Слайд 2
Русь языческая
Язычество – народная вера («народ»
- одно из значений древнеславянского слова «язык»). Древние славяне
поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим всё вокруг. Самые древние славянские верования и обряды основаны на обожествлении природы.
Слайд 3
Древнейшие боги славян
Первоначально славяне «клали требы» (то-есть приносили
жертвы) упырям и берегиням.
Затем они начали
«трапезу ставити» Роду и рожаницам.
Впоследствии славяне стали поклоняться главным образом Перуну.
Слайд 4
Упыри
Упырь – не мёртвый (живой мертвец) – низший
дух, демоническое существо. По народным поверьям, упырями становились люди,
«умершие неестественной смертью». Упыри выходят по ночам из могил и высасывают кровь у людей и животных.
Слайд 5
Берегини
Берегини – женские духи, охранительницы от злых сил.
Древние славяне воспринимали берегинь как подательниц влаги, дождя, необходимых
для плодородия земли.
Слайд 6
Русалки
Позднее берегини трансформировались в русалок. Русалка – дух
в облике женщины, живущий в воде. В Древней Руси
полуженщина-полурыба. Русалки связаны с культом плодородия. Русалками становились преждевременно умершие девушки или невесты, не дожившие до свадьбы. В хороводных песнях люди призывают русалок помогать росту хлеба. Русская русалка завлекает чарующим смехом или пугает диким хохотом. Она скорее страшна, чем прекрасна. Русалка всегда простоволоса и не причёсана.
Слайд 9
Род
Род – верховное божество неба и земли, распоряжавшееся
всеми жизненно необходимыми стихиями – солнцем, дождями, водой. Он
всемогущий, заботится о делах небесных, другие боги повинуются ему. Род даёт жизнь всему живому.
Слайд 10
Рожаницы
Рожани́цы — девы жизни и судьбы, божества благополучия и
плодородия.женские божества плодородия в славянской мифологии, покровительницы рода, семьи,
домашнего очага. Рожаницы - покровительницы как рождаемости, так и урожайности, духи плодородия, рождения новой жизни. Рожаницы всегда упоминаются совместно с мужским божеством Родом и, как правило, существуют в паре.
Слайд 11
Перун
Славяне верили: этот владыка небесный, если гневался, принимался
стрелять из лука огненными стрелами, тем самым посылая на
землю гром и молнии. Перун-громовержец был и богом войны, к нему взывали воины, моля ниспослать победу в схватке с врагом
Слайд 12
Священным деревом Перуна считался дуб, и изваяние
его обычно ставили на возвышенном месте в дубовой роще.
Судя по сохранившимся описаниям, у идола Перуна, стоявшего в Киеве, было вырезанное из дерева туловище, голова из серебра, а борода – из золота. Перед статуей бога-громовержца горел негасимый огонь.
Слайд 13
Солнечные боги
С переходом славян к земледелию важную роль
в их верованиях стали играть солнечные (солярные) боги. Несколько
столетий одним из самых почитаемых на Руси был Даждьбог.
Слайд 14
Дажьбог
Даждьбог – божество солнца – назван в сохранившихся
сказаниях родоначальником и покровителем восточнославянских племён, от которых произошли
русские люди – «дажбожьи внуки».
Дажьбог был олицетворением не только дневного светила, но и вообще тепла и света. От него зависели смена времён года и чередование дня и ночи. Даждьбог – податель земных благ и хранитель славянского рода, которому он дал жизнь.
Слайд 15
Хорс
Хорс, чьё имя означает «солнце», «круг», воплощал в
себе движущееся по небу светило. Это очень древнее божество,
не имевшее человеческого облика и представлявшееся просто золотым диском.
Слайд 16
С культом Хорса были связаны ритуальный весенний танец
– хоровод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу
блины и катать зажжённые колёса, символизировавшие светило.
Слайд 17
Семаргл
Спутником богов Солнца и плодородия был Семаргл –
крылатый пёс, охранитель посевов, бог корней. семян, ростков. Считался
посредником между миром явьим и миром поднебесным.
Слайд 18
Богом Неба и небесного огня был Сварог, сыновьями
которого считались Сварожич (бог земного огня) и Даждьбог.
Слайд 19
Огонь Сварожич
Огонь был поистине центром того мира, в
котором проходила вся жизнь человека, да и после смерти
его тело нередко ожидал погребальный костёр. С глубочайшей древности Огонь отгонял прочь тьму, холод, диких зверей. Нечистая сила не смела приблизиться к Огню, Огонь был способен очистить что-либо осквернённое.
