Слайд 2
*
фадеева в.н.
Средние века, с начала IV по XI
век, стали веками упадка в развитии естественнонаучных знаний вследствие
гибели греко-римского центра науки и культуры и тормозящего действия монотеистических религий христианства и мусульманства.
Слайд 3
*
фадеева в.н.
“Пятьдесят лет назад, будучи студентом, я твердо
знал две вещи о средневековой науке: во-первых, что ее
не было, и, во-вторых, что Роджер Бэкон преследовался церковью за научные знания. Многие убеждены в этом и по сей день”.
Американский историк техники и культуролог Линн Уайт
Слайд 4
*
фадеева в.н.
В Средневековье существовали три интеллектуальных центра
Византия
Латинские монастыри
Арабская культура
Слайд 5
*
фадеева в.н.
В 7-14 веках центром науки становятся города
Арабского Востока.
В 20-е годы IX века в Багдаде
был основан "Дом Мудрости", выполнявший функции Академии Наук.
При нем была богатая библиотека старинных рукописей и астрономическая обсерватория.
Арабскими учеными были переведены
"Альмагест" Птолемея,
труды Аристотеля и других древнегреческих ученых
индийские астрономические сочинения.
Слайд 6
*
фадеева в.н.
Мохамед Аль-Хорезми (783-850 гг.)
составил астрономические и тригонометрические
таблицы для нужд теоретической и практической астрономии,
описал разные
календарные системы, устройство и применение основных астрономических инструментов.
Слайд 7
*
фадеева в.н.
Аль-Баттани (858-929 гг.)
проверил таблицы Птолемея,
уточнил величину
прецессии и угла e между эклиптикой и небесным экватором.
Слайд 8
*
фадеева в.н.
Абу Райхан аль-Бируни (973-1048 гг.)
вел многолетние наблюдения
небесных объектов
самостоятельно, по оригинальной методике, определил размеры Земли
догадывался
о её вращении вокруг Солнца.
Слайд 9
*
фадеева в.н.
ОМАР ХАЙЯМ (1048 — 1122), персидский поэт,
математик, философ.
философские четверостишия — рубаи.
создал астрономические таблицы
разработал
математическое обеспечение практической астрономии
составлял календари
дал изложение решения уравнений до 3-й степени включительно.
Создал в 1079 г. персидский солнечный календарь, точнее григорианского, применялся в Иране и других государств до сер. XIX в.
Слайд 10
*
фадеева в.н.
Насреддин Туси (1201-1277 гг.)
основал в Мараге обсерваторию
с большой библиотекой
в сотрудничестве с учеными Индии и Китая
составил "Ильханские таблицы" движения Луны, Солнца и планет.
Азербайджан Шемахи́нская
Астрофизи́ческая Обсервато́рия
им. Насреддина Туси
Слайд 11
*
фадеева в.н.
Мохамед-Тарагай Улугбек (1394-1449 гг.)
внук и наследник великого
завоевателя Тимура
"Новые таблицы" - каталог 1018 звезд,
различные системы летоисчисления,
основы сферической и практической астрономии,
теорию затмений, движения планет и другие сведения.
Стала астрономической энциклопедией XV века и переиздавалась в других странах.
Слайд 12
*
фадеева в.н.
построил крупнейшую в XV веке астрономическую обсерваторию
с гигантским квадрантом радиусом 40,2 м, с помощью которого
были с большой точностью определена продолжительность года.
Квадра́нт — астрономический инструмент для определения высот светил.
Слайд 13
*
фадеева в.н.
Византия
Сохранением греческого языка и православной трактовки христианства.
Иоанн
Дамаскин (богослов),
Лев Математик (сочинения по математике, механике, анатомии)
и др.
Система образования - светская и классическая.
Учебные заведения имели несколько различных ступеней, в том числе и высшие школы (университеты).
Византийские ученые собирают и комментируют уцелевшие рукописи античных авторов.
Слайд 14
*
фадеева в.н.
Монастырская культура была латиноязычной.
