Слайд 2
РУССКАЯ ПРАВДА – памятник законодательства 11–12 вв., считающийся
самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых
норм раннесредневековой Руси.
Слайд 3
Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает
правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения
«судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации – нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников – прежде всего Священного Писания.
Слайд 4
Есть мнение, что еще до Русской правды существовал
некий Закон Русский, однако какие из его статей вошли
в текст Русской Правды, а какие являются оригинальными, – точных данных нет. Согласно еще одной гипотезе, название «Правда Роськая» происходит от лексемы «рось» (или «русь»), что означает «дружинник».
Слайд 5
Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках
15 в. и одиннадцати списках 18–19 вв. Согласно традиционной
русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды: Краткую, Пространную и Сокращенную.
Слайд 6
Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской является
Краткая Правда (20–70-е годы 11 в.), которую принято делить
на Правду Ярослава Мудрого (1019–1054) и Правду Ярославичей. Первые 17 статей Правды Ярослава (по разбивке поздних исследователей, так как в самом тексте источника деления на статьи нет), сохранившиеся в двух списках 15 в. в составе Новгородской I летописи, содержат еще более ранний пласт – первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил» – их называют Древнейшей Правдой («Правдой Роськой»).
Слайд 7
Текст ее был составлен не ранее 1016 года.
Спустя четверть века текст Древнейшей Правды лег в основу
всей Правды Ярослава – кодекса норм прецедентного права.
Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них – постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества.
Начало Краткой Правды убеждает в фиксации норм обычного права, так как в них идет речь о кровной мести и круговой поруке.
Слайд 8
Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи в
тексте Краткой Правды.
Эта часть кодекса была составлена в
70-е годы 11 века, и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями.
К ним относят статьи, разделяемые на
Вирный (верный) покон (то есть Устав о штрафах в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей), появление которого связывают с восстаниями 1068–1071 на Руси,
Урок мостникам то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах (в 1060 годах была проезжая часть).
Слайд 9
В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс
оформления законов от частных случаев к общим нормам, от
решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.
Слайд 10
Пространная Правда – вторая редакция Русской Правды, памятник
развитого феодального общества. Создана в 20–30 годы 12 в.
(ряд исследователей связывают ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207–1208 и потому относят ее составление к 13 в.). Сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников.
Слайд 11
Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая
Сокращенная Правда – или третья редакция Русской Правды, возникшая
в 15 в. Она дошла всего в двух списках 17 в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству.
Слайд 12
С начала 14 в. Русская Правда стала терять
свое значение как действующий источник права. Смысл многих использованных
в ней терминов, становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста.
С начала 15 в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст стали вписывать в летописные своды – она стал историей.
Слайд 13
Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу
многих юридических источников – Новгорода и Смоленска с Ригою
и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III – Судебника 1497.
Слайд 14
Русская Правда закрепила социальное неравенство. Всесторонне защитив интересы
господствующего класса, она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников –
холопов, челяди (так, жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного «мужа»: 5 гривен против 80).
Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной, так и в частной сфере, однако современные исследования показывают, что это не так (Н.Л.Пушкарева).
Слайд 15
В советское время принято было говорить о Русской
Правде как о едином источнике, имевшем три редакции. Это
соответствовало общей идеологической установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство рассматривалось как «колыбель» трех восточнославянских народностей.
Слайд 16
В настоящее время российские исследователи (И.Н.Данилевский, А.Г.Голиков) чаще
говорят о Краткой, Пространной и Сокращенной Правдах как о
самостоятельных памятниках, имеющих важнейшее значение для изучения различных частей государства.
.