд 12
2. ГРАМОТНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ
Школы – при церквах, позднее
– при монастырях
Обучали чтению, реже – письму и счету
Женское
образование – только в богатых семьях
XI век – школа для девочек в Киеве (сестра Мономаха Янка)
Анна Ярославна, королева Франции
Слайд 13
3. ПИСЬМЕННАЯ КУЛЬТУРА
Митрополит Иларион – «Слово о законе
и благодати» (1048)
Форма сочинения – проповедь (речь религиозно-назидательного содержания)
Идея
– равенство народов, нравственная оценка правителя и человека вообще
Кирилл Туровский (XII век)
А) Религиозная литература
Слайд 14
А) РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Жития – агиографические повествования о жизни
и деяниях святых
Агиография – жизнеописания духовных подвигов святого
«Сказание о Борисе и Глебе»
«Память и похвала Владимира» (Иаков)
Житие преподобного Феодосия Печерского
Феодосий Печерский
Слайд 15
А) РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Хождение – описание паломничества
Игумен Даниил «Хождение
игумена Даниила в святые места»
Слайд 16
Б) ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Летопись – историческое произведение, запись событий
по годам
Киевский летописный свод (996-997)
Повесть временных лет (события с
860 до 1110 гг.)
Изборник Святослава 1074 г.
Слайд 17
В) СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Поучение
Моление
Слово
«Поучение Владимира Мономаха»
«Моление Даниила
Заточника»
«Слово о полку Игореве» (1185 год)
Слайд 18
4. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор – совокупность обычаев, обрядов,
песен и других явлений народного творчества
Былина - эпическая песня,
охватывающая исторические события 11 - 14 веков.
Ведущее место среди былин занимают богатырские - воспевающие героев - защитников родины, отечества, наделенных любовью к своему народу - Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича
Н.Н. Каразин.
Пир у князя Владимира
Слайд 19
5. АРХИТЕКТУРА
X – XI века:
До конца XI
века преобладает в зодчестве византийский стиль - тяжеловесные, массивные,
обильно украшенные декором здания
Софийский собор.
Новгород, 1045 - 1050
Слайд 20
5. АРХИТЕКТУРА
Софийский собор. Киев.
XI век
Крестово-купольный храм
Крестово-купольная система
– система перекрытия церкви,
при которой в центре находится
купол, опирающийся на столбы
Слайд 21
СТРОЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ХРАМА
купол
закомары
портал
барабан
апсида
Слайд 22
5. АРХИТЕКТУРА
Десятинная церковь (989 – 996 гг.)
Спасский собор
в Чернигове (1033 г.)
Софийский собор в Киеве (1037 г.)
Софийский
собор в Новгороде (1045 г.)
Спасский собор. Чернигов.
Слайд 24
5. АРХИТЕКТУРА – XII ВВ.
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКИЙ СТИЛЬ
НОВГОРОДСКИЙ СТИЛЬ
Материал
- белый камень- валун
Устремленность ввысь
Узорчатость
Сочетание христианских сюжетов с
языческими мотивами
Материал – серый известняк
Массивные формы
Отсутствие декора
Сдержанность и лаконичность внутреннего убранства
Общие черты: резьба по камню,
органическое сочетание архитектурных
сооружений с ландшафтом,
скромная красота
Слайд 25
Владимирская школа
Новгородская школа
Храмы Новгородской школы более приземистые, как
бы вросшие в землю.
Владимирские храмы, наоборот, стремятся в небо.
У
новгородских храмов ниже купол, барабан и апсида.
Новгородские храмы не декорированы, а Владимирские украшены аркатурно-колончатым поясом, у них резные закомары, портал.
Слайд 26
Храмы Новгородской школы более приземистые, как бы вросшие
в землю.
Владимирские храмы, наоборот, стремятся в небо.
У новгородских храмов
ниже купол, барабан и апсида.
Новгородские храмы не декорированы, а Владимирские украшены аркатурно-колончатым поясом, у них резные закомары, портал.