Греческий язык был
забыт - утрачен доступ к греческой науке
Слайд 15
*
фадеева в.н.
В теории познания средневековья появляются новые принципы
креационизм
(учение о сотворении мира Богом)
принцип богооткровенности (Бог дает знание
через откровения достойным)
провиденциализм (учение о подчинении человека сверхъестественной судьбе - провидению)
эсхатология (учение о конце мира)
Слайд 16
*
фадеева в.н.
Структура средневекового знания включает четыре направления:
Слайд 17
*
фадеева в.н.
1. Физико-космологическое
в основе учение о движении натурфилософии
Аристотеля (которого в средневековых университетах называли просто Философом)
Бог
как перводвигатель
Слайд 18
*
фадеева в.н.
2. Учение о свете - оптика
модель Вселенной
на основе философии Платона
Космос - сферичен, это созданный
по определенному проекту механизм, где число сфер соответствует числу планет.
Земля в центре мира
Слайд 19
*
фадеева в.н.
3. Учение о живом
наука о душе (на
основании философии Аристотеля)
душа растительная
животная
разумная
Слайд 20
*
фадеева в.н.
4. Комплекс астролого-медицинских знаний
к которому примыкает учение
о минералах и алхимия
Слайд 21
*
фадеева в.н.
В состав средневекового знания входили философия и
семь свободных искусств:
грамматика
риторика
логика
арифметика
геометрия
астрономия
музыка
Слайд 22
*
фадеева в.н.
Философия понималась как наука о делах человеческих
и божественных в той мере, в какой их понимание
доступно человеку.
Слайд 23
*
фадеева в.н.
Кроме теоретической философии появляются:
натуральная философия (античная и
средневековая физиология);
божественная философия (теология, наука о Боге);
моральная философия (понятия
о добродетели и порядке жизни);
гражданская философия (теория достижения блага общества) .
Слайд 24
*
фадеева в.н.
Спор об универсалиях
Проблема соотношения разума и веры
была центральной в культуре средних веков.
Слайд 25
*
фадеева в.н.
Номинализм - Реальна единичная вещь, универсалии это
обобщенные понятия
Концептуализм - Универсалии не являются самостоятельной реальностью, существуют
единичные вещи, но в них фиксируется нечто общее.
Реализм – универсалии существуют реально.
Слайд 26
*
фадеева в.н.
Реализм Фомы Аквинского
Универсалии существуют трояко
«ДО ВЕЩЕЙ» В
БОЖЕСТВЕННОМ РАЗУМЕ КАК ИХ ИДЕИ
«В ВЕЩАХ» КАК ИХ СУЩНОСТИ,
СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ
«ПОСЛЕ ВЕЩЕЙ» В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ АБСТРАКЦИЙ
Слайд 27
*
фадеева в.н.
ОККАМ Уильям (ок. 1285-1349), английский философ-схоласт
логик и
церковно-политический писатель, главный представитель номинализма 14 в., францисканец.
Благодаря
виртуозному владению искусством диалектики он получил от учеников прозвище «Doctor invincibilis» (непобедимый учитель).
Слайд 28
*
фадеева в.н.
Бритва Оккама
«не следует умножать сущности без
необходимости»
«Принципом простоты», который так же называют «бритвой Оккама»:
Понятия, несводимые к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки.
Слайд 29
*
фадеева в.н.
12 в. схоластическая наука и философия
философии
Аристотеля + христианской догматики
достигает расцвета в 13-14-м вв.
трудами
Вильгельма Оккама (1270-1347),
Альберта Великого (1193-1280),
Раймонда Луллия (1234-1315),
Роджера Бэкона (1214-1292),
Жана Буридана (1300-1358),
Никола Орема (1323-1382),
Альберта Саксонского (1316-1390) и других.
Слайд 30
*
фадеева в.н.
схоластика
Метод умозрительных, формально-логических доказательств, в основе которого
лежала логика Аристотеля.
Схоластика не описывала мир, а строила
универсальный понятийный аппарат.
Слайд 31
*
фадеева в.н.
