Слайд 2
СРЕДНЕВЕКОВАЯ КАВАЛЕРИЯ ЕВРОПЫ
Звездный час кавалерии наступил, когда было
изобретено седло со стременами. Теперь, приподнимаясь на стременах, всадник
мог пускаться галопом и совершать прыжки через препятствия. Получив опору, всадник мог использовать любое оружие и свешиваться с седла для удара. Наконец, поставив ногу в стремя, проще стало садиться на лошадь. Ограничения на рост боевых коней теперь можно было снять.
К 9-му веку франки превратили своих тяжеловозов в гигантских рыцарских коней — “дестриэ”. С этого времени в Европе пеший перестал считаться воином.
Рост дестриэ колебался между 175 и 200 см в холке. Сидя на спине такого существа, рыцарь мог не обращать внимания на пехоту, зачастуя давя лошадиными копытами своих же воинов . Впрочем, уже с 12 века пехота стала постепенно возвращать свои позиции. Боевых коней ведь могли себе позволить очень немногие.
Слайд 3
Кони, на которых рыцари вели сражения или выступали
на турнирах, своим видом напоминали сегодняшних тяжеловозов, и были
совсем не похожи на кавалерийских лошадей более поздних времен.
Слайд 4
Рыцарских лошадей разводили в специальных конюшнях, которыми заведовали
маршалы. Это был придворный чин, который лишь с XVII
века стал воинским званием. Хорошая сильная лошадь стоила целой деревни со 100 крестьянами, а боевые рыцарские доспехи с вооружением стоили столько же, сколько 2-3 лошади, а то и больше.
Слайд 5
Рыцарских лошадей разводили в специальных конюшнях, которыми заведовали
маршалы. Это был придворный чин, который лишь с XVII
века стал воинским званием. Хорошая сильная лошадь стоила целой деревни со 100 крестьянами, а боевые рыцарские доспехи с вооружением стоили столько же, сколько 2-3 лошади, а то и больше
Слайд 6
В XI-XVI веках латные турнирные доспехи, - а
турнирные были более массивными, чем боевые, - весили около
40 кг. Боевые, миланской работы, состоявшие из 6 частей - около 30 кг. Все прочее вооружение, вместе с копьем - максимум 20 кг. Что можно сказать о конской броне? Сохранившиеся в музеях мира экземпляры польской и немецкой брони, включавшие в себя нагрудник, накрупник, пластины, защищавшие глаза и шею, весят около 20 кг.
Так что, если сложить все приведенные выше цифры, получится 65-70 кг. Плюс вес массивного седла - 15 кг. Если предположить, что рыцарь весил 80-90 кг, то в итоге имеем 160-170 кг. Именно такой вес несла на себе рыцарская лошадь
Слайд 7
Вся поверхность этого редкого деревянного седла пятнадцатого века
покрыта резным оленьим рогом, украшенным заполнением из твердого цветного
воска. Отделка содержит в себе беседу изысканных любовников: например, леди спрашивает “а если война закончится?” на что её возлюбленный отвечает, “буду рад принадлежать тебе” ***. Известны несколько таких богато-украшенных сёдел; ещё одно, немного скромнее по композиции отделки, также в Коллекции Уолеса (инв. номер A407). Их точное назначение неясно; предполагается, что они использовались для лошадей, ведомых в процессии в церемониальных случаях, служа в качестве явного свидетельства успешности и вкуса.
Слайд 8
Тут изображен отрывок из работы древнего мастера над
седлом.
Слайд 9
Это седло Генриха 5. На поперечине сидеть было
больно, вот и прибивали подушки. В ранних сёдлах поперечин
не было
Стоимость такого сёдлышка на аукционе - 89000 рубликов
Слайд 10
Без нагрудника седло не седло, судя по миниатюрам
12 - 13 веков. Подперсье появляется только в 15
веке. На лавках седла в переди крепятся кольца по одному на каждую лавку, к правому кольцу крепится широкий ремень в обхват груди с дырками на конце под пряжку. На противоположном конце лавки в кольцо крепится короткий ремень с пряжкой, в который и вдевается после обхвата груди длинный ремень идущий от правой лавки. Ширина ремня могла доходить до 10 см и могла украшаться литыми бляшками или подвесками. Подхвостье как правило не использовали, хотя знали про него.
Слайд 11
Классический подхвостник который мы видим в нашем веке,
с веками не изменился со времён древнего мира. Но
в век рыцарства использовался в основном у тягловых лошадей перевозящих грузы. С 14 века подхвостник трансформируется в красивый обвес крупа и несёт чисто эстетическую нагрузку, ибо не цепляется за репицу коня а проходит просто свисая под хвостом.
Слайд 12
Кроме потника, седла, подпруг, путлищ, стремян и нагрудника,
вероятно что поверх седла надевали стёганное пончо с вырезами
под луки. Скорей всего оно было из кожи, набитое конским волосом и сильно простёгано. Этот чепрак защищал седло от влаги, стирания дерева доспехом и смягчал своей достаточной мягкостью долгую езду в деревянном седле.