Владимирская школа
Дмитровский собор во Владимире
Новгородская школа
Церковь Спаса на Нередице в Новгороде
Слайд 27
5. АРХИТЕКТУРА
ПСКОВ. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР МИРОЖСКОГО МОНАСТЫРЯ, XII ВЕК
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
СОБОР. СУЗДАЛЬ. XII ВЕК
Слайд 28
ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР ЮРЬЕВА МОНАСТЫРЯ В НОВГОРОДЕ. 1119
Этому храму
характерны расчленение формы, освобождённость внутреннего пространства
Слайд 29
Новая форма храма – трёхлопастное завершение.
Фасады декорируются множеством
окон с их обрамлением – бровками.
Стрельчатые окна также
создают ощущение стремления ввысь.
Это стремление подчёркивает и треугольное завершение трёх пластов стены здания.
НОВГОРОДСКИЙ ХРАМЫ XIV ВЕКА
Церковь Спаса Преображения в Новгороде. 1374
Церковь Фёдора Стратилата в Новгороде. 1361
Слайд 30
ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ НА МЯЧИНЕ ПОД НОВГОРОДОМ
Каменная церковь, сооружённая
в 1179 как монастырский собор архиеп. Иоанном. Четырёхстолпный трёхапсидный
однокупольный храм. Своды и купол переложены заново в 1682-1684, паперть и шатровая колокольня пристроены в 1854. Второй престол Феоктиста Новгородского. Закрыта в 1930-х, колокольня сломана. Реставрационные работы проводились в 1959-1961. Находится в ведении музея-заповедника.
Слайд 31
ЮРЬЕВ МОНАСТЫРЬ ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
Юрьев монастырь был основан новгородским
князем Ярославом Мудрым в 1030 году. Это была одна
из самых первых православных обителей на Руси, ведь в то время с момента принятия христианства прошло всего 40 лет. Православная вера еще только-только начала распространяться, ни огромного количества храмов, ни канонов строительства церквей – ничего тогда еще не было. Не были еще возведены соборы Суздаля и Владимира, не создали мастера еще Софийского собора в Киеве и Троице-Сергиевой лавры.
Конечно, в 11 веке Юрьев монастырь был деревянным, и постройки того времени до наших дней не сохранились. Однако, уже в 1119 году при Мстиславе Великом, на территории монастыря был возведен один из первых каменных храмов на Руси – Георгиевский собор. Он дошел до наших дней практически в первозданном виде, что позволяет оценить мастерство русских зодчих того времени. Внутренняя роспись не сохранилась – храм неоднократно реставрировался, и фрески 12 века были безвозвратно утеряны.
Слайд 32
ЮРЬЕВ МОНАСТЫРЬ ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
Анна Орлова-Чесменская – единственная дочь
графа Алексея Орлова-Чесменского и наследница всего его огромного состояния
– была в 19-м веке одной из самых богатых помещиц России. После кончины отца, графиня потеряла интерес к светской жизни, хотя и не покинула двор, и все больше стремилась к духовной жизни. Значительную часть своих денег она потратила на реставрацию и восстановление Юрьева монастыря, архимандритом которого в то время был Фотий, ставший духовным отцом графини. Это был золотой период для новгородской обители. Были отреставрированы все здания монастыря, построены три монашеских корпуса, возведены Спасский и Крестовоздвиженский соборы. Чуть позже монастырь был украшен колокольней, сделавший его облик еще более ярким.
С Юрьевым монастырем, так или иначе, связаны многие летописные события 12-13 века. Например, доподлинно известно, что 1130 году Мстислав жаловал монастырю огромные земельные владения. Об этом свидетельствует древнейший русский документ, сохранившийся до наших дней – пергамент, хранящийся в Новгородском музее. В эти годы Юрьев монастырь стал одной из крупнейших и богатейших православных обителей Руси. Вскоре он стал крупнейшим монастырем Новгородской земли и одним из самых значимых во всем древнем государстве.
Если говорить о значимости Юрьева монастыря, то он считается одним из самых крупных и самых важных православных обителей. Традиционно, самыми главными православными центрами считаются лавры – Троице-Сергиева, Александро-Невская и Киево-Печерская. За ними по значимости следуют крупнейшие древние монашеские пристанища, и Юрьев монастырь – в их числе. Так, в 18 веке он был одним из так называемых монастырей 1-го класса, которых в России числилось всего полтора десятка.