Слайд 20
Божеством неба, воздуха и ветра считался Стрибог .
Слайд 21
Божества плодородия
В большом почёте у древних славян была
Мать-Сыра Земля – богиня плодородия, прародительница жизни. Земледельцы-славяне видели
в ней свою кормилицу. Зимой она крепко спала и просыпалась весной, разбуженная первым громом. Древние славяне считали Землю и Небо супружеской парой, чья любовь и породила всё живое на свете.
Слайд 22
Женскими божествами плодородия, благополучия, весеннего расцвета жизни были
Лада и Леля.
Слайд 23
Лада и Леля
Лада – богиня брака, изобилия, времени
созревания урожая. Леля – богиня незамужних девушек, богиня весны
и первой зелени. Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в её честь весенний праздник Ляльник.
Слайд 24
Макошь
К древнейшему земледельческому культу Матери-Земли восходит общеславянское
почитание Макоши – богини земли, урожая, женской судьбы, Великой
Матери всего живого. Макошь была богиней женских работ, чудесной пряхой. У восточных славян Макошь стала со временем почитаться как подательница дождя. В конце концов она «поднялась» с земли на небо и заняла место главного женского божества.
Слайд 25
Змей - Велес
Мужским божеством плодородия, связанным с
нижним миром, был Велес (Волос). Имя Велеса восходит к
древнейшему корню «vel» со значением «мёртвый»; Велес – владыка мира мёртвых. Нисхождение в этот мир приносило всеведение, особую мудрость, нередко связанную с поэтическими способностями, поэтому Велес – одновременно бог мудрости и поэзии.
Слайд 26
Велес навий
Образ Велеса – собирательный образ божества,
покровительствующего всему животному миру. Бог долго сохраняет черты зверя,
представляется мохнатым.
Слайд 28
С переходом к скотоводству Велес превратился в покровителя
домашних животных, «скотьего бога». Славяне почитали Велеса как бога
богатства, покровителя купцов. С развитием у славян земледелия Велес становится богом урожая, оставаясь по-прежнему богом мёртвых.
Слайд 29
Волхв
Соединение представлений о Велесе даёт ключ к пониманию
слова «волхв» - это языческий жрец, облачённый в звериную
шкуру мехом наружу, он общается с иным миром, наделён великой мудростью и поэтическим даром, он – могущественный маг и, возможно, пророк (как известно, с вопросами о будущем люди нередко обращались к умершим).
Слайд 30
Морена
Во многом схожа с Велесом Морена – богиня
Зимы, мира мёртвых и… плодородия земли. Марой или Мореной
славяне называли соломенное чучело – олицетворение зимней стужи, которое на масленицу разрывали и разбрасывали по полям, чтобы те дали богатый урожай. Из мёртвой смерти (зимы) живородится жизнь (весна).
Слайд 31
Мир человека: между своим и чужим
Домовой – это
душа избы, покровитель строения и живущих в нём людей.
Домового представляли себе в виде маленького старичка, заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах. Домовой – вечный хлопотун, зачастую ворчливый, но в глубине души добрый и заботливый.
Домовой
Слайд 34
Кикимора
Интересный мифологический персонаж – Кикимора. Злой дух дома,
мрачное привидение, которое днём невидимкой сидит за печью, а
по ночам куролесит и безобразничает. Путает пряжу, бьёт посуду, насылает на кур «вертун», выстригает всю шерсть у овец. Особо усердствует на Святки.
Слайд 35
Дворовой
Дворовой – покровитель двора, помощник домового. Дружит с
козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, особенно, если они
белой или светлой масти. Часто ссорится с соседскими дворовыми.
"Как у нас-то дворовой ходит с чёрной головой, носит шубку бархатну, у него-то глаза огненные, нос курнос, усы торчком, ушки чутки, ножки прытки, кохти цепки. Днём на солнышке лежит, чудны сказки говорит, ночью бродит, на охоту ходит".
Слайд 36
Иногда дворовой предстаёт в сложном образе чудовища: "Немного
кошки побольше. Да и тулово похоже на кошкино, а
хвоста нет. Голова как у человека, нос горбатый-прегорбатый, глаза большущие, красные, как огонь, а над ними брови чёрные, большие, рот широчущий, а в нём два ряда чёрных зубов, язык красный и шероховатый, руки как у человека, только кохти загнутые. Весь оброс шерстью, вроде как серая кошка, а ноги человеческие".
