Слайд 2
На рубеже XVII и XVIII вв. в России
закончилось Средневековье и началось Новое время
Если в западноевропейских странах
этот исторический переход растягивался на целые столетия, то в России он произошёл стремительно — в течение жизни одного поколения
Слайд 3
Реформы, проведённые Петром I (1689—1725 гг.), затронули не
только политику, экономику, но также искусство
Целью молодого царя было
поставить русское искусство в один ряд с европейским, просветить отечественную публику и окружить свой двор талантливыми архитекторами, скульпторами и живописцами
В то время крупных русских мастеров почти не было
Пётр I приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал самых талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию
Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» (ученики, содержавшиеся за счёт государственных средств — пенсиона) стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство
Слайд 4
XVIII столетие в истории русского искусства было периодом
ученичества
Но если в первой половине XVIII в. учителями русских
художников были иностранные мастера, то во второй они могли учиться уже у своих соотечественников и работать с иностранцами на равных
По прошествии всего ста лет Россия предстала в обновлённом виде — с новой столицей, в которой была открыта Академия художеств; со множеством художественных собраний, которые не уступали старейшим европейским коллекциям размахом и роскошью
Слайд 5
Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий
суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые
жанры (портрет, натюрморт и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя темы (мифологическую и историческую)
Поэтому стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в несколько лет
Слайд 6
Для того чтобы Россия укрепилась на
Балтийском море, на отвоёванной у шведов земле Пётр I
основал новую столицу — Санкт-Петербург, что означало «крепость Святого Петра» (апостол Пётр был небесным покровителем русского монарха)
Петропавловская крепость
Санкт-Петербург
Слайд 7
Доменико Трезини
(1670—1734)
Доменико Джованни Трезини - архитектор и
инженер, швейцарец по происхождению
С 1703 года работал в России,
став первым архитектором Санкт-Петербурга
Трезини проектировал важнейшие постройки Петербурга — Петропавловскую крепость и её собор, здание Двенадцати коллегий, а также дворцы фаворитов Петра I
Петропавловский собор и теперь выглядит весьма необычно для православного храма
Над зданием главенствует не купол, а острый шпиль колокольни
Нет привычной полукруглой апсиды (выступа, перекрытого полу куполом или полу сводом) с восточной стороны храма, где находится алтарь
Скромное убранство собора противоречило традициям московской архитектуры XVII в.
Он не случайно стал символом Петербурга — в нём заложены основы всего образного архитектурного стиля новой столицы
Слайд 8
Петропавловский собор с монументальной колокольней и великолепным иконостасом
- подлинным шедевром русского декоративного искусства - один из
немногих в Санкт-Петрбурге хорошо сохранившихся памятников зодчества начала XVIII века
Первая деревянная церковь в Петропавловской крепости была построена в 1703 году
Закладка каменного собора состоялась 8 июня 1712 года
Слайд 9
Постройка велась по проекту Д. Трезини и под
его руководством
В первую очередь была возведена многоярусная колокольня, увенчанная
шпилем, обитым медными вызолоченными листами
Шпиль завершался флюгером в виде фигуры летящего ангела и крестом
Высота собора - 122,5 метра
Слайд 10
Для парадного въезда в крепость с восточной стороны
Д. Трезини были сооружены Петровские ворота, сначала деревянные (1708),
а затем каменные (1717-1718)
Ворота носят характер триумфальной арки с одним проездом
Слайд 11
На Васильевском острове начали возводить каменные дома для
дворян, например великолепный дворец сподвижника Петра I Александра Даниловича
Меншикова, часто служивший местом торжественных царских приёмов
Именно там чествовали команду первого иностранного корабля, пришедшего в новый порт из Голландии
Слайд 12
Дворец Меншикова
Стиль: петровское барокко
Построен
в 1710-1716 гг. по проекту Д. Трезини, а также
Д.М.Фонтана и И.Г. Шеделя
Перестроен Иваном Бланком в 1732—1740 гг.
Слайд 13
Дворец А. Д Меншикова, главный фасад которого обращён
к Неве, долгое время был самым роскошным частным домом
северной столицы
Недавно он был восстановлен в первоначальном виде
В оформлении фасадов (высокие крыши, окна с мелкими переплётами), в интерьерах, отделанных деревом, бело-голубыми изразцами и разнообразными тканями, господствует голландский вкус
Дворец А. Д. Меншикова
в Санкт-Петербурге
Интерьер
1710—1727 гг .
Слайд 14
К середине 20х гг. на Васильевском острове появились
и другие постройки
До сих пор украшают набережную Кунсткамера (1718—
1734 гг.), первый в России музей, и здание Двенадцати коллегий — министерств петровской эпохи
Здание 12-ти Коллегий
Центральная часть
1722-1742 гг.,
арх. Д. Трезини
Слайд 15
Чуть выше по течению Невы располагался Летний дворец
(1710— 1714 гг., архитекторы Доменико Трезини и Андреас Шлютер),
который Пётр подарил своей жене Екатерине Алексеевне
Слайд 17
Ансамбль Летнего сада
В 1704 г. началось строительство сада,
который стал называться – Летним
Ансамбль Летнего сада создавали лучшие
архитекторы (И.Матвеев, М. Земцов, Н. Микетти, Ж.-Б. Леблон), а также замечательные садоводы, которыми руководил Ян Роозен
Строго распланированные аллеи сада были украшены многочисленными скульптурами, фонтанами и беседками
Фонтаны питались от водовода, переброшенного через реку, которая стала называться Фонтанкой
Слайд 18
Петр I очень гордился Летним садом, лично выписывал
для него из-за границы диковинные растения и статуи из
Италии
Сад тогда не был похож на современный
В нём преобладали не деревья, а однолетние травы и цветы
Слайд 19
Цветы высаживали на фигурных клумбах, которые образовывали орнаменты,
похожие на ковровые узоры
Подобные парки в России называли регулярными
или французскими (мода пришла из Версаля - резиденции французских королей под Парижем), а клумбы — партерами (от фр. parterre — «на земле»)
Партеры украсили мраморными статуями, изображавшими героев античных мифов
Группа "Мир и Изобилие"
Мрамор
Скульптор П. Баратта
1722 г.
Слайд 20
Работа над возведением ограды началась в 1771 г.
и продолжалась 13 лет
В решетке Летнего сада поражает и
восхищает все. В ней построено трое ворот, расположенных по осям центральных аллей сада
Изумительной красоты решетка из ажурных звеньев выкована на тульских заводах
Слайд 21
Малые ворота - это изящная имитация ворот, как
бы парящих в воздухе между колоннами
Надворотные украшения в стиле
барокко выполнены по рисункам молодого архитектора П.Е.Егорова
Гранитные столбы выполнялись под руководством каменных дел мастера Т.И.Насонова
Эти мастера создали ограду изумительной красоты
Пожалуй, нет равной ей в мире по воздушной легкости и изяществу
"Я к розам хочу в тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград", - писала Анна Ахматова
36 гранитных колонн, увенчанных вазами и урнами, и тончайшие ажурные звенья, украшенные позолоченными розетками, стали сокровищем мирового искусства
Летний сад стал центром общественной жизни столицы
Здесь проводились Петровские ассамблеи, придворные праздники, приемы иностранных гостей
Слайд 22
Прогуливаясь по Летнему саду, посетители могли
знакомиться с новым для России видом искусства и с
античной мифологией
Слайд 23
Я к розам хочу, в тот
единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи
помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника...
А.Ахматова