Слайд 2
Периодизация при изложении римского права
1. Первый период —
период древнеримского патрицианско-плебейского государства и древнего римского права —
jus civile (от возникновения римского государства до установления магистратуры перегринского претора — от 754 до 242 года до н. э.);
Слайд 3
2. Второй период — период классического рабовладельческого государства
и преторского или классического римского права (от установления магистратуры
перегринских преторов до эдикта императора Каракаллы — от 242 года до н. э. до 212 года н. э.);
Слайд 4
3. Третий период — период централизованно-бюрократической и абсолютной
империи и единого императорского римского права, или постклассического права
(от эдикта Каракаллы до падения Западной римской империи или до смерти Юстиниана — от 212 до 476 или 565 года н. э.).
Слайд 5
Италия во времена основания Рима
Согласно традиции, до основания
Рима, в восьмом веке до н. э., в Италии
господствовало время, называемое периодом варварства. Исследования происхождения жителей Италии железного периода — наивысшего уровня варварства — доказывают их этническое разнообразие. Основную массу жителей составляли индоевропейские племена италиков — сабины, самниты, пациены, умбры и латины. В юго-восточной и северо-восточной частях Италии жили иллирийцы-япиги и венеты, а на северо-западе — галлы.
Греки колонизировали юг Италии и Сицилию и создали там колонию Graecia Magna. Еще большее влияние оказали этруски, сумевшие создать сильное рабовладельческое государство и захватившие Рим, так что последние римские цари носили этрусские имена.
Слайд 6
Основание Рима
Основание Рима датируется согласно римской традиции. Катон
приводит 751 год до н. э., Варон — 763
год, в то время как многие другие авторы присоединяются к сообщению Ливия о том, что Рим был основан в 754 до н. э.
По поводу основания Рима родилась легенда о близнецах Ромуле и Реме, сыновьях Реи Сильвии и Марса, дальних потомков Энея, которых вскормила волчица и которые боролись за власть во вновь созданном граде.
Содержание традиции и легенды согласуется с данными археологических раскопок. В начале первого тысячелетия до новой эры на сегодняшних римских окраинах действительно существовали постоянные поселения латинов и сабинов, занимавшихся скотоводством и земледелием. Появилась потребность регулировать межплеменные отношения и так был создан Septimonium — союз на семи холмах. Чтобы обороняться от нападения соседних племен, особенно этрусков, вознесли град, крепость которого была наречена Roma quadrata. Тогдашнее население Лациума начало создавать свое государство и свое право.
Слайд 7
Глава вторая. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В РАННЕМ РИМЕ
Исчезновение коллективной
собственности и появление частной собственности
Ко времени основания Рима произошло
первое крупное разделение труда — земледелие отделилось от скотоводства. Потом произошло второе общественное разделение труда — отделение ремесел от сельскохозяйственной деятельности, затем и третье общественное разделение труда — выделение торговли как самостоятельной хозяйственной ветви.
Скотоводство было древнейшим занятием жителей Рима. Болотистые берега Тибра способствовали разведению скота. Продукты скотоводства были богатством, которое служило для обмена с соседними племенами — греками и этрусками.
Слайд 8
В Лациуме земледелие начало развиваться успешно с тех
пор, как были проведены дренажные работы. Остатки дренажной системы
(сuniculi) найдены в окрестностях Рима. Тогда же население Лациума стало выращивать злаки и садовые культуры. Переход на металлические орудия и необходимость постоянной обработки земли привели к разделению скотоводческих и земледельческих племен. Стали создаваться постоянные поселения. Ремесленными работами стала заниматься группа людей, для которых ремесло превратилось в основное занятие, и Рим стал ремесленным центром всего Лациума, особенно из-за выгодного месторасположения и Via Salaria, торгового пути, по которому соль и другие продукты перевозились от морских берегов вглубь страны.
Слайд 9
Этот совокупный подъем хозяйства населения Лациума привел к
уменьшению натурального обмена и появлению меди как общего мерила
ценности. На римские нундины приобретались разнообразные продукты, а обменом товаров занялись люди, которые этот товар не производили. Ввозом и вывозом товаров на римских рынках начали заниматься, прежде всего, иностранцы — греки и этруски.
Слайд 10
В древнейший период в Риме существовала общественная собственность
римских родов на орудия и средства производства. В этот
период не было эксплуатации, а производственные отношения были отражением общих интересов солидарных родов.