Слайд 37
Банник
Банник – голый старичок с радужными глазами, покрытый
грязью и листьями от веников, который обитает в нетопленной
бане. Он вредит тем, кто приходит в баню поздно, после захода солнца или ночью. Брызжет кипятком, бросает раскалённые камни, напускает угару.
Слайд 38
Лес и леший
«Леший» буквально значит «лесной».Внешность его переменчива.
Он то представал великаном выше самых высоких деревьев, то
съёживался, прячась за низкорослым кустом. Волосы у Лешего длинные, серо-зелёные, зато на лице – ни ресниц, ни бровей, а глаза – как два изумруда, горят в лесных потёмках зелёным огнём. Одежда в нём запахнута наоборот.
Слайд 39
Баба Яга
Баба-Яга – лесная старуха, волшебница, ведьма. Живёт
в чаще. В избушке на курьих ножках. Одна нога
у неё костяная, плохо видит, больше полагается на обоняние, летает в ступе. Лесные звери ей подчиняются. Стоит на границе царства мёртвых: вокруг её дома забор из человеческих костей, засов – человеческая нога, запор – человеческая рука, замок – зубы.
Слайд 40
Лесавки
Лесавки – лесные духи, родственники лесовика, старики и
старушки. Очень маленькие, серенькие, похожие на ежей. Живут в
прошлогодней листве, бодрствуют с конца лета до середины осени. Всё это время веселятся, водят хороводы, листву поднимают, шелестят, шуршат, свистят на весь лес.
Слайд 41
Аука
Аука – лесной дух, который, в отличие от
леших, не спит ни зимой, ни летом. Зимой ему
раздолье: со всех сторон дурачит человека, отзывается из-за каждого куста. Маленький, пузатенький, щёки надутые.Водит человека по лесу, вселяет в него надежду, а сам заведёт в чащу и бросит там, чтобы уснул путник морозным сном, забыв обо всём.
Слайд 42
Ремизов А. М. «К Морю-Океану»
«Ауку чай знаете? Аука
в избушке живёт, а изба у него с золотым
мхом, а вода у него круглый год от весеннего льда, помело у него – медвежья лапа, бойко выходит дым из трубы, и в морозы тепло у Ауки…Аука затейный, знает много мудрёных докук, балагурит и охоч попугать, иногда страшно. Да на то он Аука, чтобы пугать».
Слайд 43
Полевик
Полевик – дух, охраняющий хлебные поля. Относительно доброго,
но проказливого нрава. Иногда люди встречали в поле старичка,
невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил утереть ему нос. И, если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок - Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится испачкать руки.
Слайд 44
Вода и водяной
Водяной дедушка - хозяин вод. Водяного
представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим
хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное.
Слайд 45
"Водяной дух"
Не ходи к потоку -
Он
шумит, бежит,
Там неподалеку
Водяной сторожит.
Д.П.Ознобишин
Слайд 46
Волкодлак
Волкодлак – человек-оборотень, способный превращаться в волка. Волкодлаки
съедают луну или солнце при затмении. Считалось, что волкодлак
становился упырём, поэтому рот ему после смерти закрывали монетой. В русской литературе тема волкодлака использовалась, начиная с Пушкина, который первым употребил название для них – «вурдулак».
Слайд 47
Капище
Издревле местом общеплеменных молений для почитания «высоких» богов
были горы, особенно «лысые». На вершине холма находилось капище
– место, где стоял капь – идол. Вокруг капища шёл земляной вал, на вершине которого горели крады – священные костры. Второй вал был внешней границей святилища. Пространство между двумя валами носило название требище; там потребляли жертвенную пищу (под открытым небом или в хоромах (храмах)). Идолы в большинстве своём были деревянными, это объяснялось верой в магическую силу дерева.
Слайд 49
Идол Велеса
В Киеве стоял и идол Велеса. Но
находился он не близ княжеского двора, а в слободах
простого люда: культ этого полузвериного бога нижнего (навьего) мира был сочтён слишком « диким» и простонародным.
Слайд 52
Пантеон князя Владимира
В летописи сообщается: «Начал княжить Владимир
в Киеве единолично. И поставил идолы на холме вне
двора теремного: Перуна деревянного, а глава его серебряна, а ус злат, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Макошь. С принятием христианства все идолы были изрублены, кроме Перуна. Идол был спущен в Днепр, и эскорт из двенадцати дружинников сопровождал его до порогов в соответствии с одной из форм славянского погребения.