Восемнадцатое столетие стало тяжелым испытанием для Новгородского монастыря. Секуляризация земель, проведенная Екатериной Великой в середине века, лишила монастыри земли – их главного богатства. Почти 50 лет Юрьев монастырь находился в упадке, если не сказать – в запустении. Но затем в истории обители случился кардинальный поворот, и в считанные годы облик его преобразился до неузнаваемости. Связано это с именами двух человек – архимандрита Фотия и графини Орловой-Чесменской.
Слайд 33
ЮРЬЕВ МОНАСТЫРЬ ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
Архитектура Юрьева монастыря уникальна. Условно,
все постройки можно разделить на древние, построенные в 12
веке, и здания, возведенные в золотую эпоху монастыря – в 19 столетии.
Наибольший интерес представляет собой центральный храм монастыря. Это Георгиевский собор – единственная значимая постройка обители, сохранившаяся со времен Мстислава Великого. Что интересно, не смотря на свой возраст, собор имеет доподлинно известного автора – это мастер Пётр, имя которого сохранила до наших дней новгородская летопись.
Георгиевский собор Юрьева монастыря — один из самых древних из ныне существующих православных храмов. Он был построен в 1119 году, то есть раньше большинства самых древних и самых известных русских храмов — церкви Покрова на Нерли (1165), Успенского собора во Владимире (1160) и других. Именно его возраст определяет внешний вид, внутреннее убранство и архитектурный стиль.
В двенадцатом веке, во времена феодальной раздробленности, на Руси сложилось несколько архитектурных школ, наиболее яркой, из которых, стала Новгородская. В это время на территории этого княжества были воздвигнуты десятки храмов, многие из которых со хранились и по сей день, пусть и не в первозданном виде. Это церкви Ярославого Дворища в стольном граде – Никольский собор, церковь Ивана на Опоках, а так же Рождественский собор Антоньева монастыря и, конечно, Георгиевский собор Юрьева монастыря.
Говоря еще о соборе, нужно отметить, что сейчас он выглядит почти так же, как девять столетий назад. Во время последних реставрационных работ ему вернули изначальный древний вид. Высота храма 32 метра, по своим размерам в Новгороде он уступает лишь Софийскому собору.
Георгиевский собор хранит традиции, присущие только Новгороду. Нельзя сказать, чтобы местная школа зодчих стояла особняком, но некоторые свои отличия, несомненно, имела. Одной из главных особенностей местной архитектуры является материал, из которого стоили храмы. Это белый камень, который добывали недалеко от Новгорода, на реке Волхов. Не совсем привычно выглядит собор для жителя центральной России, воспитанного на храмах Москвы и Владимира. Георгиевский собор имеет три купола, расположенных ассиметрично. Три главы расположены в центре, над лестничной башней и над юго-западным углом храма.
Внутренне убранство Георгиевского собора сейчас по большей части восстановлено. Хотя, конечно, древние фрески 12 века и даже более молодые росписи 19 века утрачены безвозвратно.
Слайд 34
ВЛАДИМИРСКАЯ ШКОЛА
Эта школа развивается в 12 веке, когда
Владимиро-Суздальское княжество становится одним из ведущих. Храмы строятся из
белого камня. Им характерны удлинённые пропорции, стремление вверх.
Владимирские храмы богато украшены.
Пятиглавый Успенский собор во Владимире
Золотые ворота во Владимире
Слайд 40
5. АРХИТЕКТУРА
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА НА НЕРЛИ, 1165
УСПЕНСКИЙ СОБОР. ВЛАДИМИР,
1158 - 1160, 1185 - 1189
Слайд 41
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА НА НЕРЛИ
ТРАДИЦИОННОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ДАТИРОВКА ХРАМА ПО Н. Н. ВОРОНИНУ
— 1165 ГОД ОСНОВАННАЯ НА СООБЩЕНИИ ЖИТИЯ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО О ТОМ,
ЧТО ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА БЫЛА ПОСТРОЕНА В ПАМЯТЬ О ПОГИБШЕМ СЫНЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ — ИЗЯСЛАВЕ АНДРЕЕВИЧЕ. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ С. В. ЗАГРАЕВСКИЙ И Т. П. ТИМОФЕЕВА НА ОСНОВАНИИ ЛЕТОПИСНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБОСНОВЫВАЮТ БОЛЕЕ РАННЮЮ ДАТУ ХРАМА — 1158 ГОД.