С развитием средств производства, особенно с увеличением ввоза товаров из Греции и Этрурии, стало возможным постепенное формирование общественных групп. Это были консорциумы — римские семейства, которым передавалась во временное пользование — на пять лет — земля и другие средства производства.
С тех пор, как стали выращиваться постоянные культуры, земля рода перестала делиться каждые пять лет и окончательно перешла в собственность сначала консорциумов, а затем и меньших групп родственников, называемых familia pecuniaque, которые стали частными собственниками родового имущества.
С появлением частной собственности в римском обществе появились и расцвели различные способы эксплуатации, т. е. найм дешевой рабочей силы в производстве, порабощение бедных сограждан и т. д.
Слайд 11
Родовое устройство
Согласно данным римской традиции в раннем Риме
было 300 родов. Каждый род представлял собой замкнутое, экзогамное
и натуральное объединение потомков какого-либо легендарного героя (heros epominos) и других лиц, принятых в члены рода через посвящение. Во главе рода стоял старейшина рода (pater gentes), который вместе с советом всех мужчин управлял родом.
В роде не существовало эксплуатации благодаря солидарности всех его членов. Роды объединялись в курии или братства. Каждая курия представляла собой союз 10 родов, которые жили в непосредственной близости. Целями этих объединений были организация совместной жизни, совместная оборона и разрешение межродовых споров. Курией управляло собрание, которое избирало старейшину — curio.
Слайд 12
Более высокой степенью объединения было объединение в племя
или трибу. Каждое племя состояло из 10 курий, 100
родов. В Риме существовало три трибы — Ramnenses, Titienses и Luceres, и каждая из них могла вооружить по 100 всадников и 1000 пехотинцев.
Союз трех триб именовался Populus romanus Quiritium (или римский народ квиритов). Во главе его находился rex, а также сенат — собрание старейшин всех родов и куриатные комиции — собрание всех членов рода, организованных по куриям.
Слайд 13
Разложение родового устройства
Римский родо-племенной порядок, при котором господствовали
отношения солидарности между всеми взрослыми свободными мужчинами, продержался недолго.
Начали проявляться противоречия, приведшие к исчезновению родового порядка.
а) Распад рода на семьи. — С развитием средств производства стал возможным выход из рода мелких групп производителей. Это были консорции и агнатические семьи во главе которых стояли pater familias, отцы семейств, обладающие всей полнотой власти в семье. Все другие свободные члены семьи — alieni juris — находились под властью главы семьи, который был частным собственником всего производимого этими лицами. В момент смерти главы семьи оживала идея солидарности, и имущество делилось согласно установлениям римского наследственного права.
Слайд 14
б) Патроны и клиенты. — Уже в родовой
организации, в рамках римского рода по уровню богатства римские
семьи делились на бедные и богатые. Богатые семьи пользовались этим и выступали как протекторы — патроны бедных — покровительствуемых, или клиентов. Таким образом, патроны были видными и богатыми, а клиенты невзрачными и бедными представителями рода. Отношения между ними регулировались так называемым патронатным правом, подчеркивающим дифференциацию римского общества по имущественному уровню, т. к. клиенты требовали материальных подачек от патрона, голосуя в собрании по его указанию.
Слайд 15
в) Патриции и плебеи. — Патриции были потомками
виднейших римских родов и занимали наиболее важные государственные должности,
а плебеи (этимологически от pleo — полно: множество) — массой бедного свободного римского населения. Существование подобного разделения римского народа представляет собой одну из наиболее дискуссионных тем ранней римской историографии. Существуют гипотезы, отрицающие это положение из-за отсутствия бесспорных аргументов как за, так и против.
Слайд 16
г) Рабство. — Обычно пленников на войне убивали.
Затем этот обычай исчез, и пленников стали включать в
производство, превращая в рабов. Это было патриархальное рабство, где рабы участвовали в производстве совместно с хозяевами и рассматривались в качестве членов семьи.
Слайд 17
СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ГОСУДАРСТВА
Период военной демократии
Царский период (или период
военной демократии) был периодом, в который продолжали накапливаться классовые
противоречия, что привело к уничтожению родо-племенной организации римского общества и постепенного превращения ее в государство.
Слайд 18
Органы власти военной демократии царского периода
а) Куриатные комиции.
