Слайд 2
Основателем Сасанидского государства был Ардешир Бабакан. В 224
году в битве у Сузиана он победил Парфию и
ликвидировал ее. Так в 226 году возникло государство Сасанидов
Слайд 3
227 году Атропатена подчинилась сасанидам, стала важнейшей областью
и центром зороастризма.
Слайд 5
В 3-5 веках между Римом и Сасанидами шла
борьба за господство в Передней Азии.
Поначалу албанские правители были
на стороне римских императоров: Валериана (260 год – взят в плен Шапуром I).Об этом написано на стене храма Накши Рустаме
Слайд 8
Албания была подчинена только в 262 году, об
этом свидетельствует надпись в Накши-Рустаме, сделанная по приказу Шапура
1 (241-272). После смерти Шапура в Албании начали проводить самостоятельную внешнюю политику.
Во II веке до н. э. в Албании правили правители из племени Аран, в I веке н.э. правители динасии Аршакидов, после пришло время правления сасанидских марзбанов, затем Мехраниды
Слайд 9
Когда к власти пришел Шапур II (309-379), он
нашел себе союзников в лице албан. Санатюрк (290-338)правитель Пайтакарана
хотел препятствовать захватническим планам Рима,Армении христианизации Албании. В 337 году он опираясь на гуннов,подчинил армян.захватил их столицу
Слайд 10
Урнайр в 313 г.принял христианство
Слайд 12
Урнайр правитель Албании поддерживал Cасанидов, желая сохранить целостность
Албании. В 359 году в Амидском сражении Сасаниды победили
римлян, вернули Арцах, страну маров (Нахчиван) и Каспиана. Шапур II жестоко преследовал христиан. Но в 371 году в Дзиравском сражении Албания потеряла Ути, Кольт, Гирдыман и Сакасену из-за поражения сасанидов. Только в 387 году земли были возвращены, а территория Армении поделена между Сасанидами и Римом.
Слайд 13
В Албании существовало несколько областей: Чола, протянувшаяся от
Дербента до горы Бешбармак, где находились «Железные ворота» Дербента,
Шеки, Лпина со столицей Габалой, между Чолой и Шеки, Камбисена, Сюник, Ути с городом Барда, Пайтакаран, охваывавший Миль-Муганскую равнину и Арцах (Нагорный Карабах), где проживали тюрки.
Слайд 15
Ваче II – албанский правитель после смерти своего
дяди Ездигерда II противника христианства, отрекся о огнепоклонства и
принял христианство. Он не захотел подчиниться Фируз шаху, объединившись с 11 кавказскими правителями. Тогда Фируз прибег к помощи гуннов-хайландуров, которые в 462 году вторглись в Албанию.
Слайд 17
В 463 году Ваче отказался от престола. Албанский
историк Моисей Каланкатуйский пишет, что Албания в течение 30
лет оставалась без правителя. Только в 493 году к власти пришел Вачаган III Благочестивый, который стал последним правителем Албании из династии Аршакидов. Он пропагандировал христианство, в 498 году созвал Агуэнский собор, в котором были определены христианские законы и размеры налогов. Но его правление завершилось в 510 году, к власти пришли сасанидские марзбаны, правившие тут до 629 года.
Слайд 18
движение маздакидов, направленное против сасанидского гнета и
феодальной эксплуатации. Последователи движения следовали
учению Мани, популярному в
III веке,
распространяемому на сирийском и пехлевийском языках. Но в 276 году Мани был казнен, его идеи направлены против госвласти.
Слайд 19
Движение имело место в 481-529 годах. Маздак считал,
что их цель построение справедливого общества
Кубад 1 для подавления
сопротивления феодалов оказывал покровительство Маздаку, даже назначил его своим главным визирем (мобедом). Во время голода по настоянию Маздака были открыты хлебные амбары. Но Кубад I и его сын Хосров I Ануширван казнили Маздака в 529 г
Слайд 21
Сасанидский правитель Хосров 1 Ануширван провел три реформы:
1.
Земельная.
За службу давал воинам земельные владения -Хостак.
2. Административная. Земли
он разделил на провинции, входящие в кустаки. Албания, Атропатена и Иберия вошли в северное марзбанство.
3. Налоговая.Прежде ,чем провести реформу Хосров 1 сначала сделал перепис всех деревьев людей Женщины, дети, мужчины старше 60 освобождались от выплаты гезита.
Налог собирался не с урожая, а с площади земли, что ухудшало положение крестьян в засушливые годы.