СОГЛАСНО ЛАВРЕНТЬЕВСКОЙ ЛЕТОПИСИ, СТРОИТЕЛЬСТВО ПРИ КНЯЗЕ АНДРЕЕ ВЕЛИ «ИЗ ВСЕХ ЗЕМЕЛЬ МАСТЕРЫ». ТАТИЩЕВ УТОЧНЯЕТ В «ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ», ЧТО «МАСТЕРЫ ЖЕ ПРИСЛАНЫ БЫЛИ ОТ ИМПЕРАТОРА ФРИДЕРИКА ПЕРВОГО, С КОТОРЫМ АНДРЕЙ В ДРУЖБЕ БЫЛ...» (ИМЕЕТСЯ В ВИДУ ФРИДРИХ БАРБАРОССА.
ЦЕРКОВЬ ОСВЯЩЕНА В ЧЕСТЬ ПРАЗДНИКА ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ, УСТАНОВЛЕННОГО НА РУСИ В СЕРЕДИНЕ XII ВЕКА ПО ИНИЦИАТИВЕ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО. ВЕРОЯТНО, ЭТО ПЕРВАЯ ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА НА РУСИ.
ПО ЛЕГЕНДЕ, СОДЕРЖАВШЕЙСЯ В ЖИТИИ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО, БЕЛЫЙ КАМЕНЬ ДЛЯ ПОСТРОЙКИ ЦЕРКВИ БЫЛ ВЫВЕЗЕН ИЗ ПОКОРЁННОГО АНДРЕЕМ БОГОЛЮБСКИМ БУЛГАРСКОГО ЦАРСТВА. ОДНАКО ЭТА ЛЕГЕНДА ОПРОВЕРГАЕТСЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИМИ ФАКТАМИ, ТАК И РЕЗУЛЬТАТАМИ ПАЛЕОГРАФИЧЕСКИХ АНАЛИЗОВ БЕЛОГО КАМНЯ, ИСПОЛЬЗОВАВШЕГОСЯ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЦЕРКВИ.
В 1784 ГОДУ ИЗ-ЗА НИЗКОЙ ДОХОДНОСТИ ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ ИГУМЕН БОГОЛЮБОВА МОНАСТЫРЯ (К КОТОРОМУ ОНА БЫЛА ПРИПИСАНА) ПЫТАЛСЯ РАЗОБРАТЬ ХРАМ НА СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВОЗВЕДЕНИЯ МОНАСТЫРСКОЙ КОЛОКОЛЬНИ, ОДНАКО НЕДОСТАТОК СРЕДСТВ НЕ ПОЗВОЛИЛ НАЧАТЬ РАБОТЫ
Слайд 45
5. АРХИТЕКТУРА
ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР. ВЛАДИМИР. 1194 - 1197
СТАРАЯ ЛАДОГА.
ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР, XII ВЕК
Слайд 46
ИЗОБРАЖЕНИЕ МУЖСКОЙ ОДЕЖДЫ НА РЕЛЬЕФЕ ДМИТРИЕВСКОГО СОБОРА ВО
ВЛАДИМИРЕ
придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и
освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского. построен в 1194 -1197 гг
Слайд 47
ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР В Г. ВЛАДИМИР
Слайд 51
ИЗОБРАЖЕНИЕ КНЯЗЯ ВСЕВОЛОДА III С СЫНОВЬЯМИ НА ФАСАДЕ
ДМИТРИЕВСКОГО СОБОРА ВО ВЛАДИМИРЕ. XII В.
Князь изображен в
длинной одежде и узорчатом плаще, застегнутом фибулой на правом плече. Сыновья князя изображены в коротких, сходных по конструкции одеждах. Эти одежды имеют округлый вырез горловины, которая окаймлена широкой полосой, либо это оплечье, одевавшееся дополнительно. В центре, к краю горловины примыкает небольшая прямоугольная деталь. Вероятно, это оформление ворота Одежды одинаково окаймлены широкими полосами по низу, краям рукавов.