— Куриатные комиции были видом римского собрания и одним
из наиболее старых институтов родо-племенного управления. Право голоса имела каждая курия, которая после голосования среди своих членов подавала на комициях один голос. Этот вид собрания созывал царь (rex), а в периоды, когда престол был свободен — interrex, избранный из рядов сенаторов. Куриатные комиции решали важные вопросы как жизни римского общества в целом, так и прав отдельных граждан.
Слайд 19
б) Сенат. — Сенат был типичным органом родо-племенного
управления. Членами сената были старейшины рода. В обязанности сената
входило давать советы царю, ратифицировать решения собрания (patrum auctoritas), во время interregum — вакантности трона — организовывать управление и подготавливать выборы нового царя.
Слайд 20
в) Rex — царь. — Царь был типичным
органом родоплеменного управления. Это был пожизненно избираемый вождь племенного
союза с полномочиями верховного главнокомандующего, верховного жреца, верховного судьи и главы сообщества в целом. Царь избирался на куриатных комициях. По закону ему давалась инвеститура (lex curiata de imperio). Но когда Рим был захвачен этрусками, те назначили выбор царя из своих рядов. Царь этрусского происхождения господствовал не только над плебеями, но и над патрициями и управлял независимо от сената и комиции.
Слайд 21
Центуриатные комиции
С целью включения в войско и населения
вне родов — плебеев, царем Сервием Тулием (555 г.
до н. э.) была проведена реформа системы рекрутирования. Эта реформа отразилась на всей общественно-политической жизни Рима до конца Республики.
Опираясь на критерий богатства, Сервий Тулий поделил всех римских граждан на пять имущественных классов. Каждый класс был поделен на определенное число воинов — центурии — в определенном порядке. Так первый имущественный класс составляли граждане, которые на собственные средства могли вооружиться как тяжеловооруженные пехотинцы, что было очень дорого и доступно лишь самым богатым. Эти граждане первого класса были разделены на 80 центурий. Первый класс включал и конные центурии, что было большой обузой, т. к. конь стоил дорого. Имелось 18 великолепных центурий, состоящих из конницы. Граждане второго, третьего и четвертого имущественных классов были распределены по 20-ти центуриям. Последний класс составлял 30 центурий, в которых граждане были вооружены пращами для метания камней и стрел. Те, кто не имел и минимума дохода, не были обязаны служить в войске, а участвовали только во вспомогательных подразделениях, если хотели участвовать в дележе пленных.
Слайд 22
Итак, по реформе Сервия Тулия весь римский народ
был распределен, согласно принципу размера благосостояния, по 194 центуриям.
Построения вооруженного римского народа, поделенного на центурии, преобразовались в comitiatus maximus — главное собрание римлян. Голосование начиналось по центуриям с наибогатейшей группы — конницы, потом в первом классе и далее по другим классам, пока не добивались большинства. Так как это было слишком сложно, нередко самые богатые классы решали все вопросы самостоятельно.
Реформа Сервия Тулия сделала возможным преобразование римского общества. Вместо опоры на солидарность, характерной для родо-племенного единства, с появлением частной собственности вводится критерий богатства, регулирующий участие в политической жизни.
Слайд 23
Трибы — деление жителей по территориальному принципу
В конце
периода военной демократии было введено деление римских граждан по
месту постоянного жительства или домициям. Сообразно старым родо-племенным трибам были введены территориальные трибы. Эти административно-территориальные единицы находились под руководством трибуна, который должен был собирать подати с жителей трибов. По римской традиции, в это же время, когда были введены и центуриатные комиции, возникло деление Рима на четыре городские трибы, позднее появились и сельские трибы.
Слайд 24
Разложение военной демократии
Органы родо-племенного устройства — куриатные комиции,
сенат и царь — с развитием военной демократии трансформировались
из органов равноправных членов рода в органы эксплуатации бедных членов рода и внеродовых масс. Эти процессы, обозначившие создание антагонистических отношений между людьми, усилились с появлением частной собственности и с оформлением центуриатных комиции, в которых патриции и плебеи с одинаковым богатством имели одинаковые права. Закрепление населения на определенной территории, как и тирания царей этрусского происхождения, способствовали объединению патрициев и плебеев в 510 году для изгнания последнего этрусского царя, что означало конец родо-племенного устройства Рима.
Было избрано двадцать преторов или консулов, которые стали во главе римского государства.