Слайд 2
Ярослав Мудрый.
Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира
Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны,
отец, дед и дядя многих правителей Европы; в крещении получил имя Георгий (или Юрий — более поздняя форма имени Георгий, широко распространённая в древнерусском языке, в XI—XII веках оно имело вид Гюрьги). Вошла в историю работа князя «Русская правда», ставшая первым сводом законов на Руси.
Слайд 3
Внутренняя политика:
Он «посадил» в крупные города и
земли своих сыновей. В Новгороде княжил старший сын Изяслав,
Святослав получил в управление Чернигов, Всеволод – Переяславль и Ростово-Суздальскую землю. Великий князь зорко следил за своими ставленниками и требовал от них беспрекословного подчинения.
Ярослав был создателем первого сборника юридических актов Древней Руси, составленного на основе обычного права и княжеских уставов — «Русской правды».
В 1036 г. он нанес сокрушительное поражение печенегам под стенами Киева. После этого разгрома они больше не тревожили Русь. Однако на смену печенегам вскоре пришли новые кочевники — половцы (кипчаки).
Ярослав Владимирович прославился как градостроитель. Он основал города Ярославль, Юрьев (Тарту) и др.
Слайд 4
Ярослав проводил активную внешнюю политику:
совершил поход против
прибалтийского племени чудь; вернул польские города Червень и Перемышль;
в 1043 г. организовал поход русского флота на Константинополь, но потерпел поражение.
Династическими браками Киев был связан почти со всеми европейскими правящими династиями. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе, одна из его дочерей стала французской королевой, другая — венгерской, его сестра вышла замуж за польского короля и т. д.
Энергичная просветительская деятельность, ученость и «книжное радение», покровительство духовенству — все это позволило историкам дать Ярославу Владимировичу прозвище Мудрый. По его инициативе в Киеве был возведен Софийский собор и другие храмы, основывались монастыри, в которых велось летописание, строились школы.
В 1051 г. митрополитом был впервые избран русский (а не грек) священник-книжник Илларион, автор «Слова о законе и благодати».
Время правления Ярослава Мудрого традиционно считают эпохой расцвета Киевской Руси.
Слайд 5
«Русская Правда» - первое законодательство на Руси.
. Существует
три редакции данного памятника: краткая (нач. XI в.-«Правда Ярослава»1016г.
), пространная (XII в.-«Правда Ярославичей»1172; «Устав Владимира Всеволодовича» ) и сокращенная из пространной (XIII в).
указанный свод законов, в первую очередь, регулировал правовые отношения при княжеском дворе и определял обязанности общины (вервь) по отношению к князю.
Слайд 6
Ограничение, а затем упразднение кровной мести;
заменяет месть денежным
штрафом — вирой;
компенсация — головничество;
особый тип виры —
дикая (повальная) вира, которую платила вся вервь, если на ее территории произошло убийство, а преступник не был выдан властям;
По «Уставу Владимира Всеволодовича» сократились проценты по долгам; облегчилось положение смердов, указывалось, кто может быть превращен в холопа.
Слайд 7
Свободное население
Основное население Древней Руси составляли свободные
общинники — «люди» (людие, людины) - Это были жители
сел и городов, платившие князю налоги.
«Княжьими мужами» или «боярями» называли приближенных князя, в первую очередь, старших дружинников.
«Огнищанин» — это княжий слуга, позднее огнищанами стали называть княжеских и боярских холопов, управлявших личным имуществом — «огнищем» хозяина.
«Отроками», «детесками» или «гридинами» именовали младших дружинников, а также свободных слуг князя.
Противоречива информация источников о такой социальной категории Древней Руси как «смерды». С одной стороны, их можно причислить к свободному крестьянскому населению, так как они имели право свидетельствовать в суде, сами платили штрафы и наследовали имущество. С другой стороны, вира за убийство смерда составляла всего 5 гривен, тогда как жизнь простого свободного человека оценивалась в 40 гривен. Некоторые исследователи полагают, что смердами называли крестьян, работавших в княжеских селах.
Термин «муж» можно было применить к представителю любой категории свободного населения.
Слайд 8
Категории зависимого населения
Человека, отрабатывающего ранее взятый долг
(«купу»), «Русская правда» называет закупом. Закуп сохранял личное имущество
и большинство юридических прав, а главное — возвращал себе полную свободу, расплатившись с кредитором. Однако до выплаты долга закуп обязан был работать на хозяина, терпеть побои «про дело». В случае попытки бегства пойманный закуп превращался в холопа. «Устав Владимира Всеволодовича» (1113 г.) позволял закупам «искать кун» (устраиваться на работу) в другом хозяйстве, чтобы вернуть купу.
Категорией, близкой к закупам, были рядовичи. Так называли людей, заключивших с господином многолетний договор («ряд»), в соответствии с которым, они теряли большую часть прав, но приобретали покровительство влиятельного человека. Чаще всего рядовичи служили старостами или надсмотрщиками в господском хозяйстве.
Полностью зависимых людей в Древней Руси называли холопами, челядью или робами. «Русская правда» указывает 3 основных источника «обельного» (полного) холопства: 1) добровольная самопродажа в рабство; 2) женитьба на рабе без особого договора–ряда; 3) найм на работу в должности огнищанина или тиуна без особого договора–ряда. Обельные холопы считались собственностью господина и не имели никаких прав.
изгои – лица, не относящиеся ни к городской, ни к сельской общине, лишенные покровительства князя и, разумеется, вынужденные рассчитывать только на свои силы.
Слайд 9
В 1068 г. на реке Альте половцы нанесли
поражение объединенным дружинам Изяслава, Святослава и Всеволода. Киевское вече
потребовало у Изяслава раздать народу оружие для защиты города от кочевников. Князь ответил отказом, за что был с позором изгнан. С этого момента начинается очередная усобица.
В 1097 г. по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха в Любече состоялся съезд князей. Они должны были ответить на два важнейших вопроса: как прекратить усобицы и как противостоять половцам, опустошающим русские земли. Князья утвердили прямой (династический) порядок наследования в качестве основного («кажно да держит отчину свою»), и решили организовывать совместные походы против половцев (1103 г.,1111 г.). Стоит отметить, что принятая для преодоления усобиц традиция прямого наследования способствовала, по сути, окончательному раздроблению и так уже распадающегося государства.