Схема схоластического рассуждения
сначала приводятся аргументы против защищаемого
тезиса
потом им противопоставляется сам тезис, который подкрепляется каким-либо авторитетом
затем идет доказательство тезиса и опровержение выдвинутых в начале контраргументов
все положения, противоречащие тезису, автор обязан опровергнуть
Слайд 32
*
фадеева в.н.
Технологическая революция
В 10 веке распространению подковы
ширится
использование лошади в сельском хозяйстве
появление тяжелого колесного плуга для
глубокой вспашки
замена волов на лошадей
создание лошадиной упряжки - плечевого хомута, что позволило увеличить тяговое усилие в 4 раза
производство пороха
развитие огнестрельного оружия и изменило принципы ведения боевых действий
разработку и внедрение различных механических устройств (например часовое дело).
освоение и использование энергетических ресурсов
Слайд 33
*
фадеева в.н.
Водяные колеса уже в IX в. стали
заметным явлением.
Появились ветряные мельницы.
К 12 в. эти
устройства получили широкое распространение.
В руках человека впервые в истории сосредотачивается такая сила – мощность водяных мельниц достигает 40 – 60 лошадиных сил.
Слайд 34
*
фадеева в.н.
Возникают новые материалы и технологии в строительстве.
Разрабатываются новые типы гражданской архитектуры: крытый рынок, биржа, склады,
больницы и Т.д.
Инженеры, определяя размеры элементов сооружений, полагались не на расчеты, а на практический опыт и интуицию.
Слайд 35
*
фадеева в.н.
Появляется архитектурный стиль «готика» - это мощные,
устремленные ввысь сооружения.
Широко применяются стрельчатые и полуциркульные арки,
используются и классические римские колонны.
Слайд 36
*
фадеева в.н.
Ио́ганн Гу́тенберг (1397 или 1400 — 1468) — немецкий
ювелир и изобретатель книгопечатания.
Важнейшим событием было внедрение в культуру
Европы книгопечатания.
Слайд 37
*
фадеева в.н.
Создание европейских университетов
Слайд 38
*
фадеева в.н.
Университеты связывали себя с греческой идеей семи
свободных искусств, которым надлежало обучать свободного человека.
Слайд 39
*
фадеева в.н.
Искусства делились на две группы.
Тривиум или
троичный путь
грамматика
риторика
диалектика
Считались в Античности необходимыми для оратора
и политика.
Квадриум или четверичный путь
Геометрия
арифметика
астрономия
музыка
Слайд 40
*
фадеева в.н.
В 13 веке университет разделился на четырe
факультета:
теологии
права
медицины
искусств на котором преподавались семь свободных искусств (тривиум
и квадриум).
Слайд 41
*
фадеева в.н.
Специaлизaция университетов
Слайд 42
*
фадеева в.н.
ВАГАНТЫ (от лат. vagantes — бродячие),
создатели латиноязычной
поэзии, когда в находящихся на подъеме средневековых городах множатся
школы, возникают первые университеты и складывается первая в истории Европы ситуация избытка образованных людей.
Слайд 43
*
фадеева в.н.
Болонский университет
Открыт в пер. пол. XII века.
Болонья
стала ранним центром юриспруденции.
Слайд 44
*
фадеева в.н.
описание четырехгодичного курса по медицине в Болонском
университете.
Каждый день читались четыре лекции.
Первый год был посвящен
арабскому философу Авиценне и его учебнику по медицине Канон.
Второй и третий год изучались Гален, Гиппократ и Аверроэс.
Четвертый год был отдан в основном повторению.
Слайд 45
*
фадеева в.н.
Салерно и Монпелье.
Искусство врачевания
Слайд 46
*
фадеева в.н.
Кафедральная школа в Шартре в северных Альпах
была центром преподавания свободных искусств.
Слайд 47
*
фадеева в.н.
В конце 12 века Париж становится центром
теологических изысканий.
Слайд 48
*
фадеева в.н.
Оксфордский университет
Рано стал известен своими научными исследованиями
Оксфордский университет.
Некоторые университеты имели исследователей, занимавшихся «науками» без обязанности
преподавать.
Слайд 49
*
фадеева в.н.
Роберт Гроссетест (1175-1253)
Основатель философской и естественнонаучной школы
теоретик
и практик экспериментального естествознания
Был канцлером Оксфордского университета, епископом Линкольнского
собора.
Слайд 50
*
фадеева в.н.
Трактаты
«О свете или о начале форм» -
концепция «метафизики света» - свет тончайшая телесная субстанции и
первичная форма и энергия.
«О сфере» - изложение элементарных математических основ астрономии
«О линиях, углах и фигурах»
«О радуге»
«О наступлении и отступлении моря»
Слайд 51
*
фадеева в.н.
Зная еврейский, арабский и греческий языки, он
переводил на латынь Псевдо-Дионисия Ареопагита, Авицеброна, Аристотеля.
Слайд 52
*
фадеева в.н.
Роджер Бекон (около 1214Роджер Бекон (около 1214 —
после 1294),
«Удивительный доктор» — английский философ и естествоиспытатель.
Преподавал в университете в Оксфорде.
С 1257 — вступил в орден Францисканцев.
Слайд 53
*
фадеева в.н.
Отвергая догмы, основанные на преклонении перед авторитетами,
и схоластическое умозрение призывал к опытному изучению природы, к
разработке оптики, механики («практической геометрии»), астрономии.
Целью всех наук считал увеличение власти человека над природой.
Свои работы считал подготовительными к задуманной им обширной энциклопедии наук.
Слайд 54
*
фадеева в.н.
Николай Оре́м, или Николай Орезмский (до 1330 г.-
1382 г.)
католический богослов, епископ, один из наиболее известных французских философов
и учёных XIV в.
Его научные труды повлияли на Николая Кузанского, Коперника, Галилея и Декарта.
Слайд 55
*
фадеева в.н.
Физика
«Книга о небе и мире» он
обсуждает вопрос о возможности объяснения суточного вращения небесной сферы
вращением Земли вокруг оси
Слайд 56
*
фадеева в.н.
Новой для своего времени была идея Орема
о том, что движение планет определено не Богом, сотворившим
Землю, а равновесием природных сил.
Орем придерживался традиционных представлений о делении мира на подлунный и небесный.
Слайд 57
*
фадеева в.н.
Математика
Трактат «Вычисление пропорций» в котором он впервые
использовал степени с дробными показателями и фактически вплотную подошёл
к идее логарифмов.
Оремом впервые была предложена схема деления октавы на 12 равных тонов — равномерно темперированная музыкальная шкала.
Слайд 58
*
фадеева в.н.
Экономика
В трактате «О происхождении, сущности и обращении
денег» Орем выдвинул идею о том, что право чеканить
деньги принадлежит не суверену, а народу. Тем самым он противостоит растущей тенденции европейских правителей решать свои финансовые проблемы за счёт инфляции.
Слайд 59
*
фадеева в.н.
Фома Аквинский
положение о двух путях постижения
истины:
через откровение
путем научного исследования.
Ученый обретал свободу
исследования с условием не покушаться на догматы религии.
Слайд 60
*
фадеева в.н.
XVI в. играет особую роль в становлении
физико-математических и естественных наук.
трансформация всей исследовательской программы, благодаря
чему «протонаука» превращается в науку.
Слайд 61
*
фадеева в.н.
Характеристики науки
Деятельность по получению новых знаний
Категория
людей, профессионально этим занимающихся.
Самоценность - познание ради самого познания.
Рациональный
характер, опираться на логику и доказательства.
Наука создает целостное, системное знание.
Положения науки обязательны для всех людей.
Наука должна опираться на экспериментальный метод
В исследованиях необходимо применять методы математики.
Слайд 62
*
фадеева в.н.
К этим требованиям фрагментарно подошла «протонаука» 16
в.
Слаба связь фундаментальной и прикладной наук.
Развитие техники
вне рамок официальной науки художниками, медиками, алхимиками.
Осуществляется прорыв мышления за рамки утвердившихся догм.