Изображения позволяют выделить следующие основные черты одежды князя и сыновей - глухой покрой, длина до колен, округлый вырез горловины, небольшой нагрудный разрез, оформленные декоративной полосой, узкие рукава, окаймленные широкими полосами у запястий и в зоне предплечья, широкая кайма по подолу. Этот тип одежды неоднократно повторяется и в изображениях на браслетах наручах и, по-видимому, соответствует реальному типу мужской древнерусской одежды.
Слайд 55
6. ЖИВОПИСЬ
Основные техники:
Икона – станковое произведение, выполненное на
досках, масляными красками.
Мозаика – создание изображения из кусочков
цветной cмальты (непрозрачного стекла), минералов, мрамора
Фреска – живопись по сырой штукатурке водяными красками
Великая Панагия –
Ярославская Оранта
1114 - около 1224
Слайд 56
6. ЖИВОПИСЬ: ИКОНА
Особенности иконописи:
обратная перспектива,
ирреальный фон,
символика
цвета.
Первоначально преобладали византийские образы
Владимирская икона Божьей матери
XII век
Слайд 57
6. ЖИВОПИСЬ
Позднее, в Новгородской иконописи стали проступать славянские
черты лица
Спас Нерукотворный
Вторая половина XII века
Слайд 58
ДМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ НА ТРОНЕ
Вторая половина XII века. Киев.
Воин Дмитрий
с княжеским венцом на голове изображен сидящим на троне. В его
руках полуобнаженный меч1. В левом верхнем углу представлен на фоне облачного неба склоняющийся к святому поколенный Спас в крестчатом нимбе. Справа летящий ангел несет Дмитрию мученический венец.
Слайд 59
НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ. «НИКОЛА ЛИПОВЫЙ»
Середина XIII века. 67,6×52,5. Русский музей,
Ленинград .
Из Духова монастыря в Новгороде, впервые упоминаемого в летописи под
1162 годом. Боковые поля опилены. Сохранность хорошая, кроме отдельных утрат на фоне, одежде и лице. Традиционная датировка иконы XII веком является слишком ранней. Против нее говорят не только стиль, но и палеографические данные.
Слайд 60
БОГОМАТЕРЬ УМИЛЕНИЯ («БЕЛОЗЕРСКАЯ»)
Первая половина XIII века.Дерево, паволока, левкас,
темпера.155 х 106 х 2
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Зал 1
Икона
обнаружена в Спасо-Преображенском соборе в Белозерске. Однако, по мнению исследователей, первоначально могла находиться в белозерской церкви св. Василия Кесарийского. Изображение на иконе восходит к иконографическому типу, сложившемуся в Византии не позднее XI века.
Этот распространенный тип изображения, представляющий младенца Христа, прижимающегося ликом к щеке матери, получил наименование "Умиление" (греч.: "Элеуса").
Особенностью образа является подчеркнуто крупное изображение Христа по сравнению с Богоматерью. Младенец облачен в короткую одежду охряного цвета, оставляющую открытыми ноги и руки. Эта обнаженная непорочная плоть младенца Христа отчетливо выявляет значение его образа как евхаристической жертвы, жертвенного агнца.
Изображения на полях тесно связаны с образом в среднике иконы. Здесь представлены пророки и святые жены Среди них — цари Давид и Соломон, пророки Иеремия и Исайя и Иезекииль, предсказавшие Воплощение Христа от Девы.
Слайд 61
6. ЖИВОПИСЬ: МОЗАИКА
Архангел
Киев, Святая София, XI век
Оранта
Киев, Святая
София, XI век
Слайд 62
6. ЖИВОПИСЬ: ФРЕСКА
Святитель Николай, Новгород
XII век
Семейство Ярослава Мудрого
Киев,
Святая София, XI век
Слайд 63
7. РЕМЕСЛО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Зернь: на изделие напаивался
узор, состоящий из множества мельчайших шариков-зернышек.
Скань: орнамент или
рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую также напаивали на металлическую поверхность.
Перегородчатая эмаль: промежутки между перегородками заполняли разноцветной